ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Приложение 4.15
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма (база 9)

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
49.02.01
«Физическая
культура»
среднего
профессионального
образования,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
от 27 октября 2014 г. N 1351

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Свердловский областной педагогический колледж».

Разработчик: Гладышев Д.Е., к.ф.н., преподаватель высш.ей квалификационной

категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ 14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы философии является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии 49.02.01 Физическая культура.
Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
профессии/специальности 49.02.01 Физическая культура. Особое значение дисциплина
имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК5.Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её
целей, содержания, смены технологий.
ОК10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её
правовых норм.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры, на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов,
выступлений.

4

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью курса является обучение студентов основам современного философского
знания, предмету философии, философскому методу, главным направлениям
философского исследования, а также ознакомление слушателей с наиболее общими
проблемами, которые ставятся в рамках философской дисциплины, и возможными путями
их разрешения, которые предлагает философия.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ПК 3.2
ПК 3.3

Умения
•

•

•

•
•
•
•

ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
будущего
гражданина
и
будущего специалиста;
определить
значение
философии
как
отрасли
духовной
культуры
для
формирования
личности,
гражданской
позиции
и
профессиональных навыков;
определить соотношение для
жизни человека свободы и
ответственности, материальных
и духовных ценностей
сформулировать представление
об истине и смысле жизни
анализировать уроки
оценивать собственную проф
деятельность и деятельность
других педагогов
организовывать проектную и
исследовательскую
деятельность

Знания
•
•
•
•
•
•

•

•
•

основные категории и понятия
философии;
роль философии в жизни человека
и общества;
основы философского учения о
бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и
религиозной картин мира;
об
условиях
формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием
и использованием достижений
науки, техники и технологий
о способах анализа и оценки
профессиональной деятельности
специфике
организации
проектной и исследовательской
деятельности

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

61

в том числе:
теоретическое обучение

44

лабораторные работы

0

практические занятия

8

Самостоятельная работа 1

9

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в
количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1
РАЗДЕЛ 1.
Тема 1.1. Предмет
философии, ее
функции, метод и
основные разделы.
Тема 1.2. Проблема
генезиса
философии. Миф,
Логос и проблема
множественности
философских
культур.
Тема 1.3.
Философия
религии. Основные
этапы развития
религиозной
культуры.
Тема 1.4. Школа
стоиков, киников и
эпикурейцев.

Тема 1.5.

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
Что такое философия?
Содержание учебного материала
Что может дать человеку философия?
Философия, миф и религия как типы мировоззрения.
Предмет философии и ее основные функции.
Основные разделы философии.
Содержание учебного материала
Проблема возникновения философии. «Осевое время».
Зарождение философии в Древней Индии. Упанишады, философия Вед, философия
Буддизма.
Зарождение философии в Древнем Китае. Конфуцианство, Даосизм, философия Книги
Перемен.
Содержание учебного материала
Исторические формы религии.
Современное состояние религиозной культуры.
Мировые религии: отличительные признаки.
Ислам как мировая религия.
Буддизм как мировая религия.
Содержание учебного материала
Стоицизм. Зенон. Сенека. Марк Аврелий.
Школа киников. Диоген.
Эпикур и его учение. Эвдемонизм и гедонизм
Неостоицизм как современное направление философской мысли.
Содержание учебного материала

Объем
в часах

3
25

2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

ОК 1 - 11
2

ОК 1 - 11
2

ОК 1 - 11
2
ОК 1 - 11
7

Философия
Платона

Историческая справка о состоянии греческого общества в IV-III вв. до н.э.
Биография Платона.
Учение Платона о душе
Метафизика Платона
Теория государства Платона
Практические занятия
1. Круглый стол на тему: «Теория государства Платона и современные футурологические
концепции»

2

Самостоятельная работа:

1

1. Создание мультимедийной презентации по выбранному древнегреческому
философу
РАЗДЕЛ 2.
Тема 2.1.
Философские
картины мира
Античности и
Средневековья.
Тема 2.3.
Особенности
современной
картины мира

Философские картины мира
Содержание учебного материала
Понятие картины мира.
Философская картина мира и метафизика.
Философская картина мира античности.
Философская картина мира Средневековья.
Содержание учебного материала
Религия в современном мире
Наука в современном мире
Роль искусства в современном мире
Гуманизм как картина мира современности
Экзистенциальные основания бытия
Самостоятельная работа:

1. Создание сравнительной таблицы по философским картинам мира
Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и
современности.
РАЗДЕЛ 3.
Тема 3.1.
Познание истины:
источники, формы
и критерии.

Познание мира
Содержание учебного материала
Источники истинностного знания.
Исторические формы гносеологической теории.
Принцип отражения. Сознание-познание-знание.
Теории истины. Критерии истины.

2
2

1

ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3
ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

6

2

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11
2

2
2

ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

8
ОК 1 - 11
2

8

Формы чувственного и рационального познания.

Тема 3.2.
Познание, его
возможности и
границы.
Тема 3.3.
Основы логики.

Содержание учебного материала
Смена парадигм и типы научной рациональности.
"Идолы познания" по Ф.Бэкону.
Скептицизм и границы познания.
Непознаваемость "вещи в себе" по И.Канту.
Содержание учебного материала
Понятие как форма мышления. Свойства и виды понятий.
Суждение как форма мышления. Виды суждений
Виды сложных суждений
Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.
Дедуктивное и индуктивное умозаключение.
Практические занятия

1. Решение логических задач
РАЗДЕЛ 4.
Тема 4.1. Природа
человека.

ОК 1 - 11
2

2

2
2

Человек

12

Содержание учебного материала
Природное и культурное в человеке.
Земное и божественное, доброе и злое в человеке.
Сознательное и бессознательное в человеке.

2

Тема 4.2. Свобода
как философская
проблема.

Содержание учебного материала
Детерминизм и индетерминизм в философии.
Свобода и ответственность.
Бегство от свободы.

Тема 4.3. Теории
справедливости. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема 4.4. Любовь

Содержание учебного материала
Силовая модель справедливости Тразимаха.
Договорная модель справедливости по Аристотелю.
ТОД: Ж.Ж.Руссо, Т.Гоббс, Дж.Локк.
Теория справедливости Дж. Роллза.
Интуитивистская модель справделивости.
Утитлитаристская модель справедливости И.Бентама.
Содержание учебного материала

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11
2

2

2

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11
9

как философская 7.
проблема.
8.
9.
Тема 4.5. Смысл
жизни как
10.
философская
проблема.

РАЗДЕЛ 5.
Тема 5.1.
Философия жизни
Тема 5.2.
Философская
антропология

Тема 5.3.
Философия
экзистенциализма
Тема 5.4.
Философская
герменевтика.

Классические концепции феномена любви: эрос, филия, агапэ
Современные подходы к анализу феномена любви: Э. Фромм и Э. Гидденс
Трансформация интимности в XX веке
Содержание учебного материала
Смысл жизни и абсурд.
Основные вектора поиска смысла жизни.
Самостоятельная работа
1. Эссе на одну из выбранных тем: «Что такое свобода?», «Философские аспекты
концепта любви», «Трагедия материнской любви», «Религия в современном мире»,
«Педагогика – практическая философия».
Философия XX века
Содержание учебного материала

Философия жизни А. Шопенгауэра.
1. Философия жизни Фр. Ницше

2
2
2

ОК 1 - 11
ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

20
2

Содержание учебного материала
Антропологический поворот в философии
Философская антропология М.Шелера
Идея человека в философии П. Слотердайка
«Смерть человека» и философия М.Фуко

2

Содержание учебного материала
Истоки экзистенциализма в философии С. Къеркегора.
Религиозный экзистенциализм: К. Ясперс, Н. Бердяев.
Атеистический экзистенциализм: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер

2

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11

Содержание учебного материала
Истоки герменевтики: Античность, Средние века, герменевтический триумвират.
Принципы Фр. Шлейермахера: девинация, конгениальность.
Законы герменевтики Э.Бетти: философская и классическая герменевтика.
Проблема герменевтического круга.
Современные направления применения герменевтики. Проблема искусственного
интеллекта.
Самостоятельная работа

1. Восстановление записей дневника блокадника с применением
герменевтических принципов Фр. Шлейермахера

2

2
2

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3
10

Тема 5.5.
Особенности
русской философии

Содержание учебного материала
Становление и развитие русской философии.
Западники и славянофилы: философские идеи XIX в.
«Серебряный век» русской философии: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский
Развитие философских идей в XX в.
Самостоятельная работа
1. Подготовка м/м презентаций по выбранным отечественным философам

2

2
2

Тема 5.6.
Философия
постмодернизма.

Содержание учебного материала
Структурализм как предшественник постмодернизма.
Постмодернизм в искусстве.
Постмодернизм в науке.
Постмодернизм в философии: Ж. Бодрийяр.
Симулякр и подлинник: проблема подлинности и симуляции
Практические занятия

1. Круглый стол на тему: «Глобальные проблемы современности в контексте
философии постмодернизма»
Устный дифференцированный зачёт
ВСЕГО

ОК 1 - 11

ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

ОК 1 - 11
2

2
2

ОК 1 - 11
ПК3.2
ПК 3.3

2
61 ч.

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и
др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
3.2.2. Электронные издания:
1.
Гуревич, П. С. Философия : учебник для среднего профессионального
образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410200-0.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/456476 (дата обращения: 17.01.2021).
2.
Дмитриев,
В. В. Основы
философии :
учебник
для
среднего
профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10515-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452294 (дата обращения: 17.01.2021).
3.
Философская библиотека средневековья [Электронный ресурс], http://antology.rchgi.spb.ru/
4.
Философский
портал
philosophy.ru
[Электронный
ресурс],
http://www.philosophy.ru
5.
Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], http://filosof.historic.ru/
6.
Электронная библиотека института философии РАН [Электронный ресурс],
- https://iphlib.ru/greenstone3/library
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Философия : Учебник для вузов. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - 4-е
изд., стереотип. - М. : Гардарики, 2008. – Текст: непосредственный.
2.
Гуревич П.С. Философия человека. Ч.1-2. М., 1999-2001. – Текст:
непосредственный.
3.
Рассел Б. История западной философии. М., 1993. – Текст:
непосредственный.
4.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.
СПб., 1994. – Текст: непосредственный.
5. Бачинин В.А. Сорок три тезиса на пути от классики к постмодерну /
http://anthropology.ru/ru/texts/bachinin/tradnov_04.html. – Текст: электронный
12

6. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной
философии. М., 2004. – Текст: непосредственный.
7. Гвардини
Р.
Конец
нового
времени
/
http://lib.unidubna.ru/search/files/phil_gvardini_kon/~phil_gvardini_kon.htm . – Текст: электроннй.
8. Генон
К.
Кризис
современного
мира
/
http://philosophy.ru/library/guenon/01/index.html . – Текст: электронный.
9. Гречко П. К. Феномен глобализации как социокультурная проблема //
Глобализации и мультикультурализм. М., РУДН. 2005. – Текст: непосредственный.
10. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. – Текст: непосредственный.
11. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа,
противоречия, перспективы. М., 2000. – Текст: непосредственный.
12. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры //
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. – Текст: непосредственный.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М., 2000. –
Текст: непосредственный.
14. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988. –
Текст: непосредственный.
15. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. – Текст:
непосредственный.
16.
Петров Л.В. «Мировой язык» в культуре XXI века // Современные проблемы
межкультурных коммуникаций. СПб., 2003. – Текст: непосредственный.

17. Прист С. Теории сознания. М., 2000. – Текст: непосредственный.
18.
Тагиров Ф.В. Сакральное: от традиции к новому символическому
пространству. – М., 2007. – Текст: непосредственный.
19.
Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997. – Текст:
непосредственный.
20. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе.
М., 1986. С. 93-119 / http://socnet.narod.ru/library/authors/heideger/time.htm. – Текст:
электронный.
21.
Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,
1991. – Текст: непосредственный.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.
Результаты обучения
Знания:
• основные
категории
и
понятия философии;
• роль философии в жизни
человека и общества;
• основы
философского
учения о бытии;
• сущность
процесса
познания;
• основы
научной,
философской
и
религиозной картин мира;
• об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности
за
сохранение
жизни,
культуры,
окружающей
среды;
• -о социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием
и
использованием
достижений науки, техники
и технологий
Умения:
• ориентироваться
в
наиболее
общих
философских
проблемах
бытия,
познания,
ценностей,
свободы
и
смысла жизни как основе
формирования
культуры
будущего гражданина и
будущего специалиста;
• определить
значение
философии как отрасли
духовной культуры для
формирования
личности,
гражданской позиции и
профессиональных
навыков;
• определить
соотношение

Критерии оценки
Правильность,
полнота
выполнения
заданий,
точность
формулировок,
точность
расчетов,
соответствие требованиям.
Адекватность,
оптимальность
выбора
способов
действий,
методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность
оценки,
самооценки выполнения.
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность действий и
т.д.

Методы оценки
• деловая игра,
• письменный/устный
опрос;
• тестирование, в том
числе
с
применением
онлайн-тестов;
• оценка результатов самостоятельной
работы
(докладов, рефератов, теоретической части проектов,
учебных исследований и
т.д.)
• конференция
• круглый стол

Правильность и полнота
ответов,
точность
формулировок, не менее
70% правильных ответов.
Актуальность
темы,
адекватность результатов
поставленным
целям,
полнота ответов, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии
Четкая
характеристика
взглядов того или иного
философа.
Самостоятельность
и
логичность аргументации,
выдвижение и защита своей

• тестирование, в том
числе
с
применением
онлайн-тестов;;
• оценка результатов самостоятельной
работы
(докладов, рефератов, теоретической части проектов,
учебных исследований и
т.д.)
• конференция
• круглый стол
• защита
индивидуальных заданий
проектного характера.

14

для
жизни
человека
свободы и ответственности,
материальных и духовных
ценностей
• сформулировать
представление об истине и
смысле жизни

точки
зрения
по
важнейшим
проблемам
философии в рефератах и
дискуссиях.
Способность
к
диалектическому
и
логически
непротиворечивому
мышлению
в
своей
специальности.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».