ОУД.10. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Приложение 4.10
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14. Обществознание разработана на
основе
Примерной
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание»
для
профессиональных
образовательных
организаций,
рекомендованных
Федеральным
государственным
автономным
учреждением
«Федеральный институт развития образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Ткач С.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».
Гладышев Д. Е., к.ф.н., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОУД.14 Обществознание является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СОО и учебным планом по специальности 49.02.01 «Физическая культура».
Учебная дисциплина «Обществознание» обеспечивает овладение:

знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;

базовым понятийным аппаратом социальных наук;

умением
выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

представлениями об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;

представлениями о методах познания социальных явлений и процессов;

умением применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

навыками оценивания социальной информации, умений поиска информации
в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
УУД:
Личностные:
1.
Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих
позиций, эстетических и культурных предпочтений.
2.
Оценивают поступки, в том числе неоднозначные, разрешая моральные
противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей.
3.
Проявляют уважение к своему народу, другим народам, принимают
ценности других народов.
4.
Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других
народов.
5.
Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам
решения новой задачи.
6.
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения;
анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.
7.
Осознают смысл в демонстрационном экзамене WorldSkills и понимают
личную ответственность за будущий результат.
Познавательные:
1.
Устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают
логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.
2.
Самостоятельно
делают
выводы,
перерабатывают
информацию,
преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.
3.
Работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости
исправляют ошибки с помощью преподавателя.
4.
Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
5.
Воспроизводят информацию по памяти, необходимую для решения учебной
задачи.

4

6.
Извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных
источников, творчески перерабатывают её.
Регулятивные:
1.
Самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют
алгоритм его выполнения.
2.
Удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют
самостоятельный контроль своей деятельности.
3.
В диалоге с преподавателем учатся вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные:
1.
Вычитывают все виды текстовой информации (актуальную, подтекстовую,
концептуальную)
2.
Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою
точку зрения на события, поступки.
3.
Участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения.
4.
Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении
вопросов, обмениваются мнениями.
5.
Принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных
точек зрения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской
Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного
социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовнонравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими
людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
УУД
Личностные

Умения

умение самостоятельно
оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных

Знания
знание
мировоззренческих
позиций;
общечеловеческих и
5

ценностей;

осознанно принимать
традиционные национальные и
общечеловеческие, гуманистические и
демократические ценности;

умение самостоятельно
Познавательные
определять цели деятельности и
составлять планы деятельности;

умение самостоятельно
осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность;

умение использовать все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности;

умение выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;

умение получать информацию
из различных источников,
анализировать, систематизировать ее,
делать выводы и прогнозы;

умение самостоятельно
подбирать методы решения
практических задач, применять
различные методы познания;

умение ориентироваться в
различных источниках социальноправовой и экономической
информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников;

умение использовать средства
Регулятивные
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;

умение оценивать собственную
деятельность, формулировать
критерии для её оценки.
умение ясно, логично и точно
Коммуникативные 
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства, понятийный аппарат
обществознания;

умение вести диалог с другими
людьми, достигать в нем

российских ценностей, а
также ценностей других
народов;
ключевых понятий, схем
и моделей преобразования
информации;
инвариантности
стратегий поведения в
различных ситуациях;
многообразия источников
информации и различных
источников познания;

знание алгоритмов
выполнения задач;
требований техники
безопасности, эргономики,
гигиены, норм
информационной
безопасности при
выполнении поставленных
задач;
критериев оценки
собственной деятельности;
норм и правил устной
речи при формулировке
своей точки зрения;
понятийного аппарата
общественных наук;
норм ведения диалога,
6

взаимопонимания, учитывая позиции
всех участников, находить общие
цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать
конфликты

условий и правил
сотрудничества при
групповой работе.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем

Объем образовательной программы

216

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

71
0
73
0
72
2

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Содержание учебного материала
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта
Введение
их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении
специальностей СПО
Раздел 1. Человек и общество
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Биосоциальная
1.Человек, индивид, личность.
сущность
Философские представления о социальных качествах человека. Деятельность
человека
и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой
деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор
профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера,
учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
Потребности, способности и интересы.
2.Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и
смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины,
ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного
мышления.
3.Межличностное общение и взаимодействие.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее
ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со
стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.
Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира
общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы
межличностного
общения
в
молодежной
среде.
Особенности

Объем в
часах

УУД,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2
2

Личностные5,6;
Познаваательные1,4

30
15
2

2

Личностные 1-7;
Познавательные1-5;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

8

1.
2.
1.
2.
Тема 1.2
Общество как
сложная система

1.
2.
3.
1.
2.

самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной
среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
В том числе практических занятий
1.Круглый стол по теме «Формирование личности»
2.Дебаты по теме «Можно ли сохранить человечность на войне?»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Формирование личности»
2.Написание эссе по теме «Свобода, выбор и ответственность за его
последствия»
Содержание учебного материала
1.Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.
Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение
техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2.Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие
общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация.
Общество:
традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное
(информационное).
Особенности
современного
мира.
Процессы
глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные
войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации. Глобальные проблемы современности.
В том числе практических занятий
1.Круглый стол по теме «Глобальные проблемы современности»
2.Составление прямого кроссворда по разделу I«Человек и общество»
3. Тест по разделу I «Человек и общество»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Глобальные проблемы
современности»
2.Написание эссе по теме «Регресс имеет место также часто, как и прогресс»

4
2
2
5
3
2
15
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

6
2
2
2
5
3
2
9

Раздел 2. Духовная культура человека и общества
Тема 2.1 Духовная Содержание учебного материала
культура
1.Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной
личности и
жизни.
общества
Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная
культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной
субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в
молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов,
нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных
культур.
2.Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к
культурным ценностям.
В том числе практических занятий
1. 1.Круглый стол по теме «Молодежная субкультура»
Самостоятельная работа обучающихся
1. 1.Создание мультимедийной презентации по теме «Молодежная
субкультура»
2. 2.Создание Памятки «Культура поведения в общественных местах»
Тема 2.2 Наука и
Содержание учебного материала
образование в
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда
современном мире ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность
ученого перед обществом.
Образование и самообразование. Образование как способ передачи знаний и
опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные
учреждения профессионального образования. Система образования в
Российской Федерации. Государственные гарантии в получении
образования. Профессиональное образование.
В том числе практических занятий
1. 1.Круглый стол по теме «Удивительная наука: научные открытия в нашей
жизни. Ответственность ученого перед обществом»

34
12
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

2
2
6
3
3
9

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

2
2
10

1.

2.
Тема 2.3
Мораль,
искусство,
религия и
философия как
элементы
духовной
культуры

1.
2.
3.
1.

Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Удивительная наука:
научные открытия в нашей жизни. Ответственность ученого перед
обществом»
2.Написание эссе по теме «Образование – это то, что большинство получает,
многие передают и лишь немногие имеют»
Содержание учебного материала
1.Мораль. Основные принципы и нормы морали.
Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный
самоконтроль личности. Моральный идеал.
2.Искусство, религия, философия.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Религия как феномен
культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.
Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Философия как мировоззрение. Основные вопросы философии.
В том числе практических занятий
1.Дебаты по теме «Нужно ли подавать милостыню?»
2.Решение прямого кроссворда по разделу II «Духовная культура человека и
общества»
3.Тест по разделу II «Духовная культура человека и общества»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Роль морали, искусства,
религии, философии в жизни современного человека»

Раздел 3. Экономика
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Экономика и
1.Экономика как наука и хозяйство, роль экономики в жизни общества.
экономическая
Экономика семьи. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и
наука.
альтернативная
стоимость.
Ограниченность
ресурсов.
Факторы
Экономические
производства. Разделение труда, специализация и обмен.
системы
2.Типы экономических систем
Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика

5
3
2
13
2

2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

6
2
2
2
3
3
42
6
2

Личностные 1,2,
4,5,6;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2
11

1.
Тема 3.2. Рынок.
Фирма. Роль
государства в
экономике

1.
2.
1.
1.
2.
Тема 3.3.
Рынок труда.
Занятость и

Самостоятельная работа обучающихся
1.Решение задач по теме «Экономный бюджет»
Содержание учебного материала
1.Рыночная экономика. Основные понятия и механизмы
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы
предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры:
совершенная и несовершенная конкуренция.
2.Деньги. Процент. Банковская система. Инфляция.
Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Акции и
облигации. Фондовый рынок. Основы денежной политики государства.
3.Экономическая политика государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие
ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические
циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет.
Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
4.Основы предпринимательской деятельности.
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность
труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные
источники финансирования бизнеса. Основы менеджмента и маркетинга.
В том числе практических занятий
1.Конкурс бизнес-планов
2.Решение задач по темам «Кредиты», «Вклады», «Налоги»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка бизнес-плана
2. Создание мультимедийной презентации по защите бизнес-плана
3. Написание эссе по теме «Самая верная прибыль есть та, которая есть
результат бережливости»
Содержание учебного материала
Рынок труда. Занятость и безработица. Спрос на труд и его факторы.
Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и

2
2
18
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

2

2

4
2
2
6
2
2
2
12
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
12

государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы,
ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель.
Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и
номинальный доход. Сбережения.
В том числе практических занятий
1. 1.Решение задач по теме «Защита прав потребителя при приобретении
качественного и некачественного товара»
2. 2.Решение задач по теме «Социальные гарантии безработного в РФ»
3. 3.Решение задач по теме «Особенности пенсионной системы в РФ»
Самостоятельная работа обучающихся
1. 1.Составление Памятки «Защита прав потребителя при приобретении
качественного и некачественного товара»
2. 2.Составление Памятки «Социальные гарантии безработного в РФ»
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Основные
Основные проблемы экономики РФ. Мировая экономика. Становление
проблемы
современной рыночной экономики России. Особенности современной
экономики РФ.
экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы
Мировая
экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской
экономика
Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной
торговли. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы
В том числе практических занятий
1. 1.Решение прямого кроссворда по разделу «Экономика»
2. 2.Тест по разделу III «Экономика»
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Стратификация и Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
социальные роли
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной
деятельности.

Коммуникативные
1-5.

безработица

6
2
2
2
4
2
2
6

2

4
2
2
30
7

2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

13

1.

2.
Тема 4.2.
Социальные
нормы и
конфликты

1.
2.
Тема 4.3.
Важнейшие
социальные
общности и
группы

В том числе практических занятий
1.Круглый стол по теме «Социальный статус и престижность профессии
преподавателя»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Социальный статус и
престижность профессии преподавателя»
Содержание учебного материала
1.Социальные нормы.
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных
форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании,
алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
2.Социальные конфликты.
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения
социальных конфликтов.
В том числе практических занятий
1.Круглый стол по теме «Формы социального протеста в современном мире»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Заполнение сравнительно-аналитической таблицы «Формы социального
протеста в современном мире»
Содержание учебного материала
1.Социальные группы и их взаимодействие. Молодежь как социальная
группа. Этнические общности. Межнациональные отношения
Особенности социальной стратификации в современной России.
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этно-социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации
2.Семья как малая социальная группа. Семейное право и семейные
правоотношения.
Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.

2
2
3
3
8
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

2
2
2
2
15
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

14

1.
2.
3.
1.
2.
Раздел 5. Политика
Тема 5.1.
Политика и
власть.
Государство в
политической
системе

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и
расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
В том числе практических занятий
1.Круглый стол по теме «Пути разрешения этнических конфликтов
(исторический экскурс). Толерантность»
2.Решение задач по теме «Правовой статус членов семьи в РФ»
3. Тест по разделу IV «Социальные отношения»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Пути разрешения
этнических конфликтов (исторический экскурс). Толерантность»
2.Написание эссе по теме «Семья – это кристалл общества»

Содержание учебного материала
1.Власть и политика. Политическая система.
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное
явление.
Внутренняя структура политической системы. Политические институты.
2.Государство как особый политический институт. Межгосударственная
интеграция.
Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Особенности функционального назначения
современных государств.
Формирование надгосударственных институтов - основные особенности
развития современной политической системы.
3.Форма государства. Правовое государство, понятие и признаки
Элементы формы государства: форма правления, территориальногосударственное устройство, политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия
формирования демократических институтов и традиций.
В том числе практических занятий
1. 1.Круглый стол по теме «Политическое событие XX века»

6
2
2
2
5
3
2
34
17
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

2

4
2
15

Тема 5.2.
Участники
политического
процесса

2. 2.Круглый стол по теме«Особенности современных политико-правовых
режимов»
Самостоятельная работа обучающихся
1. 1.Создание мультимедийной презентации по теме «Политическое событие
XX века»
2. 2.Подготовка сообщения по теме «Особенности современных политикоправовых режимов»
3. 3.Заполнение сравнительно-аналитической таблицы «Право народов на
самоопределение» на основе анализа документального фильма «Не единая
Европа»
Содержание учебного материала
1.Гражданское общество и государство. Политический статус личности.
Политическое лидерство.
Личность и государство.
Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских
форм политического участия.
Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России.
Государство, гражданское общество и гражданские инициативы.
2.Политические партии и движения, их классификация. Выборы и
избирательная система в РФ. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества.
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм,
социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование
деятельности партий в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм,
его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
В том числе практических занятий
1. 1.Круглый стол по теме «Политическое лидерство»
2. 2.Викторина по теме «Международная политическая арена»
3. 3.Решение прямого кроссворда по теме «Политика»
4. 4.Тест в формате ЕГЭ по разделу V «Политика»
Самостоятельная работа обучающихся

2
7
3
2
2
17
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

8
2
2
2
2
5
16

1. 1.Создание мультимедийной презентации по теме «Политический лидер»
2. 2.Заполнение сравнительно-аналитической таблицы по теме «Современные
идейно-политические идеологии»
Раздел 6. Право
Тема 6.1.
Правовое
регулирование
общественных
отношений

Содержание учебного материала
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.Система
права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Юриспруденция
как
общественная
наука.Основные
формы
права.Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и
вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во
времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность
Правовые отношения и их структура. Виды противоправных поступков.
Юридическая ответственность и ее задачи.

Самостоятельная работа обучающихся
1. 1.Заполнение сравнительной таблицы «Действие нормативно-правовых актов
во времени, в пространстве и по кругу лиц» на основании положений
Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ,
Трудового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ
и Уголовного кодекса РФ
2. 2.Заполнение сравнительной таблицы «Общая характеристика основных
отраслей права» на основании положений Конституции РФ, Гражданского
кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Кодекса об
административных правонарушениях РФ иУголовного кодекса РФ
3. 3.Написание эссе по теме «Безнаказанность для преступника как овации для
актера»
Тема 6.2. Основы
Содержание учебного материала
конституционного 1.Конституционное право как отрасль российского права.
права РФ
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Система
государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть.
Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

3
2
42
6

2

Личностные 1,2,
4,5,6;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

4

1

1

2
11
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

17

1.
2.

1.
Тема 6.3. Отрасли
российского права

2.Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в
РФ. Виды конституционных прав и обязанностей граждан РФ. Право
граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на
благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества.
Основания отсрочки от военной службы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
В том числе практических занятий
1.Викторина по теме «Система органов государственной власти и органов
местного самоуправления в РФ»
2.Круглый стол по теме «Конституционно-правовой статус человека и
гражданина в РФ»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации по теме «Права и свободы
человека и гражданина в РФ»
Содержание учебного материала
1.Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры.
Правовое
регулирование
предпринимательской
деятельности.
Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые
вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность.
Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена,
наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав.
2.Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы
трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и
виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой
деятельности
несовершеннолетних.
Коллективный
договор.
Роль
профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их
разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и

2

4
2
2
3
3
26
2

Личностные 1-7;
Познавательные 1-6;
Регулятивные 1-3;
Коммуникативные
1-5.

2

18

социального обеспечения.
3.Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность.
4.Уголовное право.Преступление
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав
преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие
уголовную ответственность.
В том числе практических занятий
1. 1.Составление претензии и искового заявления по теме «Защита прав
потребителя»
2. 2.Решение задач по теме «Правовой статус работника» на основании
положений Трудового кодекса РФ
3. 3.Ролевая игра «Судебное заседание»
4. 4.Решение прямого кроссворда по разделу «Право»
5. 5. Литературно-правовая викторина
6. 6. Тест по разделу VI «Право»
Самостоятельная работа обучающихся
1. 1.Составление Памятки «Правовой статус несовершеннолетних работников»
2. 2.Заполнение таблиц «Виды административных правонарушений» и «Виды
административных наказаний» на основании положений Кодекса об
административных правонарушениях РФ
3. 3.Заполнение таблиц «Виды преступлений» и «Виды уголовных наказаний»
на основании положений Уголовного Кодекса РФ
4. 4.Подготовка к ролевой игре «Судебное заседание»
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
ВСЕГО

2
1

11
2
2
2
2
2
1
8
2
2
2
2
2
216

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный
оборудованием: классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место студента (по
количеству обучающихся); учебно-методические материалы (УМК) и наглядные пособия
(в том числе на электронных носителях:CD,DVD), техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
1. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый
уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н.
Боголюбова [и др.]. - 5-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2018. – 350 с. –ISBN 978-5-09053280-8 – Текст: непосредственный.
2. Обществознание. 11 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый
уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н.
Боголюбова [и др.]. - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 335 с. – ISBN 978-5-09-0465298– Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Конституция Российской Федерации : Федеральный закон от 12.12.1993 : ред.
от 14.03.2020 : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 : одобрена в ходе
общероссийского голосования 1 июля 2020 года. – Текст : электронный // Консультант
Плюс
официальный
сайт
компании
«КонсультантПлюс».
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 25.03.2020).
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 [принят Государственной
думой 21.10.1994: одобрен Советом Федерации] Текст : электронный // Консультант
Плюс
официальный
сайт
компании
«Консультант
Плюс».
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 25.03.2020).
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) : Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 [принят Государственной
думой 22.12.1995: одобрен Советом Федерации] Текст : электронный // Консультант
Плюс
официальный
сайт
компании
«Консультант
Плюс».
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 25.03.2020).
4. Российская
Федерация.
Законы.
Кодекс
об
административных
правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон № 195-ФЗ от
30.12.2001[принят Государственной думой 20.12.2001: одобрен Советом Федерации
26.12.2001] Текст : электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании
«Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
(дата обращения 25.03.2020).
5.
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон № 223-ФЗ от 29.12.1995 [принят Государственной думой 08.12.1995:
одобрен Советом Федерации] - Текст : электронный // Консультант Плюс официальный
сайт
компании
«Консультант
Плюс».
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 25.03.2020).
20

6. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 [принят Государственной думой 21.12.2001:
одобрен Советом Федерации 26.12.2001] Текст : электронный // Консультант Плюс
официальный
сайт
компании
«Консультант
Плюс».
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 25.03.2020).
7. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.1996 [принят Государственной думой 24.05.1996:
одобрен Советом Федерации 05.06.1996] Текст : электронный // Консультант Плюс
официальный
сайт
компании
«Консультант
Плюс».
–
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 25.03.2020).
8. Волков, А. М. Обществознание. Основы государства и права : учебник для
среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей
редакцией А. М. Волкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2019. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04245-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438822 (дата обращения:
25.03.2020).
9. Волков, А. М. Основы права для колледжей : учебник для среднего
профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А.
М. Волкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 269 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13583-1. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466028 (дата обращения: 25.03.2020).
10. Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального
образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 5-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 381 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08996-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/451555 (дата обращения: 25.03.2020).
11. Обществознание в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального
образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 5-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 280 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-03247-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452903 (дата обращения: 25.03.2020).
12. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б.
И. Федоров [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13751-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/466776 (дата обращения: 25.03.2020).
13. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / В.
И. Купцов [и др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454441 (дата обращения:
25.03.2020).
14.
Информационно-правовая система «Консультант Плюс» : [сайт], - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения 25.03.2020).
15.
Мобильное электронное образование https://edu.mob-edu.ru/
16.
Образовательная платформа Юрайт [сайт], - URL: https://urait.ru/catalog/full
(дата обращения 25.03.2020).
17. Обществознание : учебник для СПО / под ред. В.И. Купцова. – М. :
Издательство Юрайт, 2019. – 242 с. – (Серия : Профессиональное образование). ISBN 9785-534 -05353-1 – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/416102 (дата обращения: 25.03.2020).
18.
Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт], - URL:
http://pravo.fso.gov.ru (дата обращения 25.03.2020).
21

19.
Официальный интернет-портал Центробанка РФ - Финансовая культура:
[сайт], - URL: https://fincult.info/ (дата обращения 25.03.2020).
20.
Официальный сайт ВЦИОМ : [сайт], - URL: https://wciom.ru/ (дата
обращения 25.03.2020).
21.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
22.
Портал «Google Classroom» https://classroom.google.com/
23.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
24.
Сервер органов государственной власти (Правительство РФ, Федеральное
собрание РФ, Совет безопасности РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура РФ и др.) : [сайт], - URL:
http://www.gov.ru/ (дата обращения 25.08.2020).
25.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
26.
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Аверьянов, Ю.А. Обществознание. Понятие и термины. Словарь-справочник.
ФГОС /авт. – сост. Ю.А. Аверьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство
«Экзамен», 2017. – 527, [1] с. (Серия «Справочник») ISBN 978-5-377-11784-1 – Текст:
непосредственный.
2. Баранов, П.А. ЕГЭ – 2021 : Обществознание : 50 тренировочных вариантов
экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / П.А.
Баранов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва :Издательство АСТ, 2019 – 487
[1] с. - (ЕГЭ-2021.Большой сборник тренировочных вариантов).ISBN 978-5-17-133015-6 –
Текст: непосредственный.
3. Баранов, П.А. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к
ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранов. 3-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : АСТ, 2017. – 542 [2] с. ISBN 978-5-17-103571-6 – Текст:
непосредственный.
4. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для сред.проф. образования /
А.Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014 – 432 с. ISBN
978-5-4468-0384-2 – Текст: непосредственный.
5. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей : практикум : учеб.пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2020 – 240 с. ISBN 978-5-4468-9338-6 – Текст: непосредственный.
6. Домашек, Е.В. Эссе по обществознанию : новое задание на ЕГЭ / Е.В.
Домашек. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 217, [1] с. – (Большая перемена) ISBN
978-5-222-29940-1 – Текст: непосредственный.
7. Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 10 класс к учебнику
«Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / / С.В.
Краюшкина. – М. : Издательство «Экзамен», 2016. – 159, [1] с. (Серия «Учебнометодический комплект»)ISBN 978-5-377-10539-8 – Текст: непосредственный.
8. Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс к учебнику
«Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А.
Литвинова. ФГОС (к новому учебнику) / С.В. Краюшкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.
: Издательство «Экзамен», 2019. – 143, [1] с. (Серия «Учебно-методический
комплект»)ISBN 978-5-377-13367-4 – Текст: непосредственный.

22

9. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии : учебное пособие / Л.М.
Куликов. – М. : – Кнорус, 2007. – 336 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
ISBN 978-5-279 -01836-9 – Текст: непосредственный.
10. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания
повышенной сложности / авт.сост. С.А. Фомина. – Волгоград : Учитель, 2014. – 207
с.ISBN 978-5-7057 -3501-3 – Текст: непосредственный.
11. Махоткин, А. В. Справочник в схемах и таблицах: обществознание, история /
А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина, Г. Г. Дедурин. – Москва :Эксмо, 2018. – 640 с. –
(Наглядно и доступно). ISBN 978-5-699-96907-4 – Текст: непосредственный.
12. Певцова, Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 /Е.А.
Певцова. – 5-е изд. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2017. – 200 с. – (Иновационная
школа).
ISBN 978-5-533-00165-6 (ч. 1) ISBN 978-5-533-00164-9 – Текст:
непосредственный.
13. Певцова, Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 2 /Е.А.
Певцова. – 5-е изд. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2017. – 240 с. – (Иновационная
школа).
ISBN 978-5-533-00166-3 (ч. 2) ISBN 978-5-533-00164-9 – Текст:
непосредственный.
14. Певцова, Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 /Е.А.
Певцова. – 4-е изд. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2017. – 248 с. – (Иновационная
школа).
ISBN 978-5-533-00001-7 (ч. 1) ISBN 978-5-533-00000-0 – Текст:
непосредственный.
15. Певцова, Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 2 /Е.А.
Певцова. – 4-е изд. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2017. – 264 с. – (Иновационная
школа).
ISBN 978-5-533-00002-4 (ч. 2) ISBN 978-5-533-00000-0 – Текст:
непосредственный.
16. Румынина, В. В. Основы права : учебник / В. В. Румынина. – 3–е изд., перераб.
и доп. – М. : ФОРУМ, 2009. – 256 с. – (Профессиональное образование). ISBN 978-591134-258-6 – Текст: непосредственный.
17. Сычев, А.А. Обществознание : учебное пособие / А.А. Сычев. – 3-е изд.,
перераб. – М. :Кнорус, 2016. – 384 с. (Среднее профессиональное образование). ISBN 9785-406 -04781-1 – Текст: непосредственный.
18. Экономика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н.
Думной. – М. : Интеллект – Центр, 2015 – 496 с.ISBN 978-5-89790-286-6 – Текст:
непосредственный.

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет
Результаты обучения
Знания:

знание мировоззренческих
позиций;

общечеловеческих и
российских ценностей, а также
ценностей других народов;

ключевых понятий, схем и
моделей преобразования
информации;

инвариантности стратегий
поведения в различных ситуациях;

многообразия источников
информации и различных
источников познания;

знание алгоритмов
выполнения задач;

требований техники
безопасности, эргономики,
гигиены, норм информационной
безопасности при выполнении
поставленных задач;

критериев оценки
собственной деятельности;

норм и правил устной речи
при формулировке своей точки
зрения;

понятийного аппарата
общественных наук;

норм ведения диалога,
условий и правил сотрудничества
при групповой работе.


Критерии оценки

Владеет
обществоведческим
словарём;

Правильно строит
предложения при
написании работ, верно
используя
экономические,
политические,
социологические,
юридические и
культурологические
термины;

Использует
соответствующие
понятия при выполнении
заданий

Методы оценки
Письменный контроль в
форме:

решения прямого и
обратного кроссворда;

составления
сравнительноаналитической таблицы;

написания эссе;

составления
памятки;

подготовка
выступления для участия
в дебатах;

подготовки
доклада;

составления
мультимедийной
презентации;

составления
бизнес-плана;

решение
экономических и
правовых задач;

составления
претензии и искового
заявления;

подготовка к
ролевой игре.
Устный контроль в
форме:

устного ответа на
занятии;

участия в
проведении викторины;

участия в
проведении круглого
стола;

участия в ролевой
игре;

участия в
проведении конкурса
бизнес-планов;
24


публичной защиты
выполненной работы.
Тестовый контроль.
Дифференцированный
зачет
Умения:

умение самостоятельно
оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских
и нравственных ценностей;

осознанно принимать
традиционные национальные и
общечеловеческие,
гуманистические и
демократические ценности;

умение самостоятельно
определять цели деятельности и
составлять планы деятельности;

умение самостоятельно
осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность;

умение использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;

умение выбирать
успешные стратегии в различных
ситуациях;

умение получать
информацию из различных
источников, анализировать,
систематизировать ее, делать
выводы и прогнозы;

умение самостоятельно
подбирать методы решения
практических задач, применять
различные методы познания;

умение ориентироваться в
различных источниках социальноправовой и экономической
информации, критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников;

умение использовать
средства информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и


Ведёт диалог на
обществоведческие
темы;

Заполняет
таблицы и схемы;

Ориентируется в
экономических,
политических,
социальных,
юридических и
культурологических
терминах, понятиях;

Демонстрирует
готовность к диалогу с
представителями других
национальных культур,
иных религиозных и
политических взглядов

Письменный контроль в
форме:

решения прямого и
обратного кроссворда;

составления
сравнительноаналитической таблицы;

написания эссе;

составления
памятки;

подготовка
выступления для участия
в дебатах;

подготовки
доклада;

составления
мультимедийной
презентации;

составления
бизнес-плана;

решение
экономических и
правовых задач;

составления
претензии и искового
заявления;

подготовка к
ролевой игре.
Устный контроль в
форме:

устного ответа на
занятии;

участия в
проведении викторины;

участия в
проведении круглого
стола;

участия в ролевой
игре;

участия в
проведении конференции;

участия в
проведении конкурса
бизнес-планов;

публичной защиты
25

организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм
информационной безопасности;

умение оценивать
собственную деятельность,
формулировать критерии для её
оценки.

умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;

умение вести диалог с
другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая
позиции всех участников,
находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
эффективно разрешать конфликты

выполненной работы.
Тестовый контроль.
Дифференцированный
зачет

26

Приложение 1.
































Примерные темы индивидуальных проектов
Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества.
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
Кем быть? Проблема выбора профессии.
Современные религии.
Роль искусства в обществе.
Экономика современного общества.
Структура современного рынка товаров и услуг.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
Я и мои социальные роли.
Современные социальные конфликты.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества.
Политическая власть: история и современность.
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной
России.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор:
одно — из истории, другое — современное).
Формы участия личности в политической жизни.
Политические партии современной России.
Право и социальные нормы.
Система права и система законодательства.
Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
Характеристика отрасли российского права (на выбор).

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».