ПМ.В.04 ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«С верд ловс к ий о бласт но й пед агог ичес к ий ко ллед ж »
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.В.04. ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.В.04. Организация адаптивного
физического воспитания в общеобразовательных организациях разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 49.02.01 «Физическая культура», утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1355

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский
областной педагогический колледж»

Разработчик:
Прусс Б.А., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

29

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

31

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.В.04. Организация адаптивного физического воспитания в
общеобразовательных организациях
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности «Организация адаптивного физического воспитания в общеобразовательных
организациях» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК 01
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
ОК 02
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 03 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
ОК 04 постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
ОК 05
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
ОК 06
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
ОК 07 контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
ОК 08 развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
ОК 09
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
ОК 10
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
ОК 11
правовых норм.
ОК 12 Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
Организация адаптивного физического воспитания в общеобразовательных
организациях
ПК 1.1
Определять цели и задачи, планировать адаптивное физическое воспитание
обучающихся.
ПК 1.2
Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
ПК 1.3
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4
Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5
Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 2.1
Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2.
Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
4

ПК 2.3

Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 3.1.
Выбирать
учебно-методический
комплект,
разрабатывать
учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы)
на основе федерального государственного образовательного стандарта и
примерных основных образовательных программ с учетом типа
образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся.
ПК 3.2.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов.
ПК 3.3.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
На основании профессионального стандарта "Тренер-преподаватель по адаптивной
физической культуре и спорту"(приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4
августа 2014 г. N 528н) предлагается перечень специальных профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ПК В.4.1 Определять цели и задачи, планировать адаптивное физическое воспитание
обучающихся.
ПК В.4.2 Проводить занятия оздоровительной физической культурой.
ПК В.4.3 Организовывать внеурочную физкультурно-спортивную деятельность
обучающихся оздоровительной, профилактически-реабилитационной и
рекреационной направленности
ПК В 4.4 Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия
ПК В. 4.5 Создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся
ПК В. 4.6 Вести документацию, обеспечивающую процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам.
ПК В.4.7 . Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом типа и вида ОУ,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК В. 4.8 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
адаптивного физического воспитания обучающихся.

5

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический
− анализа планов и организации процесса адаптивного
опыт в
физического
воспитания
в
общеобразовательных
организациях и разработки предложений по его
совершенствованию;
− определения цели и задач, планирования и проведения
уроков, внеурочных мероприятий и занятий по адаптивной
физической
культуре
в
общеобразовательных
организациях;
− наблюдения, анализа и самоанализа уроков, внеурочных
мероприятий и занятий в общеобразовательных
организациях, их обсуждения в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, учителями,
разработки предложений по совершенствованию и
коррекции;
− применения приемов страховки при выполнении
физических упражнений;
− ведения
документации,
обеспечивающей
процесс
адаптивного физического воспитания обучающихся в
общеобразовательных организациях
− анализа планов и организации процесса адаптивного
физического воспитания, отнесенных к специальным
медицинским группам и разработки предложений по его
совершенствованию;
− определения цели и задач, планирования и проведения
урочных и внеурочных занятий оздоровительной
физической культурой с обучающимися, отнесенными к
специальным медицинским группам.
− определения цели и задач, планирования и проведения
внеурочных физкультурных
рекреационнодосуговых
и
просветительских
мероприятий
с
обучающимися, в том числе
отнесенными к
специальным медицинским группам;
− ведения
документации,
обеспечивающей
процесс
физического воспитания обучающихся, отнесенных к
специальным медицинским группам;
− изучении и анализа информационных источников по
проблемам адаптивной физической культуры, подготовки
и презентации отчетов, рефератов, докладов;
− презентации педагогических разработок в виде отчетов,
рефератов, выступлений; участия в исследовательской и
проектной
деятельности
в
области
адаптивного
физического воспитания.
уметь
− -находить и использовать источники информации,
необходимой для подготовки к урокам адаптивной
физической культуры;
− -планировать адаптивное физическое воспитание в
общеобразовательных организациях, строить его с учетом
возрастно-половых,
морфофункциональных
и
6

−
−
−
−
−

−

−
−
−
−

−

−
−
−

−

индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся, уровня их физической подготовленности,
характера дефекта или патологии;
-создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной
площадке) предметно-развивающую среду с учетом
особенностей состояния здоровья обучающихся;
-устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения с обучающимися и их родителями
(лицами, их заменяющими);
-подбирать, готовить к занятию и использовать
спортивное оборудование и инвентарь;
-использовать различные формы адаптивного физического
воспитания;
-использовать различные методы и приемы обучения
двигательным действиям, методики развития физических
качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с
педагогическими
задачами,
формой
организации
физического воспитания, характером нарушения или
патологии, функциональными возможностями организма
обучающихся;
-мотивировать обучающихся к участию в адаптивной
физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной,
профилактически-реабилитационной и рекреационной
направленности;
-применять приемы страховки и самостраховки при
выполнении физических упражнений, соблюдать технику
безопасности на занятиях;
-осуществлять педагогический контроль, оценивать
процесс и результаты деятельности обучающихся на
занятии;
-осуществлять
самоанализ
и
самоконтроль
при
проведении уроков, внеурочных мероприятий и занятий;
-анализировать процесс и результаты адаптивного
физического воспитания, отдельные уроки, внеурочные
мероприятия
и
занятия,
корректировать
и
совершенствовать их;
планировать физическое воспитание обучающихся,
отнесенных к специальным медицинским группам,
строить
его
с
учетом
возрастно-половых,
морфофункциональных
и
индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся, уровня их
физической подготовленности, характера патологии;
-анализировать рабочие программы; определять цели и
задачи, планировать адаптивное физическое воспитание
обучающихся в образовательном учреждении;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
с помощью руководителя определять цели, задачи,
планировать
исследовательскую
и
проектную
деятельность в области адаптивного физического
воспитания детей, подростков и молодежи;
оформлять результаты исследовательской и проектной
7

знать

работы;
− определять пути самосовершенствования педагогического
мастерства
− --цели, задачи, функции, содержание, формы и методы
адаптивного
физического
воспитания
в
общеобразовательных организациях;
− медико-биологические
и
психологические
основы
построения частных методик адаптивной физической
культуры;
− -характеристику типичных нарушений и особенностей
развития инвалидов разных нозологических групп;
− -методики
адаптивного
физического
воспитания
обучающихся с нарушением зрения, слуха, умственной
отсталостью,
детским
церебральным
параличом,
поражением спинного мозга, врожденными аномалиями
развития и после ампутации конечностей;
− -место и значение адаптивной физической культуры в
процессе
социализации
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья;
− -приемы, способы страховки и самостраховки;
− -формы и методы взаимодействия с родителями или
лицами,
их
заменяющими,
как
субъектами
образовательного процесса;
− -виды специального оборудования, его назначение;
− -виды документации, требования к ее ведению и
оформлению
− цели, задачи, функции, содержание, формы и методы
физического воспитания обучающихся, отнесенных к
специальным медицинским группам;
− медико-биологические
и
психологические
основы
построения физического воспитания обучающихся,
отнесенных к специальным медицинским группам;
− критерии распределения детей, подростков и молодежи по
группам здоровья и медицинским группам для занятий
физической культурой и перевода из одной группы в
другую;
− причины, условия возникновения, характеристику и
профилактику болезней отдельных нозологических групп:
травмы, болезни костно- мышечной системы и
соединительной ткани, болезни системы кровообращения,
болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения,
болезни эндокринной системы, расстройства питания и
нарушения обмена веществ, болезни нервной системы;
− показания и противопоказания к выполнению физических
упражнений и рекомендации по дозированию физической
нагрузки в связи с особенностями заболевания
обучающегося;
− методические основы проведения занятий оздоровительной
физической культурой с обучающимися, отнесенными к
специальным медицинским группам;
− -педагогические, гигиенические, специальные требования к
8

созданию предметно-развивающей среды адаптивного
физического воспитания при реализации АООП I-IX видов;
источники, способы обобщения, представления и
распространения педагогического опыта;
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 351 час, из них на освоение
МДК 04.01. Теория и организация адаптивной физической культуры 69 часов;
МДК 04.02. Частные методики адаптивного физического воспитания 126 часов;
МДК 04.03. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённым к
специальным медицинским группам 48 часов
На практики, в том числе
учебную– 36 часов;
производственную – 36 часов.
Самостоятельная работа 117 часов

9

2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
общих компетенций

1
ПК .1.1-ПК.1.5
ПК .2.1-ПК.2.3
ПК .3.1-ПК.3.4
ПК. В.4.1-ПК.В 4.8.
ОК 01-12.

Наименования
разделов
профессионального
модуля

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

2
МДК 04.01. Теория и
организация адаптивной
физической культуры
МДК 04.02. Частные
методики адаптивного
физического воспитания
МДК 04.03. Методика
адаптивного
физического воспитания
обучающихся,
отнесённым к
специальным
медицинским группам
УП.В.04«Моделирование
коррекционнопедагогической
деятельности в
образовательных
организациях,
реализующих АООП»
ПП.В.04 «Пробные
занятия с

3
69

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Всего

4
46

Обучение по МДК
В том числе
Лабораторных
Курсовых
и практических
работ
занятий
(проектов)
5
6
20

Практики
Учебная

Производственная

7

8

Самостоятельная
работа1

9
23

126

48

84

32

32

42

10

16

54

18

36

54

36

18

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с
требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий
самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

10

обучающимися ,
отнесенными к
специальным
медицинским группам»»

Промежуточная
аттестация (по
каждому
компоненту ПМ:
МДК, УП, ПП, по
ПМ)
Всего:

*

351

162

62

36

36

117

11

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
тем профессионального
Содержание учебного материала,
модуля (ПМ),
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
междисциплинарных
обучающихся, курсовая работа (проект)
курсов (МДК)
1
2
МДК 04.01 «Теория и организация адаптивной физической культуры»
Тема 1.1. Введение в
Содержание
специальность и история
1. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.
адаптивной физической
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». Определения
культуры
«реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни». Предмет, цель, приоритетные задачи
адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с
отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
2.Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука
Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Адаптивная физическая культура как
учебная дисциплина и область социальной практики
3. Основные виды адаптивной физической культуры.
Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры. Основные
компоненты (виды) адаптивной физической культуры
4. История развития адаптивной физической культуры.
Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурно-оздоровительном и
спортивном движении инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. Становление и
развитие адаптивной физической культуры среди лиц с поражениями опорно-двигательного
аппарата. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом. Паралимпийское движение в
мировой практике. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране. История
адаптивного спорта для лиц с поражением слуха. История адаптивного физического воспитания и
адаптивного спорта для лиц с поражением зрения. История адаптивного физического воспитания и
адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
Практические занятия

Объем в
часах
3
69

8

6
12

1.Практическое занятие «Организационно-управленческая структура адаптивной физической
культуры в России и за рубежом.»

Тема 1.2. Общая
характеристика АФК

2.Практическое занятие «Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной
физической культуре»
3. Практическое занятие «Формирование правового и информационного пространства адаптивной
физической культуры в Российской Федерации»
Самостоятельная работа
1.Сообщение и конспект- схема «Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической
культуры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и
практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний».
2.Доклад и мультимедийная презентация «Гуманистическая психология - методологическая основа
адаптивной физической культуры. Основные положения гуманистической психологии в контексте
практической деятельности в области адаптивной физической культуры».
3.Сообщение и конспект- схема «Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ
жизни». Структура реабилитации инвалидов, направления реабилитации»
4.Доклад и мультимедийная презентация «Исторический анализ развития адаптивной физической
культуры в образовании, игровой и досуговой деятельности инвалидов, как средства
профессиональной реабилитации в нашей стране
Содержание
1.Задачи и средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры.
Педагогические задачи адаптивной физической культуры. Средства адаптивной физической
культуры. Методы и формы организации адаптивной физической культуры. Методы
формирования знаний. Методы обучения двигательным действиям. Методы развития физических
качеств и способностей. Методы воспитания личности. Формы организации адаптивной
физической культуры

2
2
2

2
2
2
2

6
2.Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
Факторы, определяющие стратегию процесса обучения Теоретические концепции обучения и
совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок.
Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров. Физическая помощь и страховка.
Классификация приемов физической помощи и страховки. Формирование эталонной
ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре
3.Особенности развития физических способностей в адаптивной физической культуре
Основные закономерности развития физических способностей. Принципы развития физических
13

Тема 1.3. Характеристика
основных видов
адаптивной физической

способностей. Развитие силовых способностей. Развитие скоростных способностей. Развитие
выносливости. Развитие гибкости. Развитие координационных способностей. Развитие
координационных способностей школьников
с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
Практические занятия
1.Практическое занятие «Коррекционные, компенсаторные, профилактические группы задач в
адаптивной физической культуре».
2.Практическое занятие ««Принципы адаптивной физической культуры»
3. Практическое занятие «Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической
культуры.
Самостоятельная работа
1. Сообщение и конспект- схема «Характеристика важнейших педагогических функций: учебнопознавательной, развивающей, коррекционной, профессионально-подготовительной,
воспитательной, компенсаторной, рекреативно-оздоровительной, соревновательной,
гедонистической, оздоровительно-восстановительной, ценностно-ориентационной, творческой,
лечебно- восстановительной, профилактической, само реабилитационной, функции
самовоспитания».
2 Сравнительный письменный анализ основных теоретических концепций «безошибочного»
обучения: «: Теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных
действий и понятий (П.Я. Гальперин), концепция формирования образа в системе психической
регуляции деятельности (Н.Д. Завалов, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко), понятие «чистого»
перцептивного обучения при освоении исполнительской деятельности (Н.Д. Гордеева, В.П.
Зинченко), концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика
формирования двигательных действий с заданным результатом (С.П. Евсеев), средства и методы
обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на
звенья его тела.
3.Доклад и мультимедийная презентация «Развитие и совершенствование силовых, скоростных,
скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у инвалидов и лиц с
нарушениями в
развитии сенсорных систем, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи,
других органов и систем.
4. Сравнительный письменный анализ «Классификация приемов физической помощи и страховки
занимающихся.
Содержание
1. Адаптивное физическое воспитание(образование)
Отличительные черты адаптивного физического воспитания. Конкретизация цели и задач

6
2
2
2

2
2
2
2

12
14

культуры

адаптивного физического воспитания. Конкретизация функций и принципов адаптивного
физического воспитания
2. Адаптивный спорт
Конкретизация целей и задач адаптивного спорта, его ведущих функций и принципов.
Отличительные черты адаптивного спорта. Конкретизация цели и задач адаптивного спорта
Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта. Классификация основных направлений
развития адаптивного спорта. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном
спорте
3. Адаптивная двигательная рекреация
Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и
принципов. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации. Конкретизация цели и
задач адаптивной двигательной рекреации. Общая характеристика средств адаптивной
двигательной рекреации. Классификация и систематизация условий проведения занятий.
Отличительные черты средств и методики некоторых видов адаптивной двигательной рекреации
4. Адаптивная физическая реабилитация
Конкретизация целей и задач адаптивной физической реабилитации, ее ведущих функций и
принципов. Отличительные черты адаптивной физической реабилитации. Конкретизация целей и
задач видов адаптивной физической реабилитации. Конкретизация ведущих функций и принципов
адаптивной физической реабилитации. Основные средства и отличительные черты адаптивной
физической реабилитации
5. Экстремальные виды двигательной активности
Конкретизация целей и задач экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущих
функций и принципов. Отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической
культуры. Конкретизация целей и задач экстремальных видов адаптивной физической культуры.
Конкретизация ведущих функций и принципов экстремальных видов двигательной активности.
Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной
физической культуры
6. Креативные телесно-ориентированные практики АФК
Конкретизация целей и задач креативных телесно-ориентированных практик адаптивной
физической культуры, их ведущих функций и принципов. Отличительные черты креативных видов
адаптивной физической культуры. Конкретизация целей и задач креативных видов адаптивной
физической культуры. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественномузыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности.
15

Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных)
телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры.
Практические занятия
1.Практическое занятие «Характеристика особенностей реабилитации, социализации и воспитания
подрастающего поколения в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием»
2.Практическое занятие «Конкретизация цели и задач адаптивного спорта, его ведущих функции и
принципов. Философия и особенности трех основных направлений развития адаптивного спорта в
мире»
.3. Практическое занятие «Средства и отличительные черты методики адаптивной двигательной
рекреации различных социально-демографических групп населения»
4.. Практическое занятие «Конкретизация целей и задач креативных (художественно-музыкальных)
и экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущих функций и принципов».
Самостоятельная работа
1. Доклад и мультимедийная презентация «Основные виды адаптивного спорта, входящие в
программы летних и зимних Параолимпийских игр.
2. Письменный анализ основных программ Специального Олимпийского движения: «Специальная
Олимпиада», «Объединенный спорт», «Тренировка двигательной активности».
3.Проект «Организация и проведение массового физкультурного мероприятия или
спортивного соревнования по паралимпийским и специальным видам спорта»
МДК 04.02. Частные методики адаптивного физического воспитания
Содержание
Медико- физиологические и психологические предпосылки построения частных методик
адаптивной физической культуры.
Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп. Основное
нарушение и сопутствующие отклонения. Негативное влияние аномалии на моторные функции.
Краткая характеристика детей с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, страдающих
Тема 2.1
повреждениями конечностей и ДЦП.
Базовые концепции
частных методик
Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии
адаптивной физической
Общие закономерности и особенности формирования двигательной сферы детей с различными
культуры
отклонениями. Нарушения мышечного тонуса, темпа и ритма движений, мелкой моторики.
Своеобразное развитие физических качеств.
Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий частных
методик адаптивной физической культуры
Теория Л. С. Выготского – основа коррекционного воздействия на аномальную личность.
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности. Группы

8
2
2
2
2

2
2
3

126

2

2

2
16

Тема 2.2. Планирование и

педагогических задач адаптивной физической культуры.
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии в
условиях адаптивного физического воспитания.
Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации и индивидуализации. Принцип
учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий Принцип
приоритетной роли микросоциума Принцип вариативности педагогических воздействий
Формы организации адаптивной физической культуры с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
Структура частных методик адаптивной физической культуры. Урочная форма организации
адаптивной физической культуры. Внеурочные формы, адаптивное физическое воспитание,
адаптивный спорт. Формы и коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического
воспитания дошкольников, физическая реабилитация, дополнительные формы физкультурного
образования.
Практические занятия
Содержание и направленность федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Нормативно- правовой аспект частных методик адаптивной физического воспитания.
Организация адаптивной физической культуры с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Самостоятельная работа
1. Конспект-схема и таблица «Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных
нозологических групп».
2.Аннотация работы Л.С. Выготского «Принципы воспитания физически дефективных детей» с
точки зрения деятельности специалиста адаптивной физической культуры.
3. Мультимедийная презентация «Методы, используемые в комплексной двигательной
реабилитации больных и инвалидов: лечебная гимнастика (суставная и силовая), массаж,
коррекция положений, дозированная ходьба (терренкур), гидрореабилитация
(гидр аэробика, игры в воде и др.), механотерапия, физические методы лечения
(водолечение, теплолечение, светолечение, самомассаж, вибрационный массаж, баролечение и др.),
4. Эссе «Цель адаптивного физического воспитания - коррекция основного дефекта с
помощью средств и методов адаптивной физической культуры для подготовки инвалидов и
лиц с отклонениями в состоянии здоровья к жизни и доступной профессиональной
деятельности»
Содержание

2

2

2
2
2

2
2
2
2

17

организация процесса
адаптивного физического
воспитания обучающихся
в условиях реализации
АООП

Адаптивное физическое воспитание в условиях реализации АООП
Формы АФВ в условиях реализации АООП. Планируемые результаты освоения обучающимися на
уроках АФК АООП. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения АООП. Программа формирования базовых учебных действий
Характеристика учащихся обучающихся по АООП III и IV видов
Характеристика зрительной функции. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Планирование и организация процесса адаптивного физического воспитания обучающихся
по АООП III и IV видов
Задачи и средства адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушениями
зрения. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. Использование и
развитие сохранных анализаторов. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам.
Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния
Характеристика детей с нарушением слуха.
Причины стойких нарушений слуха. Психология лиц с нарушениями слухового анализатора.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного аппаратов Особенности психофизического развития и
двигательных способностей глухих детей школьного возраста.
Методика коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора в условиях
адаптивного физического воспитания.
Методика активизации познавательной деятельности глухих детей. Роль вербальных и
невербальных средств для коррекции слуховых нарушений. Роль компенсаторных механизмов в
развитии глухих детей. Роль и использование зрительного, тактильного анализаторов,
вибрационной чувствительности в компенсации слуховой функции.
Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии.
Понятие, причины и формы умственной отсталости. Особенности психологического развития
детей с умственной отсталостью. Особенности физического развития и двигательных способностей
детей с диагнозом умственная отсталость
Особенности методики адаптивной физической культуры с обучающимися, имеющими
отклонения в интеллектуальном развитии
Основные и специфические задачи. Средства адаптивной физической культуры для лиц с
диагнозом умственная отсталость. Методы и методические приемы, используемые в процессе

2

2

2

2

2

2

2
18

занятий физическими упражнениями. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с
умственной отсталостью. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и
учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости.
Двигательные нарушения и двигательная реабилитация детей с ДЦП
Эпидемиология, классификация, этиология ДЦП. Сопутствующие заболевания и вторичные
нарушения. Речевые и психические отклонения. Двигательные нарушения при ДЦП.
Особенности адаптивного физического воспитания в условиях реализации АООП VI вида
Адаптивное физическое воспитание обучающихся с ДЦП. Нетрадиционные формы занятий.
Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП.
Особенности двигательной сферы обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Социальные нарушения при аутизме .Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с
аутизмом
Особенности методики адаптивной физической культуры с обучающимися с расстройством
аутистического спектра
Организация занятий физической культурой с аутичными детьми . Игра в коррекционной работе с
детьми-аутистами. Использование поведенческой терапии (АВА) при аутизме. Государственные
стратегии в решении проблем аутизма .
Методы и приемы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями
учителем адаптивной физической культуры
Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями (теоретический
аспект). Методические приемы работы с родителями детей- инвалидов. Роль матери в семье,
воспитывающей ребенка с нарушениями. Формы работы с родителями. Направления в работе с
семьей ребенка- инвалида.
Практические занятия
Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития обучающихся с нарушением
зрительного анализатора. Использование и развитие сохранных анализаторов, особенности
регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим
нагрузкам. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей. Методика начального обучения
плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста. Методика активизации
познавательной деятельности глухих детей в процессе адаптивного физического воспитания. Роль
компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.
Направления коррекции в процессе адаптивного физического воспитания обучающихся с
нарушением интеллекта Коррекция ходьбы. Коррекция бега. Коррекция прыжков. Коррекция

2

2

2

2

2

2

2

2
19

Тема 2.3.
Организационнометодический базис
Адаптивного
физического воспитания

метания. Коррекция и развитие мелкой моторики рук. Коррекция расслабления. Коррекция осанки.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Содержание урока (индивидуального занятия) адаптивной физической культуры) в условиях
реализации АООП VI вида
Особенности применения адаптивной физической культуры при коррекции расстройств
аутистического спектра. Формирование произвольного поведения. Развитие мелкой моторики рук.
Примерный образовательный маршрут на уроке адаптивной физической культуры
Анализ урока физической культуры с учетом направленности образовательной АООП
Анализ индивидуального коррекционного занятия с учетом ведущего нарушения у учащегося
Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии. Формы
обучения родителей: лекции; консультации; организация «уголков» для родителей ;открытые
уроки; коррекционно-развивающие занятия; обучение родителей; составление индивидуальных
программ; организация силами родителей и детей спортивных
праздников; практические занятия детей вместе с родителями.
Самостоятельная работа
1. Доклад и мультимедийная презентация «Коррекционная направленность адаптивного
физического воспитания детей с депривацией зре-ния.
2.Доклад и мультимедийная презентация «Особенности развития физических способностей у детей
школьного возраста с нарушением слуха»
3Доклад и мультимедийная презентация «Современные технологии физкультурнооздоровительной работы с детьми, имеющими умственную отсталость».
4.Аннотация монографии М. Акош, К.Акош «Кондуктивная педагогика»
4. Сборник примерных комплексов упражнений при детском церебральном параличе
6..Аннотация работы М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, Е.М.Мастюковой «Воспитание детей с
ДЦП в семье».
7.Конспект родительского собрания «Оптимизация двигательной активности детей в семье»
8.Аннотация монографии Гилберт К., Питерс Т. « Аутизм. Медицинское и педагогическое
воздействие».
Содержание
Структура и содержание урока в системе адаптивного физического воспитания
Компоненты и части урока АФК в школе. Построение цели, задач урока. Развитие физических
способностей на уроке АФК. Коррекционный компонент урока АФК.
Внеурочная работа в условиях адаптивного физического воспитания в общеобразовательных
организациях

2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
20

Формы внеурочной работы в системе АФВ. Спортивная секция в условиях АФК. Организация и
содержания внеурочных занятий в условиях АФВ.
Методические особенности применения физических упражнений в младшем. среднем
старшем школьном возрасте в условиях адаптивного физического воспитания.
Особенности применения физических упражнений в младшем школьном возрасте при реализации
АООП. Особенности применения физических упражнений в среднем школьном возрасте при
реализации АООП. Особенности применения физических упражнений в старшем школьном
возрасте при реализации АООП.

2

Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного
возраста в условиях адаптивного физического воспитания
Сюжетные и подвижные игры - важнейший компонент содержания адаптивной физической
культуры. Классификация сюжетных и подвижных игр. Игры, интегрирующие двигательную
активность и деятельность, характерную для других учебных дисциплин; с элементами
математических представлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с
представлениями о частях тела, о направлениях движения.
Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего
школьного возраста в условиях адаптивного физического воспитания
Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с
отклонениями в состоянии здоровья. Классификация тренажеров, применяемых для обучения
физическим упражнениям в адаптивной физической культуре.
Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста в условиях
адаптивного физического воспитания
Гидрореабилитация как педагогический процесс. Место гидрореабилитации в системе
профессионального образования. Гидрореабилитация лиц после травм и ампутаций, при ДЦП,
аутизме, болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипарезе, микроцефалии, гидроцефалии,
диабете, сколиозе, ЗПР. Критические ситуации и методика их преодоления при обучении плаванию
ребенка- инвалида. Методика преодоления водобоязни. Особенности организации и проведения
игр в воде.
Практические занятия
Выявление исходного уровня показателей здоровья, физического развития, физической
подготовленности, функционального состояния организма
Методика оценки физического развития и физической подготовленности обучающихся с
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2

2

2

2
2
21

Профилактика травматизма и врачебно-педагогический контроль на уроках адаптивной
физической культуры.
Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики и физкультминуток на
общеобразовательных уроках в системе адаптивного физического воспитания
Самостоятельная работа
1.Индивидуальная программа обучения двигательному действию по одной из сле¬дующих задач:
а) Обучить прыжку через скакалку;
б) Обучить ходьбе по гимнастической скамейке;
в) Обучить броску мяча над собой с последующей ловлей.
Условия: учащиеся в возрасте 8-10 лет с умственной отсталостью, нарушением слуха, зрения,
недоразвитием конечностей - выбрать одну нозологическую группу.
2. Сценарий праздника в рамках адаптивной двигательной рекреации для детей с нарушениями в
развитии.
Праздник может проводиться в любое время года. Его цель - отдых, содержательное
эмоциональное развлечение, неформальное общение, проявление активности и познания, проверка
собственных возможностей. При организации праздника необходимо продумать девиз, эмблемы,
оформление, музыку, награждение, сюрпризы и т.п., привлечь к участию родственников,
волонтеров и других помощников. Праздники могут быть предназначены для одной
нозологической группы школьников или быть интегрированными, объединяющими детей с
разными нарушениями, а также здоровых детей и взрослых.
Тематика праздников:
Праздник «Нептуна» на воде в летнем оздоровительном лагере.
Праздник «Масленица» - проводы русской зимы (с блинами, ярмаркой, развлечениями,
соревнованиями).
«Мы поедем, мы помчимся» - зимний праздник с катанием на лыжах, санках, «ватрушках»,
строительством крепости и «снежной бабы».
«Разноцветное лето» - туристский поход за город с палатками, песнями, играми, соревнованиями и
т.п.
«Юнга в море» - сюжетно- ролевая игра с фантастическими образами, полосой препятствий и
нетрадиционным оборудованием.
«Танец листьев» - осенняя прогулка с младшими школьниками в лесопарковую зону.
Студент может предложить собственный сюжет и подготовить по нему сценарий.
3. Комплексы утренней гимнастики для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с
учетом ведущего нарушения.
4.Комплексы физкультминуток для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с учетом

2
2

2
2
2
2
2

22

Тема 2.4. Организация
предметно-развивающей
среды в процессе
адаптивного физического
воспитания в
общеобразовательных
организациях

ведущего нарушения.
5.Картотека подвижных игр на переменах для учащихся младшего, среднего и старшего возраста с
учетом ведущего нарушения
Содержание
Понятие «Предметно - развивающая среда» в адаптивной физической культуре.
Безбарьерная (доступная) среда Предметно- развивающая среда. Роль учителя АФК в создании
предметно- развивающей среды на уроках АФК.
Проблемы организации предметно- развивающей и коррекционно- развивающей среды в
общеобразовательных организациях
Принципы, формы, методы построения предметно- развивающей и коррекционно- развивающей
среды в общеобразовательных организациях
Материально -технические средства адаптивного физического воспитания на уроках
адаптивной физической культуры
Средства АФК в соответствии с нозологическими особенностями. Группы и классификация
средств АФК.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Организация и оснащение коррекционного компонента на уроках адаптивной физической
культуры. Оборудование и гигиенические требования к спортивной площадке и физкультурному
залу
Самостоятельная работа
1.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (стойкое нарушение зрительного анализатора) с учетом:
-условий для формирования предметно-игровых действий
-условий для подвижной игры
- условий для коррекции двигательных нарушений.
2.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (стойкое нарушение слуха) с учетом:
-условий для формирования предметно-игровых действий
- условий для подвижной игры
- условий для коррекции двигательных нарушений.
3.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (нарушение интеллекта) с учетом:
-.условий для формирования предметно-игровых действий
- условий для подвижной игры
- условий для коррекции двигательных нарушений.

2

2

2

2

2
2
2
2

23

4.Конспект-схема физкультурно-образовательного пространства для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) с учетом:
-условий для формирования предметно-игровых действий
-условий для подвижной игры
-условий для коррекции двигательных нарушений.
МДК 04.03. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённым к специальным медицинским
группам
Содержание
1. Группы здоровья и медицинские группы.
Здоровье детей по современным научным данным. Состояние физкультурного образования в
специальных медицинских группах общеобразовательных учреждений Критерии разделения
школьников на медицинские группы для занятий физической культурой
2.Организация и работа специальной медицинской группы в общеобразовательной
организации
Специфика физкультурного образования учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе Законодательно-нормативное обеспечение физкультурного
образования в специальной медицинской группе. Задачи физкультурного образования в
специальной медицинской группе
3.1. Организационно2. Средства и методы организации занятий в специальных медицинских группах
содержательные основы
функционирования СМГ Средства и методы физической культуры, применяемые в специальных медицинских группах.
в процессе физического
4 Постановка целей и задач оздоровительной физической культуры.
воспитания.
Документация по учебной работе для занятий физической культурой Планирование учебнооздоровительного процесса по физической культуре в специальной медицинской группе
Урок – основная форма занятий. Домашние задания по физической культуре для учащихся СМГ.
Программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального
поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях

Тема 3.2 Планирование
работы по физическому

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Урок как основная форма работы с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским
группа
2. Особенности построения урока в специальной медицинской группе для детей с соматическими
заболеваниями.
Содержание
1. Оздоровительная физическая культура в условиях СМГ

48

2

2

2

2

2
2
2
24

воспитанию
обучающихся,
отнесенных к
специальным
медицинским группам

Тема 3.3.
Оздоровительная
направленность
внеурочных и
внешкольных занятий по
физической культуре.

Медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий в специальной
медицинской группе Организационно- методические указания и особенности проведения занятий
физической культурой в специальной медицинской группе. Дозировка и регулирование
физической нагрузки с целью оптимального влияния физических упражнений на организм
школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья
2.Условия выбора методов и средств оздоровительной физической культуры
Научное обоснование и эффективность применяемых средств и методов с учащимися, имеющими
отклонения в состоянии здоровья. Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий
3.Особенности подбора физических упражнений для обучающихся, отнесенных к
специальным медицинским группам
Требования к подбору упражнений занимающихся в специальной медицинской группе.
Особенности психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья Самоконтроль. Дневник самоконтроля
4.Вариативность содержания и условий организации коррекционно-оздоровительных
упражнений в зависимости от особенностей развития обучающегося
Определение уровня физической подготовленности, физического развития, функционального
состояния учащихся. Оценка физического развития. Определение функционального состояния
организма. Определение уровня физической подготовленности учащихся. Оценка успеваемости
учащихся по физическому воспитанию в специальной медицинской группе
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Планирование и анализ урока физической культуры с учетом задач, степени выраженности
отклонений в состоянии здоровья, и возрастных особенностей обучающихся
2 Планирование и анализ индивидуального физкультурно-оздоровительного занятия с учетом
диагноза обучающегося.
Содержание

1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации в условиях ОО
Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

2

2

2

2
2

2
25

Признаки двигательной рекреации в условиях СМГ. Активный отдых. Оздоровительный характер
адаптивной двигательной рекреации.
2. Общая характеристика средств оздоровительной рекреации в условиях ОО
Основы построения оздоровительной тренировки Характеристика средств специально
оздоровительной направленности

2

3. Рекреативно-оздоровительные занятия в системе общей физической подготовки.
Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и системе оценки состояния здоровья и
физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Методика проведения оздоровительных внешкольных занятий по физической культуре.
Самостоятельная работа
1. Доклад и мультимедийная презентация «Типичные нарушения соматического здоровья у
обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам
2.Письменный анализ работы субъектов системы оздоровительно - физкультурной работы.
3.Протокол оценки физического здоровья школьников.

2

2
16
2
2
2
2

Условия: учащиеся возрастных групп: младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего
школьного возраста.

4.Рекомендации и их сравнительный анализ физического воспитания школьников: а) основной
группы; б) подготовительной группы; в) специальной медицинской группы
Условия: учащиеся возрастных групп: младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего
школьного возраста.

5.Сценарий оздоровительного мероприятия в рамках адаптивной двигательной рекреации для
обучающихся разных возрастных групп.
6.Сборник комплексов утренней гимнастики для учащихся младшего, среднего и старшего
возраста с учетом лечебного, оздоровительного характера и ведущего соматического нарушения
(по выбору студента).
7. Сборник комплексов физкультминуток для учащихся специальной медицинской группы.
8. Картотека подвижных игр для учащихся младшего, среднего и старшего возраста специальной
медицинской группы.
Учебная практика
Виды работ
-ознакомление с деятельностью образовательной организации, реализующей АООП работа с документами
- ознакомление с содержанием, системой работы и традициями образовательной организации (беседы с директором, завучем,
учителем физической культуры, врачом);

2
2

2

2

36

26

- ознакомление с материально-технической базой учреждения
-беседа с персоналом учреждения;
- ознакомление с документацией по планированию и учёту учебно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы по
адаптивному физическому воспитанию;
- знакомство с контингентом занимающихся.
-. составление характеристики с разрешения законных представителей обучающегося по АООП VIII вида
-анализ и составление протоколов наблюдения уроков в образовательной организации реализующей АООП VIII -составление
протоколов наблюдения внеклассных мероприятий в организации реализующей АООП VIII вида.
-оценивание совместно с учителем и методистом процесса и результатов деятельности обучающихся на уроках АФК в условиях
реализации АООП VIII вида.
- составление протокола хронометрированы урока в системе адаптивного физического воспитания и определения его общей и
моторной плотности.
Производственная практика
Виды работ
- разработка конспекта урока с обучающимися отнесенными к специальным медицинским группам;
-подготовка здоровьесберегающей и коррекционно-развивающей среды для урока;
- самоанализ проведенного урока.
- разработка положения внеклассного мероприятия (сценария мероприятия);
- подготовка оздоровительной среды для мероприятия;
- проведение мероприятия, оформление протоколов;
- составление отчета о проведенном мероприятии.
- составление протокола хронометрированы урока и определить его общую и моторную плотность.
- -составление личного расписания проведения уроков по адаптивному физическому воспитанию, спортивных секций и других
мероприятий;
- ежедневное ведение дневника практики;
- составление годового плана графика прохождение учебного материала;
- составление тематический план на одну из параллелей во всех видах образовательных учреждений;
- разработка конспектов уроков на основе тематического плана.
Промежуточная аттестация (по каждому компоненту ПМ: МДК, УП, ПП, по ПМ)
МДК 04.01 «Теория и организация адаптивной физической культуры»- дифференцированный зачет
МДК. В.04.02.«Частные методики адаптивного физического воспитания»-дифференцированный зачет
МДК 04.03. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесённым к специальным медицинским группам»дифференцированный зачет
Учебная практика «Моделирование коррекционно-педагогической деятельности в образовательных организациях, реализующих
АООП» -дифференцированный зачет

36

*

27

Производственная практика «Пробные занятия с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам»»дифференцированный зачет
ПМ.В.04. Организация адаптивного физического воспитания в общеобразовательных организациях-квалификационный экзамен
Всего

315

28

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет: теории и методики физического воспитания;, оснащенный
оборудованием: доска аудиторная; стол преподавателя; стул преподавателя;
ученические столы; ученические стулья; шкафы для наглядных пособий; полки
книжные; демонстрационный экран; стенды; техническими средствами:
компьютер, интерактивная доска; видео фильмы; фото слайды.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры:
учебное пособие для среднего профессионального образования — ISBN 978-5534-07862-6. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. — 191 с. Текст:
электронный
2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в
развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования / ISBN
978-5-534-13349-3. — М: Юрайт, 2020. — 156 с. Текст: электронный
3. Рипа, М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное
пособие для среднего профессионального образования ISBN 978-5-534-07858-9
— 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2020. Текст: электронный
Дополнительные источники:
1.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья ; Екатеринбург:
Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 . — 158 с. Текст: непосредственный
2.
Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной
деятельности в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт. 2008.
— 2966 с. Текст: непосредственный
3.
Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта.
М.: Современный спорт. 2007. — 90с. Текст: непосредственный
4.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том.
М.: Советский спорт. 2010. . — 296 с Текст: непосредственный
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 2 том.
М.: Советский спорт. 2010. . — 448 с Текст: непосредственный
6.
Евсеев С. П., Шпакова Л. В. Адаптивная физическая культура. М.:
Советский спорт. 2005. — 240 с Текст: непосредственный
7.
Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурноспортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии. . — 182 с М.:
Советский спорт. 2007 Текст: непосредственный
29

3.2.2 Сайты научных библиотек и каталогов
1. http://www.afkonline.ru Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный
журнал:
2. http://www.valeo.edu.ru Здоровье и образование
3. http://elib.mosgu.ru Каталог библиотеки Московского гуманитарного
университет 4 http://lfksport.ru Лечебная физкультура и спортивная
медицина.Научно-практический журнал
5. http://www.teoriya.ru Теория.Ру [Электронный ресурс].
6. http://www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта
Российской Федерации
7. https://paralymp.ru Официальный сайт Паралимпийского комитета России.
8. http://www.libsport.ru Российская спортивная энциклопедия [Электронный
ресурс]. –
9. http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической
культуре и спорту .
10. http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/ Электронные книги по спортивной
тематике.

30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых в
рамках модуля
ПК.1. 1Определять цели и
задачи, планировать учебные
занятия.

ПК 1.2. Проводить учебные
занятия по физической
культуре

Критерии оценки

Методы оценки

1.Соответствие
содержания
представленного
конспекта урока
программе, требованиям
к его оформлению.
2.Определение структуры
и содержания урока в
соответствии с
определенной темой и
поставленными целями и
задачами.
3.Планирование работы
на уроке с детьми с ОВЗ,
учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными
по состоянию здоровья к
специальной
медицинской группе в
соответствии с их
индивидуальными
особенностями.
1.Соответствие
проведенного урока
требованиям учебной
программы.
2.Использование
дифференцированных
заданий, индивидуальных
заданий в работе с детьми
с с детьми с ОВЗ,
учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными
по состоянию здоровья к
специальной
медицинской группе.
3.Использование на
уроках оптимальных
средств, методов и форм
организации
занимающихся.

. Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и
производственной практики.
Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и
производственной практики.
Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

31

ПК 1.3. Осуществлять
педагогический контроль,
оценивать процесс и
результаты учения

1.Владение приемами
организации текущего
контроля деятельности
школьников.
2.Оценивание
физической
подготовленности
учащихся в
соответствии с
критериями оценок.
3.Проведение
коррекционной работы
по итогам результатов
обучения с учетом
индивидуальных
особенностей учащихся
ПК 1.4. Анализировать учебные 1.Осуществление анализа
занятия
и самоанализа
проведенных
уроков в соответствии с
предложенными схемами.
2.Взаимодействие в
диалоге с сокурсниками,
руководителями
педагогической практики,
учителями.
3.Формулирование
предложений по
совершенствованию и
коррекции уроков.

Текущий контроль в форме:
- практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального модуля.
Квалифицированный
экзамен по
профессиональному
модулю.

ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую процесс
обучения физической культуре

Текущий контроль в форме:
- практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального модуля.
Квалифицированный
экзамен по
профессиональному
модулю.

ПК 2.1. Определять цели и
задачи, планировать
внеурочные мероприятия и
занятия.

1.Оформление
документации,
обеспечивающей
образовательный процесс
по предмету.
2.Ведение документации,
обеспечивающей
обучение по
Адаптированным
Общеобразовательным
Основным программам
1.Соответствие
содержания
представленного
конспекта
внеклассного занятия
программе.
2.Определение структуры
и содержания занятия в
соответствии с
поставленными целями и

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и
производственной практики.
Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и
производственной практики.
Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
32

ПК 2.2. Проводить внеурочные
мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать
обучающихся, родителей (лиц,
их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной
деятельности.

задачами
внеурочного
мероприятия.
3.Планирование работы
на внеурочном
мероприятии с
с детьми с ОВЗ,
учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными
по состоянию здоровья к
специальной
медицинской группе в
соответствии с их
индивидуальными
особенностями.
Соответствие
проведенного
внеурочного
мероприятия
требованиям программы.
2.Использование
дифференцированных
заданий, индивидуальных
заданий в работе с детьми
с ОВЗ, учениками,
имеющими трудности в
обучении, учениками,
отнесёнными по
состоянию здоровья к
специальной
медицинской группе.
3.Использование во
время внеурочного
мероприятия
оптимальных средств,
методов и форм
организации
деятельности
занимающихся.
1.Владение формами и
методами
взаимодействия с
родителями
обучающихся или
лицами, их
заменяющими, как
субъектами
образовательного
процесса.
2.Мотивирование и
стимулирование

Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и
производственной практики.
Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и
производственной практики.
Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
33

ПК 3.1. Выбирать учебнометодический
комплект,
разрабатывать
учебнометодические
материалы
(рабочие программы, учебнотематические планы) на основе
федерального государственного
образовательного стандарта и
примерных
основных
образовательных программ с
учетом типа образовательной
организации,
особенностей
класса/группы и отдельных
обучающихся.

ПК 3.2. Систематизировать и
оценивать педагогический опыт
и образовательные технологии
в области физической культуры
на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.

обучающихся к участию
в физкультурноспортивной
деятельности.
1.обоснованность выбора
учебно-методического
комплекта;
2. соответствие
разработанных учебнометодических материалов
требованиям
нормативных документов
и современным
тенденциям в сфере
образования;
3.Написание правильного
фрагмента рабочей
программы, учебнометодического
обеспечения по
дисциплине;
-разработка учебнометодических материалов
по предмету на основе
требований
ФГОС общего
образования; (в.т.ч.
ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ)
1.полнота анализа
(самоанализа)
педагогического опыта и
образовательных
технологий,
обоснованность выводов;
2.соответствие выбора
литературы и содержания
разработки
сформулированной
проблеме (задаче);
3.осуществление
переноса и
трансформации ведущих
теоретических
педагогических идей в
проведение урочной и
внеурочной деятельности
по
предмету;
4. обоснованность выбора
педагогической и
методической

производственной практики

- анализ планов
образовательной
деятельности, составленных
студентами
- наблюдения за
проведением студентом
образовательной
деятельности с детьми на
производственной практике;
- наблюдение выполнения
практических работ

Текущий контроль в форме:
- практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального модуля.
Квалифицированный
экзамен по
профессиональному
модулю.

34

ПК 3.3. Оформлять
педагогические разработки в
виде отчетов, рефератов,
выступлений.

литературы;
5. адекватность
самооценки
педагогической
деятельности.
1.представление
педагогических
разработок в виде
отчетов, рефератов,
выступлений;
2.соответствие
педагогических
разработок
установленным
требованиям
нормативной
документации;
3.правильность
оформления портфолио
педагогических
достижений.

- Текущий контроль в
форме: - практических
занятий; - по темам МДК.
Зачеты по учебной практике
и по каждому из разделов
профессионального модуля.
Квалифицированный
экзамен по
профессиональному
модулю.

ПК 3.4. Участвовать в
исследовательской и проектной
деятельности в области
физического воспитания.

1.обоснованность выбора
методов и методик
педагогического
исследования и
проектирования;
2. соответствие
результата
исследовательской и
проектной деятельности,
поставленным целям;
3. соответствие
оформления результатов
педагогического
исследования и
проектирования,
установленным
требованиям
(стандартам).

Текущий контроль в форме:
- практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального модуля.
Квалифицированный
экзамен по
профессиональному
модулю.

ПК В.4.1
Определять цели и
задачи, планировать адаптивное
физическое воспитание
обучающихся.

1.Соответствие содержания
представленного конспекта
урока программе,
требованиям к его
оформлению.

. Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и производственной
практики. Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.

2.Определение структуры и
содержания урока в
соответствии с
определенной темой и
поставленными целями и

Зачёты по соответствующим
35

задачами.
3.Планирование работы на
уроке с детьми с ОВЗ,

заданиям учебной и
производственной практики.

учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными по
состоянию здоровья к
специальной медицинской
группе в соответствии с их
индивидуальными
особенностями.
ПК В.4.2
Проводить занятия
оздоровительной физической
культурой.

1.Соответствие
проведенного урока
требованиям учебной
программы.
2.Использование
дифференцированных
заданий, индивидуальных
заданий в работе с детьми с
с детьми с ОВЗ,
учениками, имеющими
трудности в обучении,
учениками, отнесёнными по
состоянию здоровья к
специальной медицинской
группе.

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и производственной
практики. Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

3.Использование на уроках
оптимальных средств,
методов и форм
организации
занимающихся.
ПК В.4.3
Организовывать
внеурочную физкультурноспортивную деятельность
обучающихся оздоровительной,
профилактическиреабилитационной и
рекреационной направленности

1.Владение приемами
организации текущего
контроля деятельности
школьников.

Текущий контроль в форме: практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
2.Оценивание физической
профессионального модуля.
подготовленности учащихся Квалифицированный экзамен
в
по профессиональному
модулю.
соответствии с критериями
оценок.
3.Проведение
36

коррекционной работы по
итогам результатов
обучения с учетом
индивидуальных
особенностей учащихся
ПК В 4.4
Анализировать
учебные занятия, внеурочные
мероприятия

1.Осуществление анализа и
самоанализа проведенных
уроков в соответствии с
предложенными схемами.
2.Взаимодействие в диалоге
с сокурсниками,
руководителями
педагогической практики,
учителями.
3.Формулирование
предложений по
совершенствованию и

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и производственной
практики. Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики.

коррекции уроков.
ПК В. 4.5
Создавать в
кабинете (спортивном зале, на
спортивной площадке) предметноразвивающую среду с учетом
особенностей состояния здоровья
обучающихся

.Планирование и
подготовка предметноразвивающей среды с
учетом особенностей
состояния здоровья
обучающихся
2. Знакомство с техникой
безопасности при её
подготовке и содержанию.
3.Обеспечение плотности
занятия

Проверка и оценка
выполненных практических
работ по соответствующим
темам. Зачёты по
соответствующим заданиям
учебной и производственной
практики. Оценка по
соответствующим заданиям
тестового контроля.
Зачёты по соответствующим
заданиям учебной и
производственной практики

4.Требования по
соблюдению санитарногигиенических норм
учащимися на уроке с
учетом особенностей
состояния здоровья
обучающихся
ПК В. 4.6
Вести
документацию, обеспечивающую
процесс адаптивного физического
воспитания обучающихся,
отнесенных к специальным

1.Оформление
документации,
обеспечивающей
образовательный процесс

Текущий контроль в форме: практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
37

медицинским группам.

по предмету.
2.Ведение документации,
обеспечивающей обучение
по

профессионального модуля.
Квалифицированный экзамен
по профессиональному
модулю.

Адаптированным
Общеобразовательным
Основным программам
ПК В.4.7
. Разрабатывать
учебно-методические материалы
(рабочие программы, учебнотематические планы) на основе
примерных с учетом типа и вида
ОУ, особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся

1.обоснованность выбора
учебно-методического
комплекта;

- анализ планов
образовательной деятельности,
составленных студентами

2. соответствие
разработанных учебнометодических материалов
требованиям

- наблюдения за проведением
студентом образовательной
деятельности с детьми на
производственной практике;

нормативных документов и
современным тенденциям в
сфере образования;

- наблюдение выполнения
практических работ

3.Написание правильного
фрагмента рабочей
программы, учебнометодического
обеспечения по
дисциплине;
-разработка учебнометодических материалов
по предмету на основе
требований
ФГОС общего образования;
(в.т.ч. ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ)
ПК В. 4.8
Участвовать в
исследовательской и проектной
деятельности в области
адаптивного физического
воспитания обучающихся.

1.обоснованность выбора
методов и методик
педагогического
исследования и
проектирования;
2. соответствие результата
исследовательской и
проектной деятельности,

Текущий контроль в форме: практических занятий; - по
темам МДК. Зачеты по
учебной практике и по
каждому из разделов
профессионального модуля.
Квалифицированный экзамен
по профессиональному
модулю.

поставленным целям;
3. соответствие оформления
38

результатов
педагогического
исследования и
проектирования,
установленным
требованиям (стандартам).
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

Осуществляет творческую,
научно-исследовательскую,
инновационную деятельность.

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы
решения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.

Разбивает поставленную цель
на задачи, выбирает
оптимальный метод решения
задачи, составляет алгоритм
решения задачи, проводит
рефлексию.

ОК 3. Оценивать риски и принимать
решения в нестандартных ситуациях.

проводит анализ причин
существования проблем,
определяет показатели
результативности
деятельности, прогнозирует
результаты деятельности,
последствия принятых
решений, предлагает способы
коррекции деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.

Предлагает источник
информации определенного
типа; обосновывает свое
решение; характеризует
произвольно заданный
источник информации в
соответствии с задачей
деятельности; систематизирует
информацию в самостоятельно
определенной в соответствии с
задачей информационного
поиска структуре; принимает
решение о завершении
(продолжении)
информационного поиска на
основе оценки достоверности
(непротиворечивости)
полученной информации.
Использует Интернет-ресурсы
для поиска информации,
представляет обработанную
информацию в различных
программах с помощью
операционной системы
Windosw

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.

- наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам практики;
- экспертная оценка;
наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам практики;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном экзамене;
наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам практики;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном экзамене
- - наблюдение за обучающимися
в процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и оценка процесса и
результатов выполнения заданий,
требующих поиска и анализа
информации;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном экзамене.

- наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и оценка процесса и
результатов выполнения заданий,
39

требующих использования
информационных технологий;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном экзамене;

ОК6. Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.

Принимает и фиксирует
решение по всем вопросам для
группового обсуждения; дают
сравнительную оценку идей,
высказанных участниками
групповой работы;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса.

Самостоятельно осуществляет
целеполагание деятельности
учащихся; самостоятельно
выбирает эффективные формы
и методы контроля
образовательной деятельности
учащихся,

ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.

анализирует собственные
мотивы и внешнюю ситуацию
при принятии решений
профессиональных задач,
касающихся своего
профессионального роста.

ОК 9. Осуществлять
профессиональную деятельность в
условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.

осуществляет
профессиональную
деятельность в рамках
профессиональной практики
на основе компетентностного
подхода с использованием
современных образовательных
технологий
соблюдает технику
безопасности при
осуществлении собственной
спортивной деятельности и
физкультурно-спортивной
деятельности обучающихся в
рамках профессиональной
практики.

ОК 10. Осуществлять профилактику
травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную
деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Владеть базовыми и новыми
видами физкультурно-спортивной
деятельности

осуществляет
профессиональную
деятельность в рамках
профессиональной практики,
на основе правовых норм,
предусмотренных
законодательством РФ и
локальных документов ОУ
анализирует собственные
результаты физкультурноспортивной деятельности,

- наблюдение и оценка
взаимодействия и общения
обучающихся в процессе
освоения вида профессиональной
деятельности на аудиторных
занятиях, практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам практики.
наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях, практике
и оценка уровня ответственности
обучающегося при подготовке и
проведении уроков и занятий;
- наблюдение и экспертная оценка
проведенного урока или занятия;
- отзывы организацииработодателя по итогам практики
наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организацииработодателя по итогам практики
наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике, участия в научнопрактических конференциях,
проектной и исследовательской
работе
наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и экспертная оценка
проведенного урока или занятия
Наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
на аудиторных занятиях и
практике.

наблюдение за обучающимися в
процессе освоения вида
профессиональной деятельности
40

анализирует собственные
мотивы на овладение
физкультурно-спортивной
деятельности и принимает
корректирующие действия.

на аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и экспертная оценка
проведенного урока или занятия

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».