Приложение_3.ОД 10_Химия

Приложение 3
к ОПОП- П СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.03
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 10. ХИМИЯ
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Очная форма обучения

Екатеринбург
2023

Рассмотрена на заседании кафедры
общеобразовательных дисциплин
29.08. 2023г., протокол № 1
Заведующий кафедрой:
/Лежнина А.В./

Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и
Федеральной образовательной программы
среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол № 1
от 29 августа 2023 г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОД.10 Химия разработана на
основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для
профессиональных
образовательных
организаций
и
методики
преподавания
общеобразовательной дисциплины «Химия», утвержденных на заседании Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол № 14 от «30»
ноября 2022 г.)
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик: Лежнина А.В., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2023

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

4
10
22
23

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Химия»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина
«Химия» является обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научной
картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях,
ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в
окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических
экспериментов,
3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических
природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для
развития социальной и производственной сфер.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
общие
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;

ПР2. владение системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет,
функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический
ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,
биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер,
полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения,
кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительновосстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена),
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое
равновесие), теории и законы (теория химического строения
органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической
диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения
массы), закономерности, символический язык химии, фактологические
сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
ПР3. сформированность умений выявлять характерные признаки и
взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной
дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины
1

5

- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

при описании строения и свойств неорганических и органических
веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с
понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
ПР4. сформированность умений использовать наименования
химических соединений международного союза теоретической и
прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ
(этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы
неорганических и органических веществ, уравнения химических
реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические
свойства веществ соответствующими экспериментами и записями
уравнений химических реакций;
ПР5. сформированность умений устанавливать принадлежность
изученных неорганических и органических веществ к определенным
классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие
свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ;
классифицировать химические реакции;
ПР1.
сформированность
представлений:
о
химической
составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в
познании явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
ПР7. сформированность умений проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с количественной
стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества
вещества; использовать системные химические знания для принятия
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами
и их применением

6

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,

ПР8. сформированность умей планировать и выполнять
химический эксперимент (превращения органических веществ при
нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков
при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного
обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с
веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты
химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
ПР9. сформированность умения анализировать химическую
информацию, получаемую из разных источников (средств массовой
информации, сеть Интернет и другие);
ПР6. владение основными методами научного познания веществ и
химических
явлений
(наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование);
ПР7. сформированность умений проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с количественной
стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества
вещества; использовать системные химические знания для принятия
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами
и их применением

7

гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей

ПР8. сформированность умений планировать и выполнять
химический эксперимент (превращения органических веществ при
нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков
при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного
обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с
веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты
химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов

8

на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

ПР1.
сформированность
представлений:
о
химической
составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в
познании явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
ПР10. сформированность умений соблюдать правила экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

60

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

22

лабораторные занятия

8

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

6

в т. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Промежуточная аттестация (зачет)

2

10

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

60

Раздел 1. Основы строения вещества

6

Тема 1.1.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической связи

4

Содержание учебного материала
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент.
Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы).
Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) и способы ее образования

ОК 01
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7

1. Современная модель строения атома. Электронная природа химической связи. Виды 2
химической связи и способы ее образования.
Практические занятия:

2

1. Установление связи между строением атомов химических элементов, изменением свойств 2
химических элементов и их соединений в соответствии с положением в ПСХЭ.
Тема 1.2.
Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева

Содержание учебного материала
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением
химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение
Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых
химических элементов.

2

ОК 01
ОК 02
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
11

Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеристику химических
элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических
элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»

ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

Практические занятия
1. Характеристика химических элементов в соответствии с их электронным строением и
положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

2
2

Раздел 2. Химические реакции

10

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

4

Содержание учебного материала
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения,
окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций (ОВР) методом
электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных
процессах и жизнедеятельности организмов.
Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль
как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон
Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям
химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества
вещества
1. Классификация и типы химических реакций. ОВР. Степень окисления.

2

Практические занятия

1. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций.

ОК 01
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7

2

2

12

Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Электролитическая
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного
диссоциация и
обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных
ионный обмен
ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций.
1. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена.

4

2

Лабораторные занятия
2. Лабораторная работа «Типы химических реакций».

2
2

Контрольная работа 1 Строение вещества и химические реакции

2

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

16

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Содержание учебного материала

4

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли).
Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная,
металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки.
Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической
решетки. Причины многообразия веществ.
Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы
или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной
(ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная
известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы
химических веществ, определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие).

ОК 01
ОК 04
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8

ОК 01
ОК 02
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

13

Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам
1. Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ.

2

Практические занятия

2

1. Номенклатура неорганических веществ: название и составление химических формул веществ. 2
Тема 3.2. Физикохимические
свойства
неорганических
веществ

Содержание учебного материала

8

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения.
Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов.
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства
неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов.
Круговороты биогенных элементов в природе.
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов,
кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных
соединений, высших оксидов и гидроксидов.
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических
веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей,
характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение
и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической
деятельности человека.

1. Общие физические и химические свойства металлов, способы получения. Коррозия металлов.

ОК 01
ОК 02
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

2

2. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV–
2
VII групп.
14

3. Химические свойства основных классов неорганических веществ.

2

Практические занятия
1. Безопасное использование дезинфицирующих моющих средств в детских учреждениях.
Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

2
2

Содержание учебного материала

2

Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония.
Лабораторные занятия
1. Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач.

2
2

Контрольная работа 2 Свойства неорганических веществ.

2

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

24

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Содержание учебного материала

4

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место
и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических
соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

ОК 01
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7

15

соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах
(углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер,
структурное звено)
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных
классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
1. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения
органических соединений А.М. Бутлерова.

2

Практические занятия

2

1. Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ, используя их
2
названия. Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из состава.
Тема 4.2. Свойства Содержание учебного материала
органических
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
соединений
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула;
изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения):
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение
в природе и применение алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов
– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды
и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола.
Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные
соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено.
Полимеризация этилена как основное направление его использования.

8

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

16

Генетическая связь между классами органических соединений.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических
соединений отдельных классов
1. Предельные углеводороды: свойства, нахождение в природе и применение. Непредельные и
ароматические углеводороды.
2

2. Кислородсодержащие соединения. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие
2
свойства мыла
3. Азотсодержащие соединения. Высокомолекулярные соединения. Генетическая связь между
2
классами органических соединений.
Практические занятия
1. Влияние кислородсодержащих соединений на здоровье детей.
Тема 4.3.
Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной
деятельности
человека

Содержание учебного материала
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление
углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот.
Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические
функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники
энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов
(углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл
показателя предельно допустимой концентрации.
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов,
крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и
характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции

2
2
6

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

17

белков. Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при
протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные
органические вещества
1. Биологическая роль углеводов, белков, жиров. Роль органической химии в решении проблем
пищевой безопасности.

2

2. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии.

2

Лабораторные занятия
Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”.

2
2

Контрольная работа 3 Структура и свойства органических веществ

2

Раздел 5.

4

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

Тема 5.1 Скорость Содержание учебного материала
химических
реакций.
Химическое
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
равновесие
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания
оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье.
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции, на применение принципа Ле-Шателье.

4

ОК 01
ОК 02
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

1. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Тепловые эффекты химических
реакций. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием 2
различных факторов. Принцип Ле Шателье
18

Практические занятия
Влияние степени измельчения
отравляющих веществ.

2
лекарственных

препаратов

на

скорость

нейтрализации

2

Раздел 6.

Растворы

4

Тема 6.1.
Понятие о
растворах

Содержание учебного материала

2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6
ПР10

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1

Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно
допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой
и производственной деятельности человека

1. Растворы. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление растворов
2
для дезинфекции в детских учреждениях.

Тема 6.2.
Содержание учебного материала
Исследование
свойств растворов Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными
вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов
Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Приготовление растворов». Решение задач на приготовление растворов.

2

19

ПР7
ПР8
ПР9
ПР6

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

6

Тема 7.1 Химия в Основное содержание
быту и
производственной
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в
деятельности
обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины.
человека
Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть Интернет)
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: «Влияние хлорсодержащих моющих средств на
здоровье ребенка», «Антибиотики, их влияние на детский организм», «Лекарства на основе
растительных препаратов».
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины.

6

2

Практические занятия

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПР 2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8
ПР9
ПР6
ПР10

4

Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
2
профессиональной деятельности.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет)

2
2
20

Всего

68

21

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или
учебной химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток,
коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица Менделеева, учебные
фильмы, цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и
покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики,
набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные
штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для
хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры),
мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для
титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на
1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические
весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные
образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше 5 лет с момента
издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по
организации обучения.

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют,
что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий,
представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО
(предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
№
I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы строения
вещества

Формулировать базовые понятия и
законы химии

1.1

ОК 01
ПР1
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР7

Тема 1.1 Строение атомов
химических элементов и природа
химической связи.

Составлять химические формулы
соединений в соответствии со
степенью окисления химических
элементов, исходя из валентности и
электроотрицательности

1. Тест «Строение атомов химических
элементов и природа химической связи».
2. Задачи на составление химических
формул двухатомных соединений
(оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.).
3. Задания на использование химической
символики и названий соединений по
номенклатуре международного союза
теоретической и прикладной химии и
тривиальных названий для составления
химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов

1.2

ОК 01

Тема 1.2 Периодический закон и

Характеризовать химические

1. Тест «Металлические / неметаллические
23

№

ОК/ПК
ОК 02
ПР1
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР7
ПР6
ПР8
ПР9

Модуль/Раздел/Тема

периодическая система химических элементы в соответствии с их
элементов Д.И. Менделеева
положением в периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева

2
Раздел 2. Химические реакции

2.1

ОК 01
ОК 04

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий
свойства, электроотрицательность и
сродство к электрону химических
элементов в соответствие с их
электронным строением и положением в
периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева».
2. Практические задания на установление
связи между строением атомов
химических элементов и периодическим
изменением свойств химических
элементов и их соединений в соответствии
с положением в Периодической системе.
3. Практико-ориентированные
теоретические задания на характеристику
химических элементов: «Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и сродство к
электрону химических элементов в
соответствие с их электронным строением
и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»

Характеризовать типы химических Контрольная работа
реакций
«Строение вещества и химические
реакции»

Тема 2.1 Типы химических реакций Составлять реакции соединения,
разложения, обмена, замещения,

1. Задачи на составление уравнений
реакций:
24

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР8

2.2

3

Тема 2.2 Электролитическая
диссоциация и ионный обмен

Раздел 3. Строение и свойства
неорганических веществ

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

окислительно-восстановительные
реакции

– соединения, замещения, разложения,
обмена;
– окислительновосстановительных реакций с
использованием метода электронного
баланса.
2. Задачи на расчет массы вещества или
объёма
газов по известному количеству вещества,
массе или объёму одного из участвующих
в реакции веществ; расчёты
массы (объёма, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ
имеет примеси

Составлять уравнения химических
реакции ионного обмена с участием
неорганических веществ

1. Задания на составление молекулярных и
ионных реакций с участием кислот,
оснований и солей, установление
изменения кислотности среды
2. Лабораторная работа "Типы химических
реакций"

Исследовать строение и свойства
неорганических веществ

Контрольная работа
«Свойства неорганических веществ»

25

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

3.1

ОК 01
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7

Тема 3.1 Классификация,
номенклатура и строение
неорганических веществ

Классифицировать неорганические
вещества в соответствии с их
строением

1. Тест «Номенклатура и название
неорганических веществ исходя из их
химической формулы или составление
химической формулы исходя из названия
вещества по международной или
тривиальной номенклатуре».
2. Задачи на расчет массовой доли (массы)
химического элемента (соединения) в
молекуле (смеси).
3. Практические задания по
классификации, номенклатуре и
химическим формулам неорганических
веществ различных классов.
4. Практические задания на определение
химической активности веществ в
зависимости вида химической связи и типа
кристаллической решетки

3.2

ОК 01
ОК 02
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1

Тема 3.2 Физико-химические
свойства неорганических веществ

Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических
веществ от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической решетки

1. Тест «Особенности химических свойств
оксидов, кислот, оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление уравнений
химических реакций с участием простых и
сложных неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и
26

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

ПР7
ПР6
ПР8
ПР9

3.3

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР6
ПР8
ПР9

Типы оценочных мероприятий
амфотерных элементов; неорганических
кислот, оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических солей,
характеризующих их свойства и способы
получения.
3. Практико-ориентированные
теоретические задания на свойства и
получение неорганических веществ

Тема 3.3 Идентификация
неорганических веществ

Раздел 4. Строение и свойства
органических веществ

Исследовать качественные реакции
неорганических веществ

1. Практико-ориентированные задания по
составлению химических реакций с
участием неорганических веществ,
используемых для их идентификации.
2.Лабораторная работа: “Идентификация
неорганических веществ”

Исследовать строение и свойства
органических веществ

Контрольная работа
«Строение и свойства органических
веществ»

27

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

4.1

ОК 01

Тема 4.1 Классификация, строение Классифицировать органические
и номенклатура органических
вещества в соответствии с их
веществ
строением

1. Задания на составление названий
органических соединений по тривиальной
или международной систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление полных и
сокращенных структурных формул
органических веществ отдельных классов.
3. Задачи на определение простейшей
формулы органической молекулы, исходя
из элементного состава (в %)

4.2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР6
ПР8
ПР9

Тема 4.2 Свойства органических
соединений

1. Задания на составление уравнений
химических реакций с участием
органических веществ на основании их
состава и строения.
2. Задания на составление уравнений
химических реакций, иллюстрирующих
химические свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и
генетической связи органических веществ
разных классов.
3. Расчетные задачи по уравнениям
реакций с участием органических веществ.
4. Лабораторная работа “Превращения
органических веществ при нагревании"

Устанавливать зависимость физикохимических свойств органических
веществ от строения молекул

28

№
4.3

ОК/ПК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР6
ПР8
ПР9

5

5

ОК 01
ОК 02
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР6

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Идентификация органических
Исследовать качественные реакции
веществ, их значение и применение органических соединений отдельных
в бытовой и производственной
классов
деятельности человека

Раздел 5. Кинетические и
термодинамические
закономерности протекания
химических реакций

Характеризовать влияние
различных факторов на равновесие
и скорость химических реакций

Тема 5.1 Скорость химических
реакций. Химическое равновесие

Характеризовать влияние
концентрации реагирующих веществ и
температуры на скорость химических
реакций
Характеризовать влияние изменения
концентрации веществ, реакции среды
и температуры на смещение
химического равновесия

Типы оценочных мероприятий
1.Практико-ориентированные задания по
составлению химических реакций с
участием органических веществ, в т.ч.
используемых для их идентификации в
быту и промышленности.
2.Лабораторная работа: “Идентификация
органических соединений отдельных
классов”

Практико-ориентированные теоретические
задания на анализ факторов, влияющих на
изменение скорости химической реакции.
Практико-ориентированные задания на
применение принципа Ле-Шателье для
нахождения направления смещения
равновесия химической реакции и анализ
факторов, влияющих на смещение
химического равновесия
29

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

ПР8
ПР9

6

Раздел 6. Растворы

Исследовать истинные растворы с
заданными характеристиками

6.1

ОК 01
ОК 02
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР6
ПР8
ПР9

Тема 6.1 Понятие о растворах

Различать истинные растворы

1. Задачи на приготовление растворов.
2. Практико-ориентированные расчетные
задания на дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственной деятельности человека

6.2

ОК 01
ОК 04
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7

Тема 6.2 Исследование свойств
растворов

Исследовать физико-химические
свойства истинных растворов

Лабораторная работа
“Приготовление растворов”

30

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

ПР8

II

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ПР1
ПР7
ПР6
ПР8
ПР9
ПР10

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной деятельности
человека

Оценивать последствия бытовой и
производственной деятельности
человека с позиций экологической
безопасности

Защита кейса (с учетом будущей
профессиональной деятельности)

Тема 7.1 Химия в быту и
производственной деятельности
человека

Оценивать последствия бытовой и
производственной деятельности
человека с позиций экологической
безопасности

Возможные темы кейсов:
1. Влияние хлорсодержащих моющих
средств на здоровье детей.
2. Антибиотики, их влияние на детский
организм.
3. Лекарства на основе растительных
препаратов.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».