Приложение_3.ОД 11_Биология

Приложение 3
к ОПОП- П СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 11. БИОЛОГИЯ
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Очная форма обучения

Екатеринбург
2023

Рассмотрена на заседании кафедры
общеобразовательных дисциплин
29.08. 2023г., протокол № 1
Заведующий кафедрой:
/Лежнина А.В./

Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и
Федеральной образовательной программы
среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол № 1
от 29 августа 2023 г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.11 Биология разработана на
основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для
профессиональных
образовательных
организаций
и
методики
преподавания
общеобразовательной дисциплины «Биология», утвержденных на заседании Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол № 14 от «30»
ноября 2022 г.)
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик: Сорокожердьева Е.А., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2023

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
10
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
18
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
19

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования .
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов
живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений
в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать
результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению
к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики
заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий
в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;

ПР 1 сформированность знаний о месте и роли биологии
в системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
ПР 2 сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
ПР 3 сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
ПР4
сформированность
умения
раскрывать

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной

2

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

5

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

основополагающие
биологические
законы
и
закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова,
Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их
применимости к живым системам;
ПР 5 приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
ПР 6 сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
ПР 8 сформированность умения решать биологические
задачи, составлять генотипические схемы скрещивания
6

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,

для разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
ПР 9 сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников
(средства массовой информации, научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии

7

коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать самоопределению;
и
работать
в -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
коллективе
и
проектной и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при

ПР 5 приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов

8

анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 07.
В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание
сохранению
влияния
социально-экономических
процессов
на
окружающей
состояние природной и социальной среды, осознание
среды,
глобального характера экологических проблем;
ресурсосбережени
- планирование и осуществление действий в окружающей
ю, применять
среде на основе знания целей устойчивого развития
знания об
изменении климата, человечества;
принципы
активное неприятие действий, приносящих вред
бережливого
окружающей среде;
производства,
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
эффективно
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
действовать в
их;
чрезвычайных
- расширение опыта деятельности экологической
ситуациях
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

ПР 7 сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью обеспечения безопасности
своего здоровья и здоровья окружающих людей,
соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного
поведения в окружающей природной среде; понимание
необходимости использования достижений современной
биологии
и
биотехнологий
для
рационального
природопользования

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

68

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
Контрольная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

40
2
20
8
4
2
2
1

10

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Биология как
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
наука. Общая
биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
характеристика
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
жизни
живых систем. Химический состав клеток
Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации
живой материи. Химический состав клеток.
Тема 1.2.
Структурнофункциональная
организация
клеток

Содержание учебного материала
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных
работ. Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов.
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных
веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Основные положения современной клеточной теории. Строение эукариотической клетки.
Неклеточные формы жизни.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа «Строение клетки»
Практические занятия:

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
2

4
ОК 2
ПР 9

2
6

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

2
2
2
11

Вирусные и бактериальные заболевания.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
СтруктурноХромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток,
функциональные гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые
факторы
кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке:
наследственност репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства.
и
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК.
Хромосомная теория Т. Моргана. Нуклеиновые кислоты. Генетический код и его свойства.
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов.

4

ОК - 1
ОК – 2
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

2

ОК – 2
ПР 9

2

ОК - 2
ОК - 4
ПР 5
ПР 9

2

2
Тема 1.4.
Обмен веществ и
превращение
энергии в клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Содержание учебного материала
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
Понятие метаболизм. Типы обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез
Содержание учебного материала
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический
смысл мейоза.
Клеточный цикл. Митоз, мейоз.
Молекулярный уровень организации живого

Контрольная
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Строение
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
организма
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.
Многоклеточные организмы. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Формы

2

2
2
18
2

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ПР 5
ПР 9
ОК – 2
ПР 9
12

размножения
организмов

Тема 2.3.
Онтогенез
растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономерности
наследования

Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков

Тема 2.6.
Закономерности
изменчивости

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.
Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений.
Индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов.
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем
скрещивания
Основные понятия генетики. Законы Г. Менделя.
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
скрещивании.
Содержание учебного материала
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Законы Т. Моргана.
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании.
Содержание учебного материала
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ПР 5
ПР 9

4

ОК - 2
ОК - 4
ПР 5
ПР 9

4

ОК - 1
ОК – 2
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9
ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4

2

2
2

2
2

4

13

изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека.
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания
Изменчивость. Мутационная теория изменчивости. Наследственные заболевания человека.
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков.
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
История
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина.
эволюционного
Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
учения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
Микроэволюция Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Макроэволюция. Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
Возникновение и достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
развитие жизни
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
на Земле
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Происхождение
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
человека –
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
антропогенез
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Эволюция современного
человека.
Раздел 4. Экология

ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

2
2
6
2
2

ОК - 2
ОК – 4
ПР 5
ПР 9

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ПР 5
ПР 9

2

ОК - 2
ОК – 4
ПР 5
ПР 9

2

2
16
14

Тема 4.1.
Экологические
факторы и среды
жизни

Тема 4.2.
Популяция,
сообщества,
экосистемы

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Содержание учебного материала
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикохимические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.
Среды обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах.

2

2

Содержание учебного материала
4
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах, составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Экологическая характеристика вида и популяции. Биоценоз и его структура.
2
Практические занятия:
Решение задач по экологии.
2
Содержание учебного материала
2
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 7
ПР 8
ПР 9
ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 7
ПР 8
ПР 9
ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
15

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

Содержание учебного материала
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные
с определенной профессией/специальностью.
Практическое занятие «Отходы производства». Практическое занятие «Отходы производства». На
основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов;
агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах
производства, связанные с определенной профессией/специальностью
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Практические занятия:
«Определение класса опасности отходов, образующихся на рабочем месте»
Содержание учебного материала
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания.
Лабораторная работа «Умственная работоспособность». Овладение методами определения
показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и
формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов. В
качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)» Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким
температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов.

4

2
2
4

ПР 6
ПР 7
ПР 8
ПР 9
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 7
ПР 8
ПР 9
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПР 5
ПР 7
ПР 9

16

Здоровье и его составляющие. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения.
Лабораторные занятия:
«Влияние физической нагрузки на умственную работоспособность ребенка».
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Биотехнологии в Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
жизни каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
Практические занятия:
«Производство детского питания с использованием современных биотехнологий»
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Биотехнологии и Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика,
технические
бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников
системы
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по
группам). Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Практические занятия:
Биотехнологии для сохранения здоровья детей.

2
2
8
4

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

4

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

2
2

4
2
2

Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточная
аттестация по
дисциплине
Всего:

2
зачет
68
17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИН

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные
пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения:
компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
указка-презентер для презентаций.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы,
секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты,
песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки,
препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор
хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии,
глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или
томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи);
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция

ОК 02
ПР9

Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Структурно-функциональная
организация клеток

ОК 01
ОК 02
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Структурно-функциональные
факторы наследственности

ОК 02

Обмен веществ и

Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК

Фронтальный опрос
19

ПР9

ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

превращение энергии в клетке

Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
веществ

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма
ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

ОК 02
ПР9

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
и человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Сцепленное наследование
признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

20

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания

Раздел 3. Теория эволюции

Тест

ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

История эволюционного
учения. Микроэволюция

Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04
ПР5
ПР9

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПР 1
ПР 2
ПР 3

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговорота
веществ, используя материалы
лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
21

ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР7
ПР 8
ПР 9

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПР9
ПР5
ПР7

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6

22

ПР 8
ПР 9
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 1
ПР 2
ПР 3
ПР4
ПР 5
ПР 6
ПР 8
ПР 9

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».