ОП.05 ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ БИОХИМИИ

Приложение 4.11
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ БИОХИМИИ

49.02.02 Адаптивная физическая культура
Заочная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология с основами биохимии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2014 г. № 994.

Организация-разработчик:
образовательное
учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской
области
«Свердловский
областной

Разработчик:
Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

15

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ БИОХИМИИ
1.1.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.05 Физиология с основами биохимии является обязательной
частью профессионального учебного цикла основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая
культура.
Учебная дисциплина ОП.05 Физиология с основами биохимии обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и
ПК:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
ПК 1.6. Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся.
ПК 2.2. Проводить занятия оздоровительной физической культурой.
ПК 2.3. Организовывать внеурочные занятия физической культурой оздоровительной,
реабилитационной и рекреационной направленности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать учебные занятия и внеурочные мероприятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области адаптивной физической культуры на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
адаптивного физического воспитания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
4

коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель программы - содействие формированию общих и профессиональных
компетенций, связанных с вопросами изучения физиологических процессов и
регуляционных механизмов, происходящих в организме человека в различные периоды
онтогенеза.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 12
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4

 измерять
и
оценивать
физиологические
показатели
организма человека;
 оценивать
функциональное
состояние
человека
и
его
работоспособность, в том числе с
помощью лабораторных методов;
 оценивать факторы внешней
среды с точки зрения влияния на
функционирование
и
развитие
организма человека в детском,
подростковом
и
юношеском
возрасте;
 использовать знания биохимии
для определения нагрузок при
занятиях физической культурой;
 применять знания по физиологии
и
биохимии
при
изучении
профессиональных модулей.

 физиологические характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;
 понятия метаболизма, гомеостаза,
физиологической
адаптации
человека;
 регулирующие функции нервной
и эндокринной систем;
 роль
центральной
нервной
системы в регуляции движений;
 особенности физиологии детей,
подростков и молодежи;
 взаимосвязи физических нагрузок
и функциональных возможностей
организма;
 физиологические закономерности
двигательной
активности
и
процессов восстановления;
 механизмы
энергетического
обеспечения
различных
видов
мышечной деятельности;
 биохимические основы развития
физических качеств;
 биохимические основы питания;
 общие
закономерности
и
особенности обмена веществ при
занятиях физической культурой;
5

 возрастные
биохимического
организма.

особенности
состояния

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем часов
171

в том числе:
теоретическое обучение

20

практические занятия

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

151

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет 3 семестр,
экзамен 4 семестр

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 05 «Физиология с основами биохимии»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Раздел 1. Физиология возбудимых тканей
Тема 1.1. Общие Содержание учебного материала
закономерности
1.Основные физиологические функции разных живых тканей
физиологии нервной Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма
системы
человека. Основные физиологические функции разных живых тканей: раздражимость,
возбудимость, проводимость, сократимость, спонтанная автоматия.
2.Спинной и головной мозг, их функции.
Роль центральной нервной системы в управлении движениями
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект по теме «Характеристика центральной нервной системы. Понятие о нервных
центрах. Координирующая роль центральной нервной системы».
2. Таблица «Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы:
морфологические и функциональные различия».
3. Схема «Регулирующие функции нервной системы»
Тема 1.2. Высшая Содержание учебного материала
нервная
Рефлексы, их классификация. Понятие о рефлекторной дуге.
деятельность
Самостоятельная работа обучающихся
1. Схема «Типы высшей нервной деятельности человека: сила, уравновешенность и
подвижность нервных процессов».
2. Конспект «Особенности занятий физкультурой, особенности тренировок спортсменов в
связи с типологическими особенностями их высшей нервной деятельности».
3. Конспект «Современные представления о сне. Фазы сна. Сновидения»
4. Таблица «Первая и вторая сигнальные системы у детей и подростков»
Тема
1.3. Содержание учебного материала
Гормональная
Понятие о железах внутренней секреции. Гормоны, их количество, механизмы действия и

Объем
в
часах

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

52
14
2
ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

2
10
4

ОК 5,8
ПК 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 3.2, 3.3, 3.4

4
2
18
2
16
4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2
ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

4
4
4
20

ОК 5,8
ПК 2.3, 2.4, 2.5,

7

значение в организме. Роль гормонов в нейрогуморальной регуляции функций органов и
систем.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Гормональные взаимоотношения между эндокринными железами»
2. Таблица «Эндокринные железы: гормоны и их функции»
3. Схема «Влияние гормонов на рост и развитие ребенка»
4. Конспект «Эндокринная система и половое созревание подростков. Физиологические
основы полового воспитания»
5. Таблица «Роль гормонов при занятиях физическими упражнениями»
Раздел 2.
Физиология систем жизнеобеспечения
Тема 2.1 Физиология Содержание учебного материала
системы крови
Функции крови. Состав крови. Клетки крови. Виды иммунитета. Группы крови.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Функции крови. Состав крови».
2. Таблица «Клетки крови, их количество и функции»
3. Схема «Виды иммунитета»
4. Таблица «Группы крови»
Тема 2.2 Физиология Содержание учебного материала
системы
Свойства сердечной мышцы. Показатели сердечной деятельности в покое и при
кровообращения
физической нагрузке. Частота сердечных сокращений (ЧСС), влияния возраста и пола.
Систолический и минутный объем крови в покое и при мышечной нагрузке.
В том числе практических занятий
1.Измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления в покое и при
физической нагрузке
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Общие сведения о сердечно-сосудистой системе человека. Анатомофизиологическая характеристика различных отделов сердца. Фазы сердечной
деятельности».
2. Таблица «Характеристика сосудистого русла человека. Движение крови по сосудам»
3. Схема «Артериальное давление крови и его изменением при физической нагрузке»
4. Таблица «Частота сердечных сокращений при физической нагрузке разной
интенсивности. Силы сокращения сердца и факторы, влияющие на нее»
Тема 2.3 Физиология Содержание учебного материала
регуляция
физиологических
функций

2.6, 3.2, 3.3,3.4

20
4
4
4
4
4
40
12
12
4
4
2
2
18
2

2
2
14
4

ОК 5,8
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 2.3, 3.2, 3.3,3.4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 2.5,
2.6, 3.2
ОК 2,3,4, 6
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.4, 2.5, 2.6
ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

4
4
2
10
8

Механизм внешнего дыхания. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью.
Перенос газов кровью. Дыхание человека при мышечной работе. Изменение частоты
дыхания и легочных объемов при физических нагрузках разной интенсивности.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Физиология системы дыхания. Факторы, влияющие на газовый состав крови.
Тканевое дыхание».
2. Таблица «Показатели эффективности внешнего дыхания. Частота дыхания, легочные
объемы и емкости.
3. Конспект «Механизмы адаптации дыхания к мышечной работе».
Раздел 3. Физиология физического воспитания и спорта
Тема 3.1 Физиология Содержание учебного материала
двигательного
Современные представления о механизмах мышечного сокращения. Структурные
аппарата
единицы мышечной ткани, обеспечивающие ее сокращение. Виды сокращений и
напряжений скелетных мышц. Одиночные и множественные мышечные сокращения.
В том числе практических занятий
1.Статическая и динамическая работа
системы дыхания

Тема 3.2 Механизмы
и
показатели
адаптации органов и
систем к физическим
нагрузкам

Тема

3.3.

Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Понятие о нервно-мышечном аппарате. Роль потенциалов в проведении
возбуждения в нервных и мышечных волокнах. Синапсы и медиаторы нервно-мышечного
аппарата».
2. Конспект «Функциональная лабильность нервно-мышечного аппарата».
3. Таблица «Быстрые и медленные мышечные волокна»
Содержание учебного материала
Механизмы и показатели усиления деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной,
эндокринной и других систем во время мышечной работы. Адаптация системы
энергообеспечения. Роль анализаторов в формировании произвольных движений.
Нейрогуморальная регуляция процессов адаптации организма к физическим нагрузкам.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Конспект «Механизмы и показатели усиления деятельности сердечно-сосудистой,
дыхательной, эндокринной и других систем во время мышечной работы»
2.
Презентация «Закаливание как механизм формирования адаптации организма к
физическим нагрузкам.»
Содержание учебного материала

10
4

ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

4
2
62
4
2

2
2
10
4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2
ОК 2,3,4, 6
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
1.6, 2.4, 2.5, 2.6
ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

4
2
8

8
4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

4
2
9

Физиологическая
классификация поз и
разных
видов
мышечной
деятельности
Тема
3.4.
Физиологические
основы
развития
физических качеств

Тема
3.5
Физиологическая
характеристика
состояний организма
при
спортивной
деятельности

Тема

3.6

Статическая и динамическая работа. Позы тела и мышечная деятельность. Классификация
физических упражнений. Характеристика циклических и ациклических упражнений.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Таблица «Локальные, региональные и глобальные физические упражнения.
2. Таблица «Физиологическая характеристика циклических и ациклических упражнений»
Содержание учебного материала
Вид физических качеств. Физиологические основы развития мышечной силы, скоростносиловых качеств, выносливости, гибкости
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Физиологические основы развития мышечной силы, скоростно-силовых
качеств, выносливости, гибкости».
2. Таблица «Биохимические основы адаптации мышц к тренировке выносливости».
Содержание учебного материала
Истинно и условно устойчивое состояние организма при мышечной деятельности. Ложное
устойчивое состояние. Зависимость устойчивого состояния организма от мощности
работы, состояния тренированности. «Мертвая точка» и «второе дыхание».
Физиологические механизмы развития «мертвой точки». Основные ее признаки. Пути
преодоления «мертвой точки» Зависимость возникновения «мертвой точки» и
тренированности спортсмена. Признаки утомления при мышечной работе. Локальные и
центральные признаки утомления. Нарушение координационных процессов в ЦНС.
Накопление продуктов метаболизма. Недостаточность вегетативных функций.
Положительные и отрицательные эффекты утомления. Общие закономерности
восстановления функций. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов.
Сущность медленного и длительного восстановления кислородного долга.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Предстартовое и стартовое состояние. Разминка, ее физиологические
эффекты. Врабатывание. Физиологическая характеристика и значение врабатывания».
2. Схема «Устойчивое состояние организма при мышечной деятельности: истинное,
условно устойчивое состояние, ложное устойчивое состояние».
3. Конспект «Мертвая точка» и «второе дыхание». Физиологические механизмы развития
«мертвой точки». Основные ее признаки. Пути преодоления «мертвой точки» Зависимость
возникновения «мертвой точки» и тренированности спортсмена.
4. Конспект «Утомление и восстановительные процессы».
Содержание учебного материала

2
8
4
4
6

6
4
2
12

12
4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2
ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 3.2

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

2
2

4
12

ОК 1,9, 10,12

10

Показатели физического развития детей и подростков. Развитие детей в онтогенезе по
периодам. Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков. Выявление
закономерностей роста и развития по периодам: возраст наступления школьной зрелости,
младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Функциональные возможности детского организма»
2. Таблица «Физиологическое обеспечение функций организма детей при выполнении
мышечной работы по возрастам»
3. Конспект «Особенности утомления и восстановления физической работоспособности
ребенка».
4. Таблица «Характеристика критических и сенситивных периодов онтогенеза»
Раздел 4. Общая биохимия
Тема 4.1. Углеводы
Содержание учебного материала
Общая характеристика углеводов и их классификация. Моносахариды, дисахариды,
полисахариды. Физические и химические свойства. Биологическое значение углеводов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Общая характеристика углеводов и их классификация.»
Физиологические
основы физического
воспитания
учащихся
разных
возрастных групп

Тема 4.2 Липиды

Содержание учебного материала
Общие свойства липидов. Жиры, их структура, свойства. Биологическая роль липидов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Классификация липидов.»
Тема
4.3
Белки. Содержание учебного материала
Ферменты
Полипептидная теория строения белков. Аминокислоты, их классификация. Состав
белков. Функции белков
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Аминокислоты, их классификация. Состав белков. Функции белков»
Тема 4.4 Витамины
Содержание учебного материала
История открытия витаминов. Роль витаминов в питании человека. Понятие о
гиповитаминозе. Жирорастворимые и водорастворимые витамины
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Роль витаминов в питании человека.»
2. Таблица «Жирорастворимые и водорастворимые витамины»
Тема 4.5. Биохимия Содержание учебного материала

2

ПК 2.1, 2.2, 3.2

10
2
2

ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

4
2
17
2

2
2

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

2
2
2
2

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2
ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

2
2
4

4
2
2
2

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2

11

мышц и мышечного Химический состав мышечной ткани. Биохимические изменения в организме при
различных состояниях.
сокращения
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект «Биохимические изменения в скелетных мышцах».
2. Схема «Биохимические основы развития физических качеств»
Промежуточная аттестация. Экзамен
ВСЕГО

2
5
2
3
6
171+6

ОК 1,9, 10,12
ПК 2.1, 2.2, 3.2
ОК 5,8
ПК 2.3, 3.2, 3.3,3.4

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет анатомии, физиологии и гигиены человека, оснащенный оборудованием:
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
Оборудование учебного кабинета:
тонометр;
спирометр;
весы медицинские;
ростомер;
динамометр кистевой;
секундомер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Ершов, Ю. А. Биохимия человека : учебник для вузов / Ю. А. Ершов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 466 с. – (Высшее образование). –
ISBN 978-5-534-07769-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/423741 (дата обращения: 17.05.2020).
2. Капилевич, Л. В. Физиология человека. Спорт : учебное пособие для вузов / Л.
В. Капилевич. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 141 с. – (Высшее образование). –
ISBN 978-5-534-09793-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/451329 (дата обращения: 17.05.2020).
3. Осипова, Г.Е. Биохимия спорта : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. Е. Осипова, И. М. Сычева, А. В. Осипов. – 2-е изд.,
испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 135 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-14300-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/472406 (дата обращения: 17.05.2020).
4. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная,
возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2017. – 624 с.
– ISBN 5-94299-037-9. – Текст : непосредственный
5. Чинкин, А.С. Физиология спорта [Текст]: учебное пособие / А.С. Чиркин, А.С.
Назаренко. – М.: Спорт, 2016 – 120 с. – ISBN 978-5-9907239-2-4 – Текст :
непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1. Биохимия, книги, электронные учебники [Сайт] – Москва, 2020. – URL:
www.biochemistry.ru/default.htm. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
2. Биохимия. [Сайт] – Москва, 2020. – URL: www.biokhimija.ru/ (дата обращения
– 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
3. Витамины [Сайт] – Москва, 2020. – URL: www.vitamini.ru/ (дата обращения –
17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные

13

4. Информационный сайт-справочник по биологии и медицине. [Сайт] – Москва,
2020. – URL: www.cellbiol.ru (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
5. История физиологии кратко [Сайт] – Москва, 2020. – URL:
www.physiolog.spb.ru/history1.html (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
6. Лекции по возрастной анатомии и физиологии [Сайт] – Москва, 2020. – URL:
www.window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=32767 (дата обращения – 17.05.2020). –
Текст. Изображение : электронные
7. Материалы по возрастной физиологии – [Сайт] – Москва, 2020. – URL:
www.detskaya-medicyna.ru/ (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
8. Медиаторы
и
синапсы.
[Сайт]
–
Москва,
2020.
–
URL:
www.window.edu.ru/resource/023/61023/files/mediators_and_synapses.pdf (дата обращения –
17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
9. Разнообразные материалы по физиологии и медицине [Сайт] – Москва, 2020. –
URL: www.loas.ru/index.php?do=sitemap (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
10. Физиология [Сайт] – Москва, 2020. – URL: www.biobsu.org/phha/index.htm
(дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
11. Электронный учебник по биологии человека, раздел Физиология. [Сайт] –
Москва, 2020. – URL: www.humbio.ru/humbio/physiology/0005e445.htm (дата обращения –
17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
12. Электронный учебник по физиологии (информационный портал) [Сайт] –
Москва, 2020. – URL: www.fiziologiyacheloveka.ru (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
3.2.3. Дополнительные источники
1. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для
студ. учреждений высш. проф. образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М.
Расулов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016 – 304 с. ISBN 978-54468-3270-5 – Текст : непосредственный
2. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия / С.С. Михайлов. – М.: Советский спорт,
2004. – 220 с. – ISBN 5-85009-876-3. – Текст : непосредственный
3. Смирнов, В.М., Дубровский, В.И. Физиология физического воспитания и спорта:
учеб.для студ.высш.учеб.заведений / В.М. Смирнов, В.И. Добровский. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2002. – 608 с. – ISBN 5-305-00034-3. – – Текст : непосредственный
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: учеб. пособие
для вузов физической культуры / Под общ. ред. А.С. Солодкова. – М.: Советский спорт,
2011. – 192 с. – ISBN 978-5-9718-0478-9. – Текст : непосредственный
5. Физиология человека: учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ.
воспитания пед. вузов / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование
и наука, 2001. – 492 с. ISBN 5-85193-093-5. – Текст : непосредственный

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
физиологические характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;
понятия метаболизма,
гомеостаза, физиологической
адаптации человека;
регулирующие функции нервной
и эндокринной систем;
роль центральной нервной
системы в регуляции движений;

Критерии оценки
Правильно называет
общие закономерности
роста и развития
организма с учетом их
закономерностей.
Формулирует понятия
обмена веществ в
организме
Перечисляет функции
систем организма.
Определяет роль ЦНС в
координации
рефлекторных
процессов, образовании
динамических
стереотипов движений.
особенности физиологии детей, Распознаёт основные
подростков и молодежи;
возрастные особенности
взаимосвязи
физических Сопоставляет
нагрузок и функциональных используемые нагрузки
возможностей организма;
на занятиях физической
культурой с
возрастными и
индивидуальными
возможностями
организма
физиологические
Аргументированность
закономерности двигательной
выводов и заключений
активности и процессов
по определению
восстановления;
биохимических основ
изменения состояний
организма при
физической нагрузке
механизмы энергетического
Точно определяет
обеспечения различных видов
взаимосвязи в организме
мышечной деятельности;
при физической
нагрузке.
биохимические основы развития Сопоставляет
физических качеств;
используемые нагрузки
на занятиях физической
культурой с
возрастными и
индивидуальными
возможностями
организма.
биохимические основы питания; Характеризует основные

Методы оценки
тестирование по теме.
Устный экзамен

тестирование по теме.
Устный экзамен
Устный экзамен
тестирование по теме.
Устный экзамен

выполнение и защита
практических работ.
Устный экзамен
выполнение и защита
практических работ.
Устный экзамен

выполнение и защита
практических работ.
Устный экзамен

тестирование по теме.
Устный экзамен
тестирование по теме.
Устный экзамен

выполнение и защита
15

положения современных
теорий рационального
питания
общие
закономерности
и Определяет
особенности обмена веществ при максимальные нагрузки
занятиях физической культурой; исходя из
энергетических ресурсов
организма при
мышечной деятельности
возрастные особенности
Распознаёт основные
биохимического состояния
возрастные особенности
организма.
биохимических
состояний организма
Быстрота и точность
Умения:
измерять и оценивать
измерения
физиологические показатели
физиологических
организма человека;
показателей организма.
оценивать функциональное
Правильность, полнота
состояние человека и его
выполнения
работоспособность, в том числе с лабораторных работ и
помощью лабораторных
практических заданий.
методов;
Точность
формулировок,
расчетов, соответствие
требованиям к
оформлению работы.
оценивать факторы внешней
Аргументированность
среды с точки зрения влияния на действий при выборе
функционирование и развитие
способов решения
организма человека в детском,
ситуационных задач.
подростковом и юношеском
возрасте;
использовать знания биохимии
Определяет
для определения нагрузок при
максимальные нагрузки
занятиях физической культурой; исходя из
энергетических ресурсов
организма при
мышечной
деятельности.
применять знания по физиологии Рациональность
и биохимии при изучении
действий при
профессиональных модулей.
использовании знаний
при изучении
профессиональных
модулей.

практических работ.
Устный экзамен
Устный экзамен

Устный экзамен

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий
защита отчетов по
практическим занятиям

проверка и оценка
составленных схем и
рисунков, подобранных
примеров и других видов
самостоятельной работы
оценка активности на
практических занятиях

оценка анализа урока по
физической культуре с
позиции особенностей
развития детей и
подростков

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».