73_Положение о практической подготовке 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

СОГЛАСОВАНО
Решением
Научно-методического совета
от 02.04.2025, протокол № 9

Сюлонова
года пр.№ 144-Д

порадок
организации и проведения практической подготовки обучающихся,
осваивающих основные профессиональные образовательные программы
среднего профессионального образования, в ГАПОУ СО «Свердловский
областной педагогический колледж»
1. Общие положения
1.1. Целью данного Порядка является установление единого порядка
организации и проведения практической подготовки, обеспечение соответствия
законодательным актам и образовательным стандартам.
1.2. Нормативными
основаниями
разработки
данного
Порядка
организации и практической подготовки обучаюгцихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»
(далее - положение) являются:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (в редакции от 08.08.2024)
«О персональных данных»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2003 №2 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022
г. № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению
новой образовательной технологии конструирования образовательных

программ среднего профессионального образования в рамках федерального
проекта «Профессионалитет»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября
2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 г.
№ 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 18.11.2020 № 1430/652 «О внесении изменения в
Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
885/390»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24
августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 30 июля 2015 г. № 527н «Об утверждении порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом
необходимой помощи»;
- Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. № 1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им
при этом необходимой помощи»;
- Приказ Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждении
Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в
процессе деятельности государственных органов, органов местного
самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»;
- Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от
30.07.2020 г. «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по реализуемым в
колледже специальностям;

- Письмо Минпросвещения России от 07 ноября 2022 г, № АБ-3408/05 «О
прохождении практики несовершеннолетних обучающихся, осваивающих
образовательные программы среднего профессионального образования, и
трудоустройстве несовершеннолетних выпускников»;
- Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 № 06-281 «О
направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации
образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях,
в том числе оснащенности образовательного процесса»);
- Письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 № 05-398 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования и профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
Рекомендации по организации производственной практики
обучающихся по образовательным программам «Профессионалитет» (одобрено
Советом учреждения ФГБОУ ДПО ИРПО; протокол от 03.06.2024 № 19).
- Устав ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»
(далее - колледж), утвержденный приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 09.01.2020 №1-д.
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения
практической
подготовки
обучающихся,
осваивающих
основные
профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования (далее - ОПОП СПО) в колледже, в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
1.3. Практическая подготовка - форма организации образовательной
деятельности при освоении образовательной программы в условиях
выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью и направленных на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю
соответствующей образовательной программы.
1.4. Практическая подготовка обучающихся в колледже может быть
организована:
- непосредственно в колледже, в том числе в структурном подразделении
колледжа, предназначенном для проведения практической подготовки;
- в организации, осуществляющей деятельность по профилю
соответствующей образовательной программы (далее профильная
организация), в том числе в структурном подразделении профильной
организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на
основании договора, заключаемого между колледжем и профильной
организацией.
1.5. Образовательная деятельность в форме практической подготовки
может быть организована при реализации учебных предметов, курсов.

дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных
программ, предусмотренных учебным планом.
1.6. Обучающимся и их законным представителям доступно право
самостоятельного подбора профильной организации по месту жительства, с
целью трудоустройства. За явление обучающегося и заявка организации
предоставляются на имя директора колледжа не позднее, чем за 2 недели до
начала практики.
1.7. Реализация компонентов образовательной программы в форме
практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем
чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в
соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.
1.8. При организации практической подготовки профильные организации
создают условия для реализации компонентов образовательной программы,
предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме,
позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей
профессиональной деятельностью обучающихся.
1.9. При организации практической подготовки обучающиеся и
работники Колледжа обязаны соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка профильной организации требования охраны труда и техники
безопасности. При организации практической подготовки в профильной
организации обучающиеся должны быть ознакомлены под подпись с
инструкциями по охране труда и технике безопасности. Инструктаж
обучающихся по охране труда и технике безопасности проводит назначенное
профильной организацией из числа своих работников ответственное лицо,
соответствующее требованиям трудового законодательства Российской
Федерации о допуске к педагогической деятельности, обеспечивающее
организацию реализации компонентов образовательной программы в форме
практической подготовки со стороны Профильной организации.
1.10. При наличии в профильной организации или колледже (при
организации практической подготовки в колледже) вакантной должности,
работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, с
обучающимся Колледжа может быть заключен срочный трудовой договор о
замещении такой должности.
1.11. При организации практической подготовки, включающей в себя
работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят
соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с
Порядком проведения обязательных предварительных и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых
работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г.,
регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г.

№ 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля
2015 г., регистрационный № 35848), приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2018 г.,
регистрационный № 50237), Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 13 декабря 2019 г. № 1032н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный
№ 56976), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3
апреля 2020 г. № 187н/268н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320),
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2020 г.
№ 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
22 мая 2020 г., регистрационный № 58430). Ответственное лицо от колледжа
(руководитель практики, фельдшер) организует медицинские осмотры
обучающихся перед направлением в профильную организацию на
практическую подготовку, включающую в себя работы, при выполнении
которых проводятся обязательные предварительные и периодические
медицинские осмотры (обследования).
1.12. Практическая подготовка обучающихся Колледжа с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья.
1.13. Практическая
подготовка
организуется
в
организации,
осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной
программы, в том числе в структурном подразделении профильной
организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на
основании договора, заключаемого между Колледжем и профильной
организацией (Форма договора о практической подготовке обучающихся,
между Колледжем и организацией, осуществляющей деятельность по профилю
соответствующей образовательной программы представлена в Приложении 1).
Договор о практической подготовке обучающихся, заключаемый между
колледжем и организацией, осуществляющей деятельность по профилю
соответствующей образовательной программы, может быть заключен как на
отдельный компонент (компоненты) образовательной программы, так и на
реализацию образовательной программы (программ) в форме практической
подготовки в целом. Срок договора о практической подготовке обучающихся,
заключаемого между колледжем и организацией, осуществляющей
деятельность по профилю соответствующей образовательной программы,
определяется в соответствии со сроком реализации образовательной
программы или ее отдельных компонентов в форме практической подготовки в
соответствии с учебным планом образовательной организации. Договор

вступает в силу после его подписания и действует до полного иеполнения
сторонами обязательств.
1.14. Проведение практической подготовки возможно только в
организации, являющейся юридическим лицом.
1.15. Согласно подпункту 1 подпункта 1 части 2 статьи 29 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Росеийекой Федерации» на
официальном сайте образовательной организации в информационно­
телекоммуникационной сети Интернет размещаетея информация о местах
осуществления образовательной деятельноети, в том чиеле не указываемых в
еоответствии е Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» в приложении к лицензии на осуществление
образовательной деятельности, в т.ч. местах прохождения практической
подготовки.
1.16. Основные понятия
Интегративный педагогический подход - методологический ориентир
осущеетвления образовательной деятельности как процесса, основанного на
выявлении междисциплинарных, межпредметных, межотраслевых евязей
содержания
образовательной
программы
и
еинтеза
компонентов
образовательной программы в целоетную дидактическую систему оевоения
обучающимися общих и профессиональных компетенций.
Интеграция
содержания
и
технологий
образования
с
профессиональной средой - принцип новой образовательной технологии
«Профессионалитет», оенованный на еквозном раепределении изучения
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов образовательной
программы в течение всего периода обучения по профессии/специальности, как
на базе образовательной организации, так и непосредетвенно на современном
оборудовании работодателей, начиная с первого курса. Интеграция
предполагает уетановление прочных визуализируемых межпредметных/
междисциплинарных/ внутриотраслевых связей между содержанием учебной
информации, формируемыми практическими умениями и производственной
средой, определяющих дальнейшее успешное выполнение трудовых функций в
уеловиях реальной профеееиональной деятельноети выпуекника.
Интенсификация образовательной деятельности - принцип новой
образовательной
технологии
«Професеионалитет»,
предполагающий
организацию образовательного процесса на основе иепользования наиболее
эффективных технологий и средетв обучения (при активном внедрении
цифрового образовательного контента и расширении практичеекого обучения),
обеспечивающих освоение содержания учебного материала в более ежатые
сроки без снижения качества его оевоения.
Наставник - специалист предприятия, обладающий компетенциями в
области своей профессиональной
и педагогический деятельности,
закрепляемый за обучающимея, группой обучающихея во время прохождения
производственной практики или стажировки обучающихся в целях адаптации
на производстве, развития профессиональных компетенций, формирования

корпоративной культуры обучающихся и освоения лучших практик
профессиональной деятельности.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно­
педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, а также иных
компонентов, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательно-производственный
центр
(кластер);
образовательный кластер СПО (далее - кластер) - создаваемое по
отраслевому принципу на основе соглашения о партнерстве без образования
юридического лица объединение образователъных организаций, реализующих
образователъные программы среднего профессионального образования, с
организациями, действующими в реальном секторе экономики, в целях
подготовки кадров для определенной отрасли экономики.
Опорное предприятие (работодатель) - организация, являющаяся
участником кластера, формирующая целевой заказ и требования к
квалификации специалистов, организующая на своей базе основную часть
практической подготовки обучающихся. Рассматривается в качестве основного
работодателя выпускников.
Основная
профессиональная
образовательная
программа
«Профессионалитет» (ОПОП-П) - образовательная программа, направленная
на подготовку в оптимальные сроки квалифицированных специалистов по
профессиям и специальностям среднего профессионального образования для
различных отраслей экономики под потребности конкретных работодателей.
ОПОП-П разрабатывается и реализуется с акцентом на организацию
практической подготовки и предоставление обучающимся возможности пройти
производственную практику (стажировку) на предприятиях-партнерах, что
повышает их конкурентоспособность на рынке труда и облегчает
трудоустройство после окончания обучения.
Практикоориентированность - характеристика образовательного
процесса, выражающаяся в основополагающей роли практической подготовки в
формировании профессиональных, общих, корпоративных компетенций в
сочетании с теоретической подготовкой непосредственно в профессиональной
среде или в условиях, максимально имитирующих предстоящую
профессиональную деятельность специалиста/ квалифицированного рабочего в
сопряжении с запросами конкретных работодателей.
Практическая подготовка - форма организации образовательной
деятельности при освоении образовательной программы в условиях
выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью и направленных на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю
соответствующей образовательной программы.

8

Предприятие-партнер - организация, предприятие реального сектора
экономики,
заинтересованное
в
партнерстве
с
образовательными
организациями кластера в части проведения практической подготовки и
дальнейшего трудоустройства выпускников образовательных организаций
кластера.
2. Цели и задачи практической подготовки обучающихся
2.1. Целью практической подготовки является:
формирование практического опыта работы на современном
оборудовании и освоение инновационных производственных технологий
(согласно запросу опорного предприятия);
- адаптация обучающихся к условиям практической деятельности по
профилю соответствующей образовательной программы;
-развитие практических навыков и компетенции по профилю
соответствующей образовательной программы;
формирование готовности к самостоятельному выполнению
профессиональных функций в ходе трудовой деятельности.
2.2. Задачи профессиональной подготовки:
- закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе
теоретического обучения,
- ознакомление с реальными условиями профессиональной деятельности;
- приобретение необходимых умений, навыков
- приобретение практического опыта практической работы по изучаемой
профессии/специальности,
формирование
профессиональных
и
общих
компетенций,
предусмотренных образовательной программой;
- развитие навыков работы с технической документацией, современным
оборудованием, информационными технологиями;
- освоение правил техники безопасности и профессиональной этики;
- углубление первоначального практического опыта обучающегося;
- развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его к
готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к
выполнению выпускной квалификационной работы.
3. Виды и формы практической подготовки
3.1. В форме практической подготовки реализуются учебные предметы,
курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты образовательных
программ, предусмотренных соответствующим учебным планом.
3.2. Практическая подготовка при реализации учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических
занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих зшастие обучающихся в выполнении

отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
3.3. Практическая подготовка при проведении практики организуется
путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Виды практики
определяются ФГОС СПО; при этом практики входят в профессиональный
цикл. Основными профессиональными образовательными программами
колледжа (далее - ОПОП) предусмотрено обязательное проведение учебной и
производственной практик. По ОПОП по специальностям кроме учебной
практики
предусмотрено
два типа
производственной
практики:
производственная практика по профилю специальности и производственная
преддипломная практика.
3.4. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью,
вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если
профессиональная деятельность, осуществляемая ими,
соответствует
требованиям образовательной программы к проведению практики.
3.5. Практическая подготовка может включать в себя также отдельные
занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной
информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения
работ, связанных с профессиональной деятельностью.

4. Порядок организации практической подготовки при реализации
учебных дисциплин и междисциплинарных курсов в Колледже
4.1. Целью практической подготовки при реализации учебных дисциплин
и междисциплинарных курсов является формирование, совершенствование и
закрепление практических умений и навыков, профессиональных компетенций
в процессе выполнения видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
4.2. Практическая подготовка при реализации учебных дисциплин и
междисциплинарных курсов организуется путем проведения практических
занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая
подготовка
не является
синонимом
практического занятия.
4.3. Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
4.4. Планирование особенностей организации практической подготовки
при реализации учебных дисциплин и междисциплинарных курсов в Колледже
осуществляется педагогами колледжа под руководством заместителя директора
по организации образовательного процесса в период, предваряющий

10

разработку основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности, рабочих программ по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям. Количество часов и компоненты образовательной
программы, осваиваемые в форме практической подготовки, определяются,
исходя из содержания и направленности образовательной программы и ее
компонентов и возможности их реализации в форме практической подготовки,
а также запросом предприятий, организаций. В рабочей программе по учебной
дисциплине и профессиональному модулю (междисциплинарному курсу)
педагоги Колледжа определяют практические занятия (практикумы,
лабораторные работы и иные аналогичные видов учебной деятельности),
которые предполагают выполнение на рабочем месте отдельных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью. Содержание
практических занятий по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу
должно охватывать круг профессиональных умений, на формирование и
развитие которых ориентирована данная дисциплина, междисциплинарный
курс. Темы лабораторных работ и практических занятий фиксируются в
рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей в
разделе «Содержание учебной дисциплины (профессионального модуля)».
Общие требования и подходы к осуществлению практической подготовки при
реализации учебных предметов, курсов, дисциплин находят отражение в
пояснительной записке ОПОП.
4.5. В случае осуществления практической подготовки при реализации
учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, педагог Колледжа не
позднее чем за 20 дней до организации практической подготовки в рамках
учебных занятий оформляет заявку в тетради заявок, учитываемых при
составлении расписания. На основе заявки педагога, не позднее, чем за 15
рабочих дней до начала практической подготовки при реализации учебной
дисциплины / междисциплинарного курса заведующий отделением формирует
проект приказа «Об утверждении списков обучающихся, осваивающих
соответствующие компоненты образовательной программы посредством
практической подготовки».
4.6. Руководителя практики от профильной организации:
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые
результаты практической подготовки;
- предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практической
подготовки;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями
охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также
правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Порядок организации проведения практической подготовки
обучающихся при проведении практики

11

5.1. Целью практической подготовки при реализации практики является
комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной
деятельности по специальности среднего профессионального образования,
формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение
необходимых умений и опыта практической работы по специальности.
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем
непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
5.2. Виды практики и способы ее проведения определяются ОПОП,
разработанной в соответствии с ФГОС СПО. При реализации ОПОП
предусматриваются следующие виды практики:
- учебная;
- производственная.
Производственная практика включает в себя следующие этапы:
- практика по профилю специальности;
- преддипломная практика.
Учебная практика по специальности направлена на закрепление и
углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического
обучения, приобретение необходимых умений, навыков и практического опыта
работы по изучаемой профессии/специальности.
Практика по профилю специальности направлена на формирование у
обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение
практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей
ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности,
предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального
практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных
компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой
деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной
квалификационной работы в организациях различных организационно­
правовых форм.
5.3. Учебная и производственная практики реализуются в форме
практичеекой подготовки и проводятся:
- в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях,
учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной
организации;
- в организациях в специально оборудованных помещениях на основе
договоров о практической подготовке между образовательной организацией и
профильными организациями.
Срок действия договора о практической подготовке обучающихся,
заключаемого с организацией, осуществляющей деятельность по профилю
соответствующей образовательной программы, определяется в соответствии со
сроком реализации образовательной программы или ее отдельных компонентов
в форме практической подготовки в соответствии с учебным планом.

12

5.4.
Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся
как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням
(неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и
содержанием практики. Преддипломная практика проводится непрерывно
после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.
5.5 При проведении учебной практики учебная группа может делиться на
подгруппы, численностью не менее 8 человек.
Продолжительность рабочей недели для учебной практики обучающихся
составляет 35 академических часов в неделю, независимо от возраста
студентов, при прохождении рассредоточенной практической подготовки - не
более 6 академических часов в день.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в
организации для обучающихся в возрасте от 15 до 16 лет составляет не более 24
часов в неделю (ст.91 ТК РФ), в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 35
часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), а для студентов в возрасте от 18 лет и старше —
не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
5.6.
В колледже разрабатываются и утверждаются рабочие программы по
каждому виду учебной и производственной практики, предусмотренные ОПОП
не позднее, чем за месяц до их начала. Программы практики разрабатываются и
утверждаются колледжем самостоятельно и являются составной частью ОПОП,
обеспечивающей реализацию ФГОС (Приложение 3). Программы практики
являются неотъемлемой частью профессионального модуля ОПОП,
обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальностям.
Программа практики включает в себя:
• наименование практики;
• указание цели и задач проведения практики;
• указание вида практики, и формы (форм) ее проведения;
• перечень планируемых результатов обучения при прохождении
практики,
соотнесенных
с
планируемыми
результатами
освоения
образовательной программы;
• указание места практики в структуре образовательной программы;
• указание объема практики в зачетных
единицах и ее
продолжительности
в неделях либо в академических или астрономических часах;
• содержание практики;
• указание форм отчетности по практике;
• фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по практике;
• перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет»,
необходимых
для проведения практики;
• перечень информационных технологий, используемых при проведении
практики, включая перечень программного обеспечения и информационных
справочных систем (при необходимости);

13

• описание материально-технической базы, необходимой для проведения
практики;
•
описание условий безопасности: проведение инструктажей по
охране труда, технике безопасности,
5.7. Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при
условии положительного аттестационного листа по практике руководителей
практики от организации и Колледжа об уровне освоения профессиональных
компетенций; наличия положительной характеристики организации на
обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения
практики; полноты и своевременности представления дневника практики и
отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
5.8. Общее руководство практикой в Колледже осуществляет заместитель
директора по организации образовательного процесса, непосредственное руководитель практики. Организацию и руководство видами учебной практики
осуществляет руководитель вида практики от колледжа; организацию и
руководство видами практики по профилю специальности (профессии) и
преддипломной практикой осуществляют руководители практики от Колледжа
и от организации.
5.9. Руководителя практики от профильной организации:
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые
результаты практической подготовки;
- предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практической
подготовки;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями
охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также
правилами внутреннего трудового распорядка.
5.10. За обучающимися в ходе проведения производственной практики
при возможности закрепляется наставник. В обязанности наставника входит:
- передача накопленного опыта,
- обучение наиболее рациональным приёмам и современным методам
работы или поведения, в том числе оказывать помощь в принятии правильных
решений в нестандартных ситуациях;
- личным примером развивать положительные качества обучающегося,
при необходимости корректировать его поведение и др.
5.11. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью,
вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если
профессиональная деятельность,
осуществляемая ими, соответствует
требованиям образовательной программы к проведению практики.
5.12. Планирование практики осуществляется в соответствии с ОПОП и
учебным планом, где определены виды, сроки и обязательная учебная нагрузка
по каждому виду практики. В случае необходимости внесения по объективным
причинам изменений в сроки организации практики, зафиксированные в
календарном учебном графике, издается приказ директора Колледжа,

14

устанавливающий иные сроки. При планировании и организации в Колледже
практики учитываются следующие принципы:
- последовательное расширение круга формируемых у обучающихся
умений, навыков, практического опыта и их усложнение в процессе освоения
ОПОП;
- целостность подготовки специалистов к выполнению основных
трудовых функций;
- связь практики с теоретическим обучением.
5.13. Содержание практики определяется требованиями к умениям и
практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП в
соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами практики, запросом
предприятий, организаций. Содержание практики должно обеспечивать
обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы
умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в
соответствии с требованиями ФГОС СПО. Целевые ориентиры, требования к
результатам, содержание, виды деятельности, формы контроля и формы
отчетности по каждому виду практики определяются Колледжем
самостоятельно и фиксируются в рабочих программах учебной и
производственной практики. При планировании и организации практики
учитывается, что практика является обязательным этапом освоения
профессионального модуля по виду профессиональной деятельности. Рабочие
программы практики разрабатывают педагоги колледжа, участвующие в
реализации практики (руководители вида практики и методисты по виду
практики). Разработка рабочих программ практики осуществляется на основе
ФГОС СПО и Программ профессиональных модулей, в состав которых входит
соответствующий вид практики. Разработанная рабочая программа является
компонентом образовательной программы.
5.14. На этапе планирования и подготовки к практике преподаватели
Колледжа - методисты по виду практики под непосредственным руководством
руководителя по виду практики совместно разрабатывают дневник по практике
и методические рекомендации по практике, форму отчета по практике, листы
экспертной оценки достижений студентов в процессе практики, которые
согласовываются с работодателем.
5.15. Направление на практику оформляется приказом директора
колледжа с указанием вида и сроков прохождения практики, указанием
организаций, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки студентов, а также указывается фамилия имя отчество
руководителя практики от колледжа.
5.16. На заочной форме обучения все виды практики реализуются
обучающимися самостоятельно. Каждому обучающемуся в заочной форме в
период сессии выдается направление на виды практики по профессиональному
модулю, в котором фиксируются: ФИО обучающегося, база, вид, сроки и
форма организации практики. Обучающийся при освоении программы
практики обязан представить в колледж аттестационный лист по практике,
дневник или отчет. Обучающиеся по заочной форме обучения, работающие в

15

период обучения по профилю специальности, не освобождаются от
прохождения практики. На преддипломную практику они направляются в
установленном порядке.
5.17. Учебная практика может проводиться как непрерывно, так и путем
чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям), при условии
обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных
мастерских, лабораториях, учебных полигонах, учебных базах практики и иных
структурных подразделениях Колледжа либо в организациях в специально
оборудованных помещениях. Учебную практику организуют преподаватели
Колледжа.
5.18. Производственная практика по профилю епециальноети может
проводиться как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими
занятиями по дням (неделям) на базе Профильных организаций. Организацию и
руководство практикой по профилю специальности осуществляют
руководители практики от Колледжа и от организации.
5.19. Производственная
(преддипломная)
практика
реализуется
концентрированно по завершении всех видов учебной практики и практики по
профилю специальности, предусмотренных ОПОП. Организацию и
руководство практикой по профилю специальности (профессии) и
преддипломной практикой осуществляют руководители практики от Колледжа
и от профильной организации, на базе которой реализуется практика. Задание
на преддипломную практику разрабатывается в соответствии с темой
дипломной
работы
(проекта)
и
заданием
по
государственному
(демонстрационному) экзамену (при наличии соответствующей формы
государственной итоговой аттестации).
5.20. Допуск
к
производственной
(преддипломной)
практике
осуществляется в том случае, если студент успешно освоил все виды учебной и
производственной (по профилю специальности) практики, не имеет
академической задолженности по результатам промежуточной аттестации,
успешно прошел предварительную защиту выпускной квалификационной
работы на основании приказа директора колледжа. Обучающиеся, не
выполнившие программу практики, к государственной итоговой аттестации не
допускаются.
5.21. В период прохождения практики студенты
пользуются
методическими рекомендациями по практике, разработанными руководителями
и методистами Колледжа по видам практики.
5.22. По каждому виду практики предусмотрена промежуточная
аттестация в форме недифференцированного или дифференцированного зачета.
Аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики
проводится на основании результатов, подтвержденных документами
Профильной организации, на базе которой студенты Колледжа проходили
практику.
5.23. По результатам каждого вида учебной и производственной практики
руководители практики от Колледжа и Профильной организации, формируют

16

аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся
профессиональных компетенций (Приложение 2), характеристику на
обучающегося по освоению общих и профессиональных компетенций в период
прохождения практики, ведомость аттестации по практики, отчет руководителя
практики.
5.24. Ход и результаты практики студенты фиксируют в дневнике по
практике, в котором отражены все виды деятельности на каждый день,
предусмотренные в рамках конкретной практики. По результатам практики
обучающимся составляется отчет, который утверждается руководителем
практики от Колледжа или руководителем практики от организации, на базе
которой студент проходил практику. В качестве приложения к дневнику
практики студент оформляет графические, аудио-, фото-, видеоматериалы,
наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный
на практике (требования к их структуре и оформлению определяются
методическими рекомендациями по каждому виду практики).
5.25. Промежуточная аттестация по итогам практики проводится с учетом
(или на основании) результатов ее прохождения, которые студент подтверждает
наличием;
- оформленного дневника по практике;
- отчета по практике;
- работ и иных свидетельств (графических,
аудио-,
фото-,
видеоматериалов, наглядных
образцов
изделий),
подтверждающих
практический опыт, полученный во время практики;
- документов организации, на базе которой студент проходил практику,
подтверждающих успешность освоение студентом профессиональных
компетенций и совершенствования общих компетенций (аттестационный лист с
отметками о выполнении видов деятельности, предусмотренных программой
практики и краткой характеристикой студента).
Практика завершается дифференцированным зачетом или зачетом при
условии положительного аттестационного листа по практике, положительной
оценки и самооценки общих и профессиональных компетенций, формирование
и совершенствование которых осуществляется в рамках практики; полноты и
своевременности представления дневника по практике и отчета о практике.
5.26. Студенты по заверщении практики сдают документацию по
практике
методистам
Колледжа,
которые
осуществляют
оценку
представленных материалов.
Во время прохождения всех видов практики в рамках одного модуля
студент формирует портфолио, куда включает дневники практики,
подписанные непосредственным руководителем практики от колледжа или
профильной организации, отчет по практике с оценкой руководителя практики.
Портфолио учитывается в ходе комплексного экзамена по модулю.
5.27. Результаты практики заносятся в ведомость успеваемости группы и
учитываются при решении вопросов о допуске студентов к экзамену
квалификационному и к государственной итоговой аттестации.

17

5.28. Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие
отрицательную оценку, не допускаются к сдаче экзамена квалификационного,
государственной итоговой аттестации.
5.29. В процессе и по завершении практики преподаватели Колледжа методисты по виду практики, руководители отдельного вида практики
оформляют отчетную документацию;
- журнал зшебной группы по практике (учет реализованного содержания,
видов деятельности студентов, объема времени и сроков реализации практики);
- аттестационные листы.
6. Порядок организации практической подготовки при реализации
практики в условиях применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
6.1. Практика с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения проводится в соответствии с календарным
учебным графиком и согласно расписанию.
6.2. Обучающиеся колледжа могут проходить практику удаленно, с
применением дистанционных образовательных технологий, выполнять задания
под руководством руководителя практики от колледжа. Взаимодействие
руководителя практики от колледжа и обучающихся происходит
исключительно с применением дистанционных образовательных технологий.
Практика может проводиться на базе колледжа. В этом случае задания
практики обучающиеся выполняют под непосредственным руководством
руководителя практики от колледжа. В данном случае руководитель практики
от колледжа выполняют единоличную функцию руководителя практики.
Обучающиеся колледжа могут направляться для прохождения практики в
профильные организации при наличии согласия совершеннолетнего
обучающегося и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в соответствии с заключенными договорами между колледжем и
профильной организацией, с учетом режима работы профильных организаций.
Обучающиеся
могут
проходить
практику
удаленно,
выполняя
производственные задания под руководством руководителя практики от
профильной организации, в соответствии с заданием на практику.
6.3. Направление на практику оформляется приказом директора колледжа
с указанием вида и сроков прохождения практики, указанием организаций,
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки
студентов, а также указывается фамилия имя отчество руководителя практики
от колледжа. Приказ доводится до сведения руководителей практики с
помощью электронных ресурсов, впоследствии под подпись последнего в
бумажном варианте.
6.4. Обучающиеся колледжа заполняют дневники, готовят отчеты по
практике
непосредственно
при
осуществлении
консультативного
сопровождения руководителем практики посредством электронных ресурсов.

18

6.5. Отчетность обучающихся по практике (дневник и отчет по практике)
принимается в электронном виде руководителем практики или направляется
почтой России / курьером. Обучающиеся колледжа сдают отчетную
документацию руководителю практики в электронном виде, не позднее
следующего дня после окончания практики. Допускается непроставление
оттиска печати и подписи руководителя практики от профильной организации
на отчетную документацию по производственной практике обучающихся.
6.6. Отчетная документация руководителя практики оформляется в
электронном виде, после завершения режима реализации образовательных
программ среднего профессионального образования с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
предоставляется в бумажном варианте руководителю практики в колледже.
7.
Порядок проведения практики для инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
7.1. Для инвалидов и лиц с ОВЗ форма проведения практики
устанавливается с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
7.2. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ
производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и
рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной
программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и
видов труда.
7.3. Индивидуальная программа реабилитации инвалида выдается
федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Инвалид или лицо с ОВЗ предоставляют рекомендации медико-социальной
экспертизы, индивидуальную программу реабилитации при приеме на обучение
в колледже по своему усмотрению.
7.4. При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию для
прохождения предусмотренной учебным планом практики колледж
согласовывает с организацией условия и виды труда с учетом рекомендаций
медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации
инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться
специальные рабочие места в соответствии с характером нарущений, а также с
учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых
студентом-инвалидом трудовых функций.
7.5. Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ устанавливается с з^етом
индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге,
письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости
обучающемуся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа,
а также разрешается присутствие и помощь ассистентов (сурдопереводчиков,
тифлосурдопереводчиков и др.) и (или) волонтеров и оказание ими помощи

19

инвалидам и лицам с ОВЗ. На протяжении всего периода обучения
обучающегося с инвалидностью или ОВЗ организовывается сопровождение
8. Права и обязанности сторон, участвующих в организации
практической подготовке обучающихся Колледжа
8.1. Организация практической подготовки обучающихся Колледжа
осуществляется на основе договоров с профильными организациями. Анализ и
выбор профильных организаций, своевременное заключение договоров
обеспечивает руководитель практики в Колледже.
8.2. Непосредственное
руководство
практической
подготовкой
обучающихся осуществляют:
- преподаватели Колледжа, участвующие в реализации учебных
дисциплин и междисциплинарных курсов, в рамках которых предусмотрена
практическая подготовка;
- преподаватели Колледжа - методисты по виду практики;
- преподаватели Колледжа - руководители конкретного вида практики;
- сотрудники Профильных организаций, назначенные руководителями
практики.
8.3. Колледж:
- планирует и характеризует в ОПОП особенности организации
практической подготовки;
- определяет возможности организации практической подготовки в
процессе освоения содержания учебных дисциплин и междисциплинарных
курсов, учебной и производственной практики;
- фиксирует в учебном плане все виды и этапы практической подготовки
в процессе учебной и производственной практики;
- заключает договоры с Профильными организациями;
- разрабатывает и согласует е организациями рабочие программы
практики, содержание и планируемые результаты практики, содержание
практической подготовки в рамках учебных дисциплин и междисциплинарных
курсов;
- осуществляет руководство практической подготовкой обучающихся;
- контролирует реализацию практической подготовки и условия ее
осуществления организациями, в том числе требования охраны труда,
безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с
правилами и нормами;
- формирует группы в случае применения групповых форм практической
подготовки;
- определяет совместно с организациями процедуру оценки общих и
профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе
прохождения практической подготовки;
- согласуют рабочие программы практики, содержание и планируемые
результаты практики;

20

- предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей
практической подготовки от организации, определяют из числа
высококвалифицированных работников организации наставников, помогающих
обучающимся овладевать профессиональными навыками;
- участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения
общих и профессиональных компетенций, полученных в период практической
подготовки, а также оценке таких результатов;
- участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и
профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период
прохождения практики;
- при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися
срочные трудовые договоры;
- обеспечивают
безопасные
условия
практической
подготовки
обучающихся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями
охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также
правилами внутреннего трудового распорядка.
8.5. Директор колледжа:
- утверждает ОПОП, учебные планы, календарные учебные графики;
- заключает договоры с Профильными организациями.
8.6. Заместитель директора по организации образовательного процесса:
- организует деятельность педагогов колледжа, направленную на
планирование особенностей практической подготовки при реализации учебных
дисциплин и междисциплинарных курсов;
- характеризует общие подходы и требования к организации
практической подготовки обучающихся в колледже в пояснительной записке
ОПОП;
- при утверждении рабочих программ по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям контролирует и оценивает качество описания
педагогами особенностей практической подготовки обучающихся.
8.7. Заведующий отдела учебно-производственной практики:
- организует деятельность по планированию в учебном плане видов
практики, их содержания и объема обязательной аудиторной нагрузки;
- составляет календарный учебный график на учебный год;
- анализирует, вносит предложения и корректирует график з^ебной и
производственной практики на учебный год;
- совместно с руководителем практики распределяет нагрузку педагогов
колледжа, участвующих в организации практики;
- осуществляет общее руководство и контролирует особенности
организации практики в Колледже;
- организует деятельность педагогов колледжа по планированию
особенностей организации и разработке программно-методических оснований
практики;

21

- организует деятельность педагогов колледжа - руководителей практики
по разработке индивидуальных заданий для обучающихся, выполняемых в
период практики;
- рассматривает, анализирует и систематизирует рабочие программы
практики, прилагаемые к ним материалы (дневники, методические
рекомендации, формы отчетов, листы экспертной оценки, задания);
- ведет реестр заключенных с профильными организациями договоров о
практической подготовке;
- осуществляет руководство и общий контроль реализации программ
практики;
- организует аналитическую деятельность педагогов по завершении
каждого вида практики, систематизирует аналитические записки;
- оформляет проекты приказов и направления на практику с указанием
организаций / профильный организаций, а также с указанием вида и сроков
прохождения практики;
- контролирует реализацию программ и условий проведения практик
организациями, в том числе требований охраны труда, безопасности
жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и
нормами, в том числе отраслевыми;
- систематизирует
документы,
подтверждающие
проведение с
обучающимися руководителем практики от профильной организации
инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники
безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего
трудового распорядка;
- обеспечивает согласование руководителем практики от профильной
организации программ практики, содержания и планируемых результатов,
индивидуальных заданий для обучающихся, выполняемых в период практики;
- осуществляет сбор заявок от педагогов колледжа по планированию
практической подготовки при реализации учебных дисциплин и
междисциплинарных курсов;
- контролирует особенности организации практической подготовки
обучающихся при реализации учебных дисциплин и междисциплинарных
курсов (в соответствии с расписанием учебных занятий).
8.8.
Преподаватели колледжа, организующие практическую подготовку
при реализации учебных дисциплин и междисциплинарных курсов:
- в рабочую программу по учебной дисциплине или профессиональному
модулю включают задания, предполагающие выполнение на рабочем месте
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
- разрабатывают учебно-методические материалы, необходимые для
качественной организации практической подготовки обучающихся при
реализации учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, оценки
освоенных студентами умений и навыков;
- оформляют заявку на организацию практической подготовки
обучающихся при реализации учебных дисциплин и междисциплинарных
курсов;

22

- организуют практическую подготовку обучающихся при реализации
учебных
дисциплин
и
междисциплинарных
курсов,
оценивают
образовательные достижения студентов;
- учитывают результаты практической подготовки во время семестровой
аттестации.
8.9. Преподаватели колледжа - методисты по практике:
- участвуют в разработке рабочих программ практики и соответствующих
методических материалов, необходимых для качественной организации
практики (дневник по практике, методические рекомендации, контрольно­
измерительные материалы, которые входят в состав комплекта контрольно­
оценочных средств по профессиональному модулю);
- организуют, проводят, осуществляют непосредственное руководство,
контроль по видам практики, инструктажи по технике безопасности;
- формируют группы студентов для организации практики;
- совместно с организациями, участвующими в проведении практик,
оценивают общие и профессиональные компетенции студента, освоенные им в
ходе практики;
- анализирую результаты практики, оценивают действенность созданных
организационно-содержательных, методических оснований
8.10. Преподаватели колледжа - руководители отдельных видов
практики:
- осуществляют
разработку
рабочих
программ
учебной
и
производственной практики, комплекса учебно-методического обеспечения по
видам практик совместно с методистами колледжа;
- разрабатывают и согласуют с организациями формы отчетности,
показатели оценки и контрольно-измерительные материалы по практике;
- предоставляют списки баз практик в соответствии с видами
деятельности студентов по практике;
- составляют и заполняют
совместно с лицом, назначенным
руководителем практики от организации, аттестационные листы по практике;
- статистически
обрабатывают результаты
практики,
составляют
аналитические записки.
8.11. Студенты, осваивающие ОПОП, в период практической подготовки:
- выполняют задания;
- соблюдают действующие в организациях правила
внутреннего
трудового распорядка;
- строго соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности;
- оформляют отчетную документацию;
- оформляют лист допуска к производственной (преддипломной)
практике.

9.
Порядок обеспечения обучающихся Колледжа проездом к месту
организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их
вне места жительства (места пребывания в период освоения
образовательной программы) в указанный период

23

9.1. Все виды практической подготовки осуществляются на основании
договоров между колледжем и Профильными организациями.
9.2. Колледж обеспечивает обучающихся местами организации
практической подготовки по месту пребывания в период освоения ОПОП.
9.3. При организации практической подготовки обучающихся, не
требующей выезда в другую территорию, расходы не возмещаются.
9.4. В случае отказа обучающегося от места прохождения практической
подготовки, предоставленного Колледжем, и выбора им места прохождения
практической подготовки самостоятельно (в другой территории) компенсация
расходов на проезд не осуществляется.
9.5. Расходы по найму жилого помещения в период практической
подготовки обучающемуся не оплачиваются.
9.6. Обучающимся, направленным на практическую подготовку по месту
постоянного жительства, компенсация расходов на проезд не производится;
10. Подведение итогов, оценка результатов практической подготовки
10.1. Промежуточная аттестация по результатам практики проводиться с
участием работодателя, который предоставляет письменную характеристику и
рекомендации по профессиональному развитию об)Д1ающегося. По результатам
практики работодатель может принять решение о заключении с обучающимся
трудового договора или договора о целевом обучении.
10.2.
Обязательным
контрольным
мероприятием
является
квалификационный экзамен, которым завершается освоение основной
программы профессионального обучения. Успешное его завершение
подтверждается выдачей свидетельства о профессии рабочего или должности
служашего, которое фиксирует присвоение квалификации и, при наличии,
квалификационного разряда, класса или категории.
11. О собенности регулирования труда работников

в возрасте моложе 18 лет

11.1.
В период прохождения производственной практики обучающиеся
могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует
требованиям
программы
производственной
практики.
Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет регламентируются Главой
42 Трудового кодекса Российской Федерации. Запрещается применение труда
лиц младше 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может
причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес,
работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля
спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными
токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

24

11.2. Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до
18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда,
при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет
(далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.02.2000 г. № 163. Согласно пункту 3 примечаний к Перечню
(далее - Примечания) при прохождении производственной практики
(производственного обучения) студенты, достигшие 16-летнего возраста, могут
находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше 4-х часов в день при
условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных
правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение
производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды
работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные, подземные и
подводные).
11.3. Согласно пункту 6 Примечаний работодатель может принимать
решение о применении труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в
Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтверждённых
результатами аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда)
при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и
службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
12. Функции руководителей учебной практики, производственной
практики
12.1. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и контроль практикой;
- заключает договора с профильными организациями;
- утверждает график проведения практик;
- утверждает руководителей практики от образовательной организации;
12.2. Заместитель директора по организации образовательного процесса:
- организует и руководит работой по созданию программ учебной и
производственной практик обучающихся по специальностям и профессиям,
реализуемым в колледже, и согласовывает их с организациями, участвующими
в проведении практики;
- подбирает организации для проведения практики;
- подготавливает проекты договоров с профильными организациями на
проведение практики;
- распределяет обучающихся совместно с руководителем практики по
профильным организациям, участвующим в проведении практики;
- составляет графики проведения практики, графики консультаций и
доводит их до сведения руководителей практики от техникума, обучающихся и
организаций, участвующих в проведении практики;
- осуществляет методическое руководство и контроль деятельностью всех
лиц, участвующих в организации и проведении практики;

25

- участвует в оценке общих и профессиональных компетенций
обучающегося, освоенных им в ходе прохождения учебной практики,
проводимой на базе колледжа;
- контролирует ведение документации по практике.
12.3. Руководитель практики от образовательной организации:
- устанавливает связь с руководителями практик от профильных
организаций;
- разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
- проводит консультации с обучающимися перед направлением их на
практику с разъяснением целей, задач и содержания практики;
- принимает участие в распределении обучающихся по рабочим местам
или перемещении их по видам работ;
- осуществляет контроль правильного распределения обучающихся в
период практики;
- формирует группы в случае применения групповых форм проведения
практики;
- проводит индивидуальные и групповые консультации в ходе практики;
- проверяет выполнение программы практики обучающимися, выезжая на
базы практики;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими
индивидуальных заданий (при прохождении преддипломной практики) и в
сборе материалов для дипломной работы;
- контролирует реализацию программы и условия проведения практики
организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности
жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и
нормами, в том числе отраслевыми;
- совместно с организациями, участвующими в организации и проведении
практики, организовывает процедуру оценки общих и профессиональных
компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики;
12.4. Обязанности обучающихся в период прохождения практики
обязаны:
- выполнять задания, предусмотренные программами практики;
- оформлять отчетную документацию по практике и сдавать
руководителю практики в установленный срок.
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования
охраны труда и пожарной безопасности.
13. Оформление обучающимися результатов учебной и
производственной практики
13.1. В ходе учебной и производственной практики обучающиеся
оформляют отчет о прохождении практики. Дневник и отчет по практике
являются отчетными документами, характеризующими и подтверждающими
прохождение обучающимся практики.
Требования к ведению дневника по учебной практике:

26

- дневник является документом, по которому обучающийся подтверждает
выполнение программы практики;
- записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень
выполненных работ за день;
- дневник ежедневно просматривает руководитель практики, ставит
отметку о выполнении ежедневного задания и заверяет подписью;
- по окончании практики дневник заверяется печатью организации, где
проходил практику обучающийся;
- дневник прилагается к отчету по практике и сдается для проверки
руководителю практики от колледжа.
Форма дневника приведена в приложении 4 к Порядку.
13.2. На протяжении всего периода прохождения практики обучающийся
должен в соответствии с программой практики собирать и обрабатывать
необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета о
практике своему руководителю. Отчет о практике является основным
документом обучающегося, отражающим, выполненную им,
во время производственной практики, работу.
Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся.
Для составления, редактирования и оформления отчета обучающимся
рекомендуется отводить последние 2-3 дня производственной практики. Отчет
обучающегося о производственной практике должен включать текстовый,
графический и другой иллюстрированный материалы.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете
(приложение 5 к Порядку):
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- выводы;
- список использованных источников;
- приложения.
13.3. Требования по оформлению отчёта по практике.
Титульный лист - это первая (заглавная) страница работы, на которой
содержится код и наименование профессии или специальности, наименование
вида практики, профессионального модуля; указывается группа и ФИО
обучающегося, а также иная информация в соответствии с формой отчета.
Содержание. Перечисление информационных блоков отчёта с указанием
соответствующих страниц.
Введение. Перед началом практики руководитель выдаёт обучающемуся
задание на практику, содержащее цели и задачи её прохождения. Именно они
включаются в введение отчёта. Здесь же следует аргументировать актуальность
темы исследования и указать, какие нормативно-правовые документы
предприятия вы использовали. Объём введения не превышает 2-х страниц.

27

Основная часть. Оформляется в соответствии с темами из рабочей
программы практики. Содержит исследование деятельности предприятия и
анализ полученных результатов.
В данном разделе обучающийся даёт подробный отчёт о выполнении
ежедневных производственных заданий и описывает изученные и
отработанные вопросы, предложенные в программе практики.
Выводы. Раздел отчёта, в котором обучающийся высказывает своё
мнение о предприятии, об организации и эффективности практики в целом,
социальной значимости своей будущей специальности. На основе изученного
практического материала во время практики обучающемуся следует выявить
как положительные, так и отрицательные стороны деятельности организации
базы - практики, а также предложить мероприятия по устранению выявленных
недостатков и дальнейшему совершенствованию работы организации.
Формулировать их нужно кратко и чётко.
Список использованных источников начинается с перечня нормативно­
правовых документов. За ними располагаются методические и учебные
пособия, периодические издания, адреса веб-сайтов. Все источники
перечисляются в алфавитном порядке, иностранные материалы следуют после
русских. Минимальное количество источников - 5.
Приложения - заключительный раздел Отчёта, содержащий образцы и
копии документов, рисунки, таблицы, фотографии и т.д., по перечню
приложений, указанному в программе практики (при наличии).
При написании дневника, отчёта изученный материал должен быть
изложен своими словами, без дословного заимствования из учебников и других
литературных источников. Особое внимание необходимо обратить на
грамотность изложения. Нормативно-справочные документы предприятия,
должны соответствовать году прохождения практики.
Объём отчёта по производственной практике по профилю епециальности
- от 10 до 15 листов формата А4 (без учёта приложений).
К отчёту прилагаются:
- Аттестационный лист (приложение 6 к Порядку);
- Характеристика от предприятия, заверенная подписью руководителя и
печатью организации (приложение 7 к Порядку).
13.4. Целью оценки по учебной или производственной практике является
оценка: 1) освоенных профессиональных и общих компетенций; 2)
практического опыта и умений.
Оценка по учебной или производственной практике выставляется на
основании данных Аттестационного листа, в котором содержатся сведения об
уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций.
Формирование Аттестационного листа осуществляют совместно
руководитель практики от колледжа и от профильной организации.
13.5. По окончании учебной или производственной практики
руководитель практики от организации составляет на обучающегося
Характеристику. В Характеристике указывается фамилия, инициалы

28

обучающегося, место прохождения практики, время прохождения. Также в
характеристике отражены:
- полнота и качество выполнения программы практики, отношение
обучающегося к выполнению заданий, полученных в период практики, оценка
результатов практики обучающегося;
- проявленные обучающимся профессиональные и личные качества;
- выводы о профессиональной пригодности обучающегося.
14. Заключительные положения
14.1. Все изменения и дополнения к Порядку вносятся только на
основании решения руководства образовательной организации или в ответ на
изменения в законодательстве, регулирующем практическую подготовку.
14.2. Порядок подлежит регулярной проверке на актуальность и
пересмотру в сл}щае обновления федеральных или локальных нормативных
актов.
14.3. В случае выявления противоречий между содержанием Порядка и
изменениями в законодательстве приоритет имеют положения федеральных
нормативных документов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».