Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.23 12:46:11 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ Специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» Екатеринбург 2020 Рабочая программа производственной (преддипломной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1351. Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Белоусова О.А., заведующая заочным отделением ГАПОУ СО «СОПК» Чех О.В., преподаватель ГАПОУ СО «СОПК» © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 Содержание 1. Общая характеристика производственной (преддипломной практики) практики …..….4 2. Структура и содержание программы практики………………………………..………….7 3. Условия организации и проведения практики…………………………………………....9 4. Контроль и оценка результатов……………………………………………………………12 3 1. Общая характеристика производственной (преддипломной) практики 1.1. Место производственной (преддипломной) практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) Программа практики является частью ОПОП по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» в части комплексного освоения обучающимися видов профессиональной деятельности: организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, организация различных видов деятельности и общения детей, организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, методическое обеспечение образовательного процесса. Производственная (преддипломная) практика является завершающим этапом подготовки будущего воспитателя дошкольной организации и проводится после освоения ОПОП СПО по специальности и сдачи обучающимися всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС. 1.2. Цель практики - углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности по специальности «Дошкольное образование», подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы в дошкольных образовательных организациях различных организационно-правовых форм. Задачи практики: - закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - выявление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, определенных требованиями ФГОС в части организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, организации различных видов деятельности и общения детей, организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования на основе знания современных образовательных технологий и разных примерных образовательных программ, самостоятельной исследовательской деятельности в области ДО; - выявление степени осознания нравственных и этических норм, требований профессиональной этики, осмысления своего педагогического опыта, развития профессионально-значимых качеств личности, Результатом производственной (преддипломной) практики является освоение профессиональных компетенций (ПК): Вид деятельности Преподавание в одной из 1. областей дополнительного образования детей Профессиональные компетенции ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. 4 2. Организация досуговых мероприятий. 3. Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 2.1.Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. Освоение общих компетенций (ОК): Код ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК.7. ОК 8. Наименование результата обучения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного 5 ОК 9. ОК 10. ОК 11. развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. 1.3. Количество недель (часов) на освоение (преддипломной) практики – 4 недели (144 часа). программы производственной 1.4. Форма проведения – концентрированно 1.5. Место проведения практики: учреждения (организации) дополнительного образования. 6 2. Содержание практической деятельности студентов во время прохождения практики Весь период практики делится на несколько этапов: начальный этап, этап активной самостоятельной педагогической деятельности обучающегося, заключительный этап. Этапы деятельности 1. Начальный этап практики Изучение педагогической ситуации – первые дни практики на рабочем месте. Содержание деятельности На этом этапе осуществляется: знакомство с образовательным учреждением, педагогическим коллективом, педагогом, детьми детского объединения. знакомство с программой развития ОУ, образовательными программами, календарно-тематическими планами, методическим сопровождением образовательного процесса данного учреждения. изучение системы организации, планирования образовательной и досуговой деятельности УДО. знакомство с обучающимися (изучить состав, особенности группы, необходимую документацию). посещение занятий изучение плана воспитательной работы и на его основе разработка собственного плана. 2.Этап активной самостоятельной педагогической деятельности. Практикант работает в качестве педагога дополнительного образования в соответствии с планом работы (составленным практикантом и утвержденным руководителем-методистом), выполняет все профессиональные функции педагога дополнительного образования: разрабатывает конспекты занятий и проводит их в соответствии с расписанием, организует досуговую деятельность и общение обучающихся, методическое На этом этапе осуществляется: планирование образовательной и досуговой деятельности, разработка учебно-методических материалов: конспектов занятий и мероприятий (в соответствии с требованиями); проведение занятий и мероприятий в соответствии с расписанием; разработка и организация воспитательных мероприятий в намеченные сроки (беседы, экскурсии, оказание помощи детям и др.). разработка наглядно-дидактического материала: (таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал, творческие задания, аудио-, видео-, медиа-материалы по тематике занятий, выполненный как обучающимися, так и детьми ОУ, тематические «копилки», методические рекомендации, методические разработки для родителей и т.д.); проведение работы с родителями (индивидуальной, с активом, проведение фрагмента родительского собрания); ведение документации; участие в работе педагогического совета, методического объединения педагогов дополнительного образования; проведение исследовательской работы с целью сбора материала для использования его в подготовке выпускной квалификационной работы; ведение оценочного дневника практиканта по установленной форме с отражением выполнения предусмотренного плана (см. приложение 1); пополнение предметно-развивающей среды кабинета Норма выполнения плана практики по специальности составляет: 7 обеспечение образовательного процесса. проведение занятий по расписанию УДО проведение 2 досуговых мероприятий за весь период практики разной направленности (воспитательное мероприятие, спортивное и т.д.) в соответствии с планом воспитательной работы УДО, составление характеристики прикрепленной детской группы (объединения, студии, кружка и т.д.) на основе наблюдений в течение всего периода практики. Проведение контрольных занятий, мероприятий. За весь период практики обучающиеся проводят не менее 8 занятий, что должно быть отражено в дневнике. Занятия и мероприятия оцениваются в соответствии с требованиями ФГОС по специальности, оценка выставляется по показателям по пятибалльной шкале (см. Приложения 3,4). Время контрольных занятий обучающийся вправе определить по своему усмотрению. Обязательным является присутствие на них, наряду с руководителем практики, второго педагога или одного из членов администрации УДО: директора, методиста, руководителя методического объединения. 4. Заключительный этап практики. В последние 2 дня практики обучающиеся анализируют результаты практики, составляют и оформляют отчетную документацию. Качество документов учитывается при общей оценке работы практиканта. После проведения практики представляют необходимую Пре отчетную документацию в колледж, участвуют в итоговой конференции. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности; Оформление аттестационного листа с характеристикой по практике, листа контрольных занятий, дневника проведенных занятий, отчета за весь период практики. Оформление конспектов контрольных занятий и досуговых мероприятий (всего 7, из них 5 контрольных занятий и два контрольных досуговых мероприятия) - см. приложение 2. Представление необходимой отчетной документации в колледж, Предъявление результатов практики, профессиональных образовательных достижений на итоговой конференции по практике. 8 3. Условия организации и проведения практики Производственная (преддипломная) практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности и освоения студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Условиями проведения и реализации программы производственной (преддипломной) практики являются: - проведение практики в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, - сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии с ОПОП СПО (VIII семестр, в течение 4 недель); - наличие самостоятельно подобранных обучающимися дошкольных образовательных организаций разных видов г. Екатеринбурга или Свердловской области (иногородние проходят практику по месту жительства) для прохождения производственной (преддипломной) практики; - организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от колледжа; к руководителям практики на месте её прохождения предъявляются следующие требования: наличие квалификационной категории не ниже 1-й; стаж педагогической деятельности не менее 5-ти лет. - представление после проведения практики обучающимися календарнотематических планов, конспектов занятий и другой методической продукции. Время контрольных дней обучающийся вправе определить по своему усмотрению. Количество контрольных дней – 3. Обязательным является присутствие на них, наряду с руководителем практики, второго педагога или одного из членов администрации ДО: заведующей, старшего воспитателя, руководителя методического объединения. - широкий, постоянный доступ студентов и руководителей практики к любой информации, связанной с реализацией программы учебной и производственной практики, планируемыми результатами в Информационно-методическом центре колледжа. 3.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики - приказы, регламентирующие сроки практики, распределение студентов по базам практики, руководство практикой. 3.2.Требования к учебно-методическому обеспечению практики Программа практики, учебные пособия, образцы календарно-тематических планов и технологических карт занятий, видео и фотоматериалы к занятиям, диагностические методики для самоанализа профессиональной деятельности, нормативные документы по организации работы образовательных организаций; комплексные вариативные (авторские) программы дошкольного образования, дидактические материалы в соответствии с образовательной программой, литература справочная, научно-методическая, образцы практических и самостоятельных работ обучающихся, карты, схемы, таблицы и т.п. 3.3. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций, в которых реализуется программа практики, должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников дошкольных образовательных организаций. 9 Укомплектованность учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения, необходимым для выполнения образовательной программы дошкольной организации. Технические средства обучения: - Мультимедиа проектор; - Экран (на штативе или навесной); - Музыкальный центр; - Интерактивные доски «StarBoard», «SMARTBoard»; - Множительная и копировальная техника. Укомплектованность мастерской «Дошкольное воспитание» на базе ГАПОУ СО «СОПК», необходимым для проведения уроков, занятий. Оборудование и технические средства обучения: Тележка для планшетов и доп. оборудования (Offisbox); Планшеты; Тележка для ноутбуков (SchoollBox); Интерактивный дисплей; Стойка Digis DSM-P106C мобильная для панелей 55"-100" 9 (DIGIS DSM-P106C); Флипчарт магнитно-маркерный 70х100 см на роликах (Attache 70х100); Документ камера; Электронный флипчарт (SMART kapp 42); Автоматизированное рабочее место участника (Acer Extensa 15 EX215-51G-513M, мышь, флешка, наушники) с установленным программным обеспечением. 3.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс]: учебник для СПО / отв. ред. Л. В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 413 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00711-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/399140 2. Байбородова, Л. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06828-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455055 . 3. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-89561-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452331. 10 4. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей /авт. – сост. Л. Б. Малыхина – Волгоград: Учитель, 2016 – 171 с. ISBN 978 - 5 – 7057 - 4129 - 8 5. Турик, Л. А. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования. Педагогическая технология «дебаты» : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-114935. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456739 . 6. Факторович, А. А. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09829-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452715. 7. Шмачилина-Цибенко, С. В. Образовательные технологии в дополнительном образовании детей : учебное пособие для вузов / С. В. Шмачилина-Цибенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-13925-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467236 . 8. http://window.edu.ru/window. - единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека 9. http://www.det-sad.com/doshkolnaia_pedagogika Сайт журнала «Дошкольная педагогика» 10. http://www.detsadclub.ru - Информационный сайт для родителей малышей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. [ 11. http://www.detskiysad.ru - Сайт для молодых родителей 12. http://www.herzenlib.ru/ Библиотека им. А.И. Герцена 13. http://www.nlr.ru/ Российская – Национальная библиотека 14. http://www.obruch.ru - Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. 15. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук 16. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека 17. http://www.school.edu.ru/default.asp. - Российский общеобразовательный портал 18. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН 19. http://xn—8sbhby8arey.xn--p1ai/ Сайт Всероссийского учебнометодического центра 20. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс], www.edu.ed.gov.ru 21. Научно - методический журнал [Электронный ресурс], http://dovosp.ru/j_dv 22. Портал открытого педагогического форума[Электронный ресурс], http://festival.1september.ru 23. Российский образовательный портал [Электронный ресурс], - www.school.ru 11 24. Сайт для молодых родителей [Электронный ресурс], http://www.detskiysad.ru Учебно - методический кабинет [Электронный ресурс], http://ped-kopilka.ru 4. Контроль и оценка результатов практики Отчетность по практике 1. Аттестационный лист по практике, подтверждающий освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций, заверенный заведующим, печатью образовательной организации. 2. Конспекты (технологические карты) проведенных мероприятий и занятий. 3. Самоанализ процесса и результатов профессиональной деятельности студента при организации и проведении различных видов деятельности и общения детей. 4. Психолого-педагогическая характеристика детей группы. 5. План родительского собрания (форма проведения – на выбор). 6. Отчет по практике, отражающий ежедневный объем выполненных работ. 7. Характеристика (отзыв) базы практики. 8. В качестве приложения к отчету оформляются графические, аудио-, фото-, видеоматериалы, методические материалы, разработанные в период прохождения практики и подтверждающие практический опыт, полученный на практике. Оценка освоения программы практики Аттестация по результатам практики проводится в форме зачета. Оценка освоения программы практики дифференцированного Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Критерии оценки результата Разрабатывает методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных обучающихся. Создает в кабинете предметноразвивающую среду. разработанные методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе примерных соответствуют особенностям конкретного возраста, группы детей и отдельных обучающихся; Демонстрирует умение грамотно разрабатывать методические материалы с учетом особенностей группы и отдельных обучающихся 1) проект предметно-развивающей среды соответствует возрасту детей, целям и задачам преподаваемого предмнта; 2) участие в создании предметноразвивающей среды по конкретному направлению развития детей (по предложению руководителя практики) в кабинете; Демонстрирует глубокие теоретические знания нормативно-правовых документов к созданию развивающей среды в кабинете. Знает элементарные требования к созданию предметноразвивающей среды в Оценка освоения компетен ций (баллы) 12 Систематизирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Оформляет педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. в представленных методических материалах реферативного характера педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования систематизированы и оценены верно; 1) содержание отчетов, рефератов, выступлений соответствует: – тематике модуля; – требованию к объему разработки; – требованиям к объему и типам использованных источников; – требованиям к использованным методам; требованиям к изложению содержания в логической последовательности, соблюдению единого стиля, общей грамотности; 2) педагогические разработки (отчеты, рефераты, выступления, статьи) оформлены в соответствии с правилами; Участвует в 1) В результате участия в исследовательской и исследовательской деятельности проектной учреждения деятельности дополнительногообразования: в области – верно определена проблема дополнительного исследования; образования. – верно сформулированы цель и задачи исследования; – верно выбраны методы решения поставленных задач; 2) в процессе участия в проектной деятельности в области дополнительного образования – адекватно определена степень собственного участия в проекте; – в полной мере выполнены принятые обязательства; – адекватность оценки результативности собственного участия; Планирует досуговые - планы-конспекты мероприятий, кабинете. Проявляет инициативу, оформляет развивающую среду на основе результатов анализа методической и материальной базы Знает элементарные требования к созданию предметноразвивающей среды в кабинете. Проявляет инициативу, оформляет развивающую среду основе результатов анализа методической и материальной базы Принимает посильное участие в проведении занятий в объединении 13 мероприятия, направленные на полезный досуг разработаны в соответствии с методическими требованиями; - соответствие выбранных методов, форм и средств психолого – возрастных особенностей детей Осуществляет педагогическое наблюдение за развитием каждого ребенка, своевременно администрацию и родителей Анализирует процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей Определяет цели и задачи, планирует занятия с детьми - соответствие результатов педагогического наблюдения за развитием ребенка, в соответствии с программой подобраны критерии оценивания; Проводит занятия с детьми Осуществляет педагогический контроль, оценивает процесс и результаты обучения обучающихся Анализирует занятия Ведет документацию, обеспечивающую организацию занятий - анализ процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей проведен в соответствии с целями и задачами плана работы по различным видам деятельности и общения детей 1) определение целей и задач в плане работы с детьми в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвиающей программой, реализуемой в учреждении; 2) составление конспектов занятий с учётом особенностей возраста, группы и отдельных обучающихся в соответствии с поставленными целями и задачами проведение занятий в соответствии с планом-конспектом, требованиями СанПиНов 1) осуществление педагогического контроля в соответствии с методикой его проведения; 2) оценивание процесса обучения дошкольников обосновано результатами анализа занятия 3) оценивание результатов обучения дошкольников на основе соответствующих методов диагностики анализ занятий по-своему предмету, экскурсий, наблюдений проведѐн в соответствии с требованиями методики документация (перспективный, календарный планы работы), обеспечивающая организацию занятий, составлена в соответствии с методическими требованиями к её оформлению 14 Определяет цели, задачи и планирует работу с родителями Проводит индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка Проводит родительские собрания, привлекает родителей к организации и проведению мероприятий в объединении и в образовательном учреждении Оценивает и анализирует результаты работы с родителями, корректирует процесс взаимодействия с ними - определение целей и задач работы с родителями в процессе планирования осуществлено в соответствии с основными направлениями работы с семьей по вопросам социального, психического и физического развития ребенка - проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания в соответствии с результатами определения проблемного поля семьи; - проведение индивидуальных консультаций по вопросам социального, психического и физического развития ребенка на основании анализа результатов наблюдений, зафиксированных в дневнике по производственной практике - проведение родительских собраний в соответствии с методикой их проведения; - привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в объединении и в учреждении. - анализ и оценка результатов работы с родителями в соответствии с целями и задачами плана работы с родителями; - выбор форм, методов и приемов коррекции процесса взаимодействия с родителями выполнен на основе анализа результатов работы с ними Оценка освоения программы практики: 0 – работа не выполнена; 1 – работа выполнена не полностью; 2 – работа выполнена полностью 90% от общего количества баллов – оценка 5 75% от общего количества баллов – оценка 4 50% от общего количества баллов баллов – оценка 3 менее 50% от общего количества баллов баллов – оценка 2 За производственную (преддипломную) практику выставляется– дифференцированный зачет 15 АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ ФИО_____________________________________________________________________ обучающийся (аяся) на 4 курсе по специальности СПО 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» Успешно прошел (ла) производственную (преддипломную) практику В объеме 144 часов с «___» _____ 201__г. по «___ » _____ 201__г. В организации_______________________________________________________________ наименование организации, юридический адрес Профессиональные компетенции Виды работ, выполненных обучающимся Оценка уровня во время практики овладения компетенциями (по 5 – бал. шкале) ПК 1.1. Определять цели и задачи, Составление конспектов планировать занятия занятий, досуговых мероприятий по ПК 2.1. Определять цели и задачи, основным образовательным планировать досуговые мероприятия, в программам УДО т.ч. конкурсы, олимпиады, Составление плана работы с родителями: соревнования, выставки. консультирование по вопросам обучения и П.К. 2.3. Мотивировать обучающихся, воспитания, подготовка материалов к родителей (лиц их заменяющих) к родительскому собранию или проведение участию в досуговых мероприятиях. родительского собрания ПК 1.2. Организовывать и проводить Проведение занятий и досуговых занятия мероприятий П.К. 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования ПК 1.4. Оценивать процесс и Осуществление педагогического контроля результаты деятельности и оценивания результатов во время занятий, занимающихся на занятии и освоения результатов досуговой деятельности и дополнительной образовательной общения детей программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. Анализ и самоанализ проведенных занятий, ПК. 2.4. Анализировать процесс и досуговых мероприятий результаты досуговых мероприятий. ПК 1.6. Оформлять документацию, Ведение документации обеспечивающую образовательный Оформление конспекта занятия и 16 процесс. досугового мероприятия, методического ПК.2.5. Оформлять документацию, материала к ним по избранному виду обеспечивающую организацию деятельности в соответствии с требованиями досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметноразвивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Составление учебно-методических материалов к занятиям, мероприятиям. Учебно-тематическое планирование с учетом вида УДО, особенностей группы и отдельных обучающихся Участие в проектировании и создании предметно-развивающей, комфортной образовательной среды в кабинете. Самоанализ и анализ деятельности других педагогов. Постоянное самообразование. Оформление отчетной документации, презентации к выступлению на итоговой конференции, дневника по практике в соответствии с требованиями. ПК 3.5. Участвовать в Подбор и обобщение материала, исследовательской и проектной необходимого для выполнения ВКР. деятельности в области Планирование и проведение опытнодополнительного образования детей. практической или опытноэкспериментальной работы и обработка результатов в соответствии с темой ВКР Характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время производственной (преддипломной) практики (в характеристике отмечаются уровень теоретических знаний студента, умение организовать свой рабочий день, объем и качество выполнения программы практики, отношение к работе: интерес, инициатива, исполнительность, дисциплинированность и другие качества, проявленные практикантом в период практики, а также замечания и пожелания студенту). __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Оценка выполнения программы практики: 17 Дата___________201___ Подпись ответственного лица организации (базы практики) ____________________________________/ ФИО, должность МП Подпись руководителя практики от колледжа ____________________________________/ФИО, должность 18 АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ ФИО_____________________________________________________________________ обучающийся (аяся) на 4 курсе по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» Успешно прошел (ла) производственную (преддипломную) практику В объеме 144 часов с «___» _____ 202__г. по «___ » _____ 202__г. В организации_______________________________________________________________ наименование организации, юридический адрес Профессиональные компетенции Виды работ, выполненных обучающимся во время практики ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 2.7. Анализировать процесс и результатыорганизации различных видов деятельности и общения детей. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. Составление конспектов занятий и мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Составление технологических карт занятий (НОД) Составление календарно-тематического плана Составление плана работы с родителями: консультирование по вопросам проблемам воспитания, подготовка материалов к родительскому собранию или проведение родительского собрания Проведение режимных моментов Проведение мероприятий по физическому воспитанию Организация различных игр Организация труда и самообслуживания. Организация общения детей. Организация продуктивной деятельности Организация и проведение праздников и развлечений Проведение занятий с детьми дошкольного возраста. Осуществление педагогического наблюдения за состоянием здоровья детей Осуществление педагогического контроля и оценивания результатов обучения Анализ и самоанализ проведенных занятий и различных видов деятельности и общения детей Анализ результатов работы с родителями Оценка уровня овладения компетенц иями (по 5 –б. шкале) ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников ОУ, работающих с группой ПК 5.2. Создавать в группе предметноразвивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. Разработка методических материалов и ведение документации (паспорт группы, паспорт здоровья детей, рабочая программа, планы и т.д.) Взаимодействие с сотрудниками в решении воспитательных и образовательных задач. Участие в проектировании и создании предметно-развивающей, комфортной образовательной среды в группе. Самоанализ и анализдеятельности других педагогов. Постоянное самообразование. Оформление отчетной документации, презентации к выступлению на итоговой конференции, дневника по практике в соответствии с требованиями. Подбор и обобщение материала, необходимого для выполнения ВКР.Планирование и проведение опытно-практической или опытноэкспериментальной работы и обработка результатов в соответствии с темой ВКР Характеристика профессиональной деятельности производственной (преддипломной) практики обучающегося во время __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Оценка выполнения программы практики: Дата___________202___ Подпись ответственного лица организации (базы практики) ____________________________________/ ФИО, должность МП Подпись руководителя практики от колледжа ____________________________________/ФИО, должность 20 Приложение 1. Образец ведения оценочного дневника Да та Назван ие детског о объеди нения Тема Заполняется руководителем практики (педагогом, методистом) Анализ положительных моментов занятия Анализ отрицательных моментов занятия Заполняется студентом Самоанализ Оценка Подпись руководите ля практики (от организации) 22 Приложение 2 СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ контрольных занятий по направлению _____________________________________________________________________________________ и контрольных досуговых мероприятий студент__ гр.___ Ф.И.О__________________________________________________________________________ Учебный год: 201__/201___ Тема Контрольные занятия 1. 2. 3. Контрольные мероприятия 4. 5. 1. 2. Дата Название детского объединения Оценка по 5б. шкале Подписи 1 эксп. 2 эксп. Место печати 23 Приложение 3 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Критерии оценки педагогической деятельности студента по проведению занятий (для руководителей практики) Показатели Соблюдение основных психологических и гигиенических требований. Внешний вид, мимика, жесты, культура поведения. Качество речи (темп, дикция, выразительность, правильность). Знание предмета и общая эрудиция. Логичность, точность и доступность изложения материала, свободное владение им. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности Целесообразность выбранных типа и структуры занятия. Наличие эффективной обратной связи с обучающимися. Формирование положительных мотивов обучения. Реализация принципов обучения. Адекватность выбора методов обучения, содержания темы, цели занятия и задач отдельных этапов занятия и их реализация. Рациональность выбора и реализация форм организации учебнопознавательной деятельности обучающихся на занятии. Целесообразность и эффективность использования наглядности, ИКТ на занятии. Осуществление индивидуального дифференцированного подхода. Реализация воспитательного потенциала содержания учебного материала. Стиль руководства, педагогическая культура, такт. Оценивание и контроль результатов деятельности детей. Умение работать с методической, учебной литературой, программами, различными источниками информации. Оценка за конспект занятия. Оценка за самоанализ занятия. Итоговая отметка. Приложение 4 24 Критерии оценки педагогической деятельности студента по проведению досугового мероприятия. (для руководителей практики) № п/п 1 2 3 4 5 6 Методические требования к организации и проведению досугового мероприятия Тема мероприятия Критерии оценивания Оценка Ее актуальность и структурированность. Соответствие возрастным особенностям, запросам и интересам данной детской группы. Целесообразность выбора именно Форма проведения мероприятия этой формы. Ее соответствие психофизическим особенностям детей. Учет возможности активного участия при такой форме всех или большинства детей и родителей. Ее четкость, конкретность, Цель мероприятия направленность на повышение уровня развития воспитанности, коммуникативности, общекультурного уровня (УУД) Наличие и продуманность плана или Подготовка мероприятия программы подготовки. Конкретность поручений детям и родителям, сообщение им конечной цели мероприятия, содержания организаторской деятельности в процессе подготовки, их прав и обязанностей Активность и самостоятельность Создание для подготовки и проведения мероприятия детей временного органа – Совета, штаба, комитета, рабочей группы и т.д. Гуманность и демократичность Проведение мероприятия взаимоотношений педагога, актива со всеми участниками мероприятия. Точность и организованность начала. Эстетичность оформления. Подготовка детей и родителей к активному восприятию новой информации. Содержательность мероприятия. Достоверность, научность и эмоциональная насыщенность фактического материала, связь с жизнью, опора на жизненный опыт детей. 25 7 Общие выводы 8 9 Самоанализ мероприятия Наличие технологической карты, конспекта или сценария мероприятия Итоговая оценка за мероприятие 10 Целесообразность отбора методов и методических приемов. Роль педагога в проведении мероприятия. Внимание, заинтересованность, дисциплинированность детей. Элементы творчества детей. Наличие элементов дискуссии, проблемности, откровенного разговора в ходе проведения мероприятия. Рациональное использование наглядности, ТСО. Направленность мероприятия на развитие личности, общечеловеческих черт, на повышения общекультурного уровня Достижение цели, реализация развивающих, воспитательных, познавательных возможностей мероприятия. Результативность мероприятия. Отношение детей к мероприятию, степень их удовлетворенности. Что дает мероприятие для развития детей, формирование у них: а) гражданской позиции, собственного достоинства, морально-волевых качеств, качеств, представлений, ответственности за свои действия; б) эстетических чувств и вкусов; в) трудовых навыков и уважительного отношения к людям труда; в) санитарно-гигиенических, спортивных навыков, навыков, необходимых для здорового образа жизни и т.д. 26 27