ПМ 03_Рабочая программа практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.03. Методическое обеспечение процесса физического воспитания
специальности 49.02.01 Физическая культура

Екатеринбург
2020

Рабочая программа производственной практики по ПМ 03 «Методическое
обеспечение процесса физического воспитания» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1355 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 49.02.01 «Физическая культура»
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «Свердловский областной педагогический колледж»

Разработчики:
Бабарыкина Г.А.., преподаватель ВКК ГАПОУ СО «СОПК»
Сибагатулина С.А., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»
Рецензент: Рефат Виктория Владимировна, учитель физической культуры, ВКК,

МАОУ СОШ №168

2

Содержание
1. Общая характеристика производственной практики ….………………………………4
2. Структура и содержание программы практики…………………………………………………….6
3. Условия организации и проведения практики………………………………………………………7
4. Контроль и оценка результатов………………………………………………………………………8

3

1. Общая характеристика производственной практики
ПП.03 Методический портфель учителя физической культуры
1.1. Место ПП.03 Методический портфель учителя физической культуры
практики в структуре основной профессиональной образовательной программы
(далее – ОПОП)
Программа ПП.03 Методический портфель учителя физической культуры практики
является частью ОПОП по специальности 49.02.01 Физическая культура в части
освоения основных видов профессиональной деятельности:
ВД.3 Методическое обеспечение процесса физического воспитания
1.2. Цель практики
Практика имеет целью ознакомление с методическим обеспечением образовательного
процесса по специальности 49.02.01 «Физическая культура».
Задачи практики:
1) процессе изучения МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической
работы учителя физической культуры»;
2) осуществление выбора учебно-методического комплекта, разработка учебнометодических материалов (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
3) систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в
области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
4) оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
5) участие в исследовательской и проектной деятельности в области физического
воспитания.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности студент в ходе
данного вида практики должен:
иметь практический опыт:
− анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических
материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федеральных
государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных
программ с учетом вида образовательной организации, особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся;
− изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам
физической культуры, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
− оформления портфолио педагогических достижений;
− презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
− участия в исследовательской и проектной деятельности в области физического
воспитания;
уметь:
− анализировать федеральные государственные образовательные стандарты и
примерные основные образовательные программы;
− определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся в
образовательной организации;

4

− осуществлять планирование с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и
индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической
подготовленности;
− определять педагогические проблемы методического характера и находить способы
их решения;
− адаптировать имеющиеся методические разработки;
− готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
− с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и
проектную деятельность в области физического воспитания детей, подростков и молодежи;
− использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования,
подобранные совместно с руководителем;
− оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
− определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
− теоретические основы методической деятельности в области физического воспитания
детей, подростков и молодежи;
− теоретические основы, методику планирования физического воспитания и требования
к оформлению соответствующей документации;
− особенности современных подходов и педагогических технологий физического
воспитания;
− концептуальные основы и содержание примерных программ по физической культуре;
− педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметноразвивающей среды физического воспитания;
− источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического
опыта;
− логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию,
конспектированию;
− основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
1.3. Количество недель (часов) на освоение программы ПП.03 Методический
портфель учителя физической культуры практики
Всего 1 неделя, 36 часов.
1.4. Форма проведения (концентрированно или рассредоточено)
концентрированно
1.5. Место проведения практики
ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»

5

Результаты практики
Результатом ПП.03 Методический портфель учителя физической культуры
практики является освоение общих компетенций (ОК):
Код
Наименование результата практики
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК 01
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
ОК 02
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 03
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
ОК 04
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
ОК 05
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
ОК 06
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
ОК 07
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
ОК 08
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
ОК 09
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
ОК 10
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее
ОК 11
регулирующих.
ОК 12
Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
профессиональных компетенций (ПК):
Вид профессиональной
Код
Наименование результатов практики
деятельности
Методическое обеспечение
ПК 3.1
Выбирать учебно-методический комплект,
процесса физического
разрабатывать
учебно-методические
воспитания
материалы (рабочие программы, учебнотематические
планы)
на
основе
образовательного стандарта и примерных
программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся.
ПК 3.2
Систематизировать
и
оценивать
педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры
на основе изучения профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.3
Оформлять педагогические разработки в виде
отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4
Участвовать
в
исследовательской
и
проектной
деятельности
в
области
физического воспитания.
6

2. Структура и содержание программы практики
ПП.03 Методический портфель учителя физической культуры
2.1. Тематический план
Коды
форми
руемы
х
компете
нций

ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 11
ОК 12

Наименова
ние
профессион
ального
модуля

Кол-во
часов
практ
ики

Виды работ

36

• анализ учебно-методических
комплексов и рабочих программ по
предмету «Физическая культура»
• методика проведения экспертной
оценки электронного портфолио
учителя физической культуры с точки
зрения соответствия требованиям
аттестации педагогических работников
• подбор научных статей по теме
«Портфолио учителя физической
культуры. Из опыта работы»
• создание банка применения
современных образовательных
технологий на уроке физической
культуры
• конспект методического занятия с
использованием активных групповых
форм методической деятельности
(мастер-класс);
• устные публичные выступления
(доклады);
• самопрезентация.

ПМ.03
Методическ
ое
обеспечение
процесса
физического
воспитания

Наименование
учебных
дисциплин,
МДК,
обеспечивающих
выполнение
видов работ
МДК 03.01.

Наименования тем учебной практики

Кол-во
часов
по
темам

Тема 1. Анализ учебно-методических
комплексов по физической культуре в
общеобразовательной школе
Тема 2. Анализ рабочих программ по
физической культуре в
общеобразовательной школе
Тема 3. Анализ портфолио учителя
физической культуры
Тема 4. Самопрезентация будущего
учителя физической культуры
Тема 5. Разработка мастер-класса по
физической культуре
Тема 6. Анализ применения современных
образовательных технологий в
деятельности учителя физической
культуры

6

6

6
6
6
6

7

8

3. Условия организации и проведения практики
3.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики
Нормативно-правовые документы, договоры с базами практики, программа
практики, методические рекомендации к проведению учебной и производственной
практики, образцы календарных планов и конспектов уроков по физической культуре,
учебные программы, образцы методических разработок и разработанных методических
тем, Учебно-методическое и информационное обеспечение колледжа направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа студентов и руководителей
баз практики к любой информации, связанной с реализацией программы учебной
практики, планируемыми результатами.
3.2. Требования к учебно-методическому обеспечению практики
Организация практики направлена на выполнение государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с
присваиваемой квалификацией.
Условиями реализации программы производственной практики являются
непрерывность,
комплексность,
последовательность
овладения
студентами
профессиональной деятельностью, предусматривающей логическую взаимосвязь и
сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов
практики.
Выходу студентов на тот или иной вид практики предшествует приказ,
регламентирующий сроки практики.
Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение
студентами всех видов работ, предусмотренных для выполнения на практических
занятиях.
3.3. Требования к материально-техническому обеспечению
Производственная практика ПП. 03 Методическое порфтолио учителя физической
культуры по профилю специальности 49.02.01. Физическая культура проходит на базе
ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», который соответствует
необходимым условиям для организации и проведения практики. Материальнотехническая база образовательного учреждения, в которых реализуется программа
практики, соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательных учреждениям. Реализация программы
практики предполагает наличие: компьютеров, проектора.
А также на базе Мастерской по компетенции «Физическая культура, спорт и
фитнес», оснащенной оборудованием: проектор с креплением короткофокусный,
интерактивная доска с интерактивным лотком, автоматизированное рабочее место
участника.
3.4. Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Литвинов, С. А. Теоретические и прикладные аспекты методической работы
учителя физической культуры. Календарно-тематическое планирование : учебное пособие
для среднего профессионального образования / С. А. Литвинов. – 2-е изд. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 413 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53411320-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456780
(дата обращения: 17.05.2020)
2. Манжелей, И. В. Теоретические и прикладные аспекты методической работы
учителя физической культуры : учебное пособие для среднего профессионального
9

образования / И. В. Манжелей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт,
2020. – 182 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10801-9. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456174 (дата обращения:
17.05.2020).
3. Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Н.
Суртаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 250 с. – (Высшее
образование). – ISBN 978-5-534-10405-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/456296 (дата обращения: 17.01.2021).
4. Факторович, А. А. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / А.
А. Факторович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. –
(Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09829-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452715 (дата обращения: 17.05.2020)
Дополнительные источники
1. Залетаев, И., Муравьев, В.А. Анализ проведения и планирования уроков
физической культуры [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 248 с. – ISBN: 5-27800735-4. – Текст: непосредственный
2. Методическое объединение учителей физической культуры и основ
безопасности жизнедеятельности: организация работы, рекомендации / авт-сост.
Л.Г.Андреева. - Волгоград: Учитель, 2011 -159 с. ISBN: 978-5-7057-2222-8 – Текст:
непосредственный
3. Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Г. И. Погадаев,
канд. пед. наук; Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 495 с. :
ил.; 22 см.; ISBN 5-278-00634 – Текст: непосредственный
4. Погадаев, Г.И. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь
общеобразовательного учреждения : метод. пособие / Г. И. Погадаев. – М. : Дрофа, 2005. –
80 с. : ил., табл.; 20 см. - (Библиотека учителя. Физическая культура).; ISBN 5-7107-9096-6
– Текст: непосредственный
5. Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д.Днепров,
А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 – 103 с. ISBN 5-7107-8664-0 – Текст: непосредственный
6. Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентовбакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Авторсоставитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. унта. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018 – 140 с. ISBN 978-5-903978-93-9 – Текст:
непосредственный
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека [Сайт]. –
Москва, 2020. – URL: http://window.edu.ru/window/library (дата обращения – 17.05.2020). –
Текст. Изображение : электронные
2. Сеть творческих учителей, сообщество учителей физической культуры [Сайт].
– Москва, 2020. – URL: http://www.it-n.ru (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
3. Социальная сеть работников образования [Сайт]. – Москва, 2020. – URL: http://
www.nsportal.ru (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
4. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал
[Сайт]. – Москва, 2020. – URL: http://www.lib.sportedu.ru (дата обращения – 17.05.2020). –
Текст. Изображение : электронные
5. Учительский портал [Сайт]. – Москва, 2020. – URL: http://www.uchportal.ru
(дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные

10

Физическая культура. Научно-методический журнал [Сайт]. – Москва, 2020.
– URL: http://www.lib.sportedu.ru (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
7. Физкультура в школе [Сайт]. – Москва, 2020. – URL: www.fizkulturavshkole.ru
(дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
8. Я иду на урок физкультуры. [Сайт]. – Москва, 2020. – URL:
http://spo.1september.ru/urok (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
6.

11

4. Контроль и оценка результатов практики
Отчетность по практике:
1.Ведение дневника
2. Заполненные формы анализа учебно-методических документов
3. Самопрезентация, резюме
4. Самоанализ собственной деятельности
5. Аттестационный лист по практике
Оценка результатов практики (сформированности общих и
профессиональных компетенций):

Результаты (освоенные
компетенции)
Общие
ОК 01 Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 02 Организовывать
собственную деятельность,
определять методы решения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и качество.
ОК 03 Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 04 Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 05 Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 06 Работать в коллективе
и команде,
взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 07 Ставить цели,
мотивировать деятельность
обучающихся,
организовывать и
контролировать их работу с

Основные показатели
оценки результата

Критерии оценки
результата

Умеет отбирать и
использовать
информацию для решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития;

результативность
поиска информации в
различных
источниках;
обоснование
оптимального выбора
значимой
информации на
основе анализа
содержания;
наличие
положительных
отзывов по итогам
педагогической
практики

Использует
различные
источники,
включая
электронные,
при
изучении теоретического
материала и прохождении
различных
этапов
производственной

Оценка
освоения
компетенций
(баллы)

12

принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 08 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.
ОК 09 Осуществлять
профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания, смены
технологий.
ОК 10 Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11 Строить
профессиональную
деятельность с соблюдением
правовых норм, ее
регулирующих.
ОК 12 Владеть базовыми и
новыми видами
физкультурно-спортивной
деятельности.
Профессиональные
ПК 3.1. Выбирать учебнометодический
комплект,
разрабатывать
учебнометодические
материалы
(рабочие программы, учебнотематические планы) на основе
федерального государственного
образовательного стандарта и
примерных
образовательных
программ с учетом типа
образовательной организации,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся
ПК 3.2. Систематизировать и
оценивать педагогический опыт
и образовательные технологии
в области физической культуры
на
основе
изучения
профессиональной литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других педагогов

анализ
учебнометодического комплекса
по предмету «Физическая
культура»
в
общеобразовательной
школе
анализ
рабочей
программы по предмету
«Физическая культура» в
общеобразовательной
школе

оптимальный выбор
учебнометодического
комплекта

методика
проведения
экспертной
оценки
электронного портфолио
учителя
физической
культуры с точки зрения
соответствия требованиям
аттестации
педагогических
работников

правильность,
содержательность и
полнота оформления
портфолио
педагогических
достижений

13

ПК
3.3.
Оформлять
педагогические разработки в
виде
отчетов,
рефератов,
выступлений

ПК
3.4.
Участвовать
в
исследовательской и проектной
деятельности
в
области
физического воспитания.

самопрезентация
эффективное
будущего
учителя использование
физической культуры
инструментов
самоанализа и анализа
педагогической
деятельности
мастер-класс
«Научи владение технологией
тому, что умеешь сам»
разработки
и
методикой
проведения мастерклассов
правильность
оформления
педагогических
разработок
создание
банка обоснованность
применения современных выбора
способа
образовательных
решения
технологий
на
уроке педагогических
физической культуры
проблем
методического
характера

Критерии оценки результата:
0 баллов - признак не проявлен;
1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне;
2 балла - признак проявлен на достаточном уровне
Шкала перевода баллов в отметку
0-7
8-11
12-13
неудовлетворительно удовлетворительно
хорошо

14-16
отлично

14

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ
ФИО______________________________________________________________________,
обучающийся(аяся) на 4 курсе по специальности СПО 49.02.01 «Физическая культура»
успешно прошел (ла) производственную практику
в объеме 36 часов
в организации ГАПОУ СО «СОПК»
Виды и объем работ, выполненные студентом во время практики
Профессиональные компетенции
Виды работ, выполненные в ходе
Оценка
прохождения практики
П.К 3.1. Выбирать учебно-методический
комплект, разрабатывать учебно-методические
материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе федерального
государственного образовательного стандарта и
примерных образовательных программ с
учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся.

анализ учебно-методического комплекса по
предмету «Физическая культура» в
общеобразовательной школе

П.К 3.2. Систематизировать и оценивать
педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической
культуры на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.

методика проведения экспертной оценки
электронного портфолио учителя
физической культуры с точки зрения
соответствия требованиям аттестации
педагогических работников

анализ рабочей программы по предмету
«Физическая культура» в
общеобразовательной школе

подбор научных статей по теме
«Портфолио учителя физической культуры.
Из опыта работы»
оформление собственного портфолио

ПК 3.3. Оформлять педагогические
разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.

самопрезентация будущего учителя
физической культуры

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской
и проектной деятельности в области
физического воспитания.

создание банка применения современных
образовательных технологий на уроке
физической культуры

мастер-класс «Научи тому, что умеешь сам»

Ведение документации
Характеристика учебной и профессиональной деятельности студента во время учебной
практики
оптимальный выбор учебно-методического комплекта;
обоснованность выбора способа решения педагогических проблем методического характера;
правильность, содержательность и полнота оформления портфолио педагогических
достижений;
эффективное использование инструментов самоанализа и анализа педагогической
деятельности;
владение технологией разработки и методикой проведения мастер-классов;
правильность оформления педагогических разработок.
Оценка выполнения программы
практики:_______________________________________________
Дата_______________20_____
_________________________________/ Сибагатулина С.А./
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».