Приложение 4.6 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.03 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В. 06 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Заочная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Мировая художественная культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж». Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Балина И. Г., преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» является составляющей вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: способствовать осмысленному отношению обучающихся к феномену художественной культуры, ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры, формированию общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства; развитию духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды как необходимому условию овладения профессией, совершенствования своей личности. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ОК, ПК Умения Знания ОК 1. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ПК 3.4. - понимает ценности и социальную значимость педагогической профессии; - понимает ценность искусства как средства многостороннего воспитания личности, приобщения к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, пробуждения продуктивного мышления, личностного развития и самосовершенствования; оперировать терминологией по МХК; ориентироваться в социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе; - содержание понятия «Мировая Художественная Культура»; основные эпохи в художественном развитии человечества; основные факты и закономерности историкохудожественного процесса; выдающиеся памятники художественной культуры России и мира; - специфику и языки искусств, закономерности построения художественного образа в различных видах искусства; принципы синтеза и взаимодействия искусств; - ориентироваться в особенностях художественного языка различных искусств. - осуществлять художественный анализ произведений искусства разных стилей, исторических эпох, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные аргументированные суждения; - соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурноисторической эпохи, направления или течения в искусстве, хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства, проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства; пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, а также мемуарами и художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст; - определить и выразить собственное отношение, собственные позиции в отношении, как культурного наследия, так и современного искусства, к проблемам сохранения традиций, развития отечественной художественной культуры, в том числе художественной культуры Уральского региона; - демонстрировать владение речевой культурой, культурой диалога; - - демонстрировать толерантное отношение к миру, иным культурным традициям; демонстрировать восприятие национальной художественной культуры сквозь призму мировой культуры, качественно оценивать ее уникальность и значимость, демонстрировать целостное представление о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида; - ориентироваться в современной культурной ситуации в России и - стили и направления в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; вершины художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; - о культуре и искусстве; о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида; - специальных терминов, имен авторов, названий произведений искусства, мест их нахождения; - алгоритмов анализа разных видов искусства; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональной деятельности; профессионального самообразования и саморазвития; лексический минимум, относящийся к описанию произведений искусства. 5 мире, в художественных ценностях культуры, что является важной составляющей формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - высказывать аргументированные суждения по проблемам современной художественной культуры на примерах повседневной жизни, профессиональной деятельности; - грамотно излагать свои мысли и участвовать в диалогах на темы развития художественной культуры; - кратко обосновывать и объяснить свои действия; - писать простые связные сообщения на интересующие темы по МХК 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 108 в том числе: теоретическое обучение 10 лабораторные работы 0 практические занятия 2 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 96 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Мировая художественная культура» Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, разделов и тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Введение в МХК. Тема 1.1. Содержание учебного материала Искусство в системе Содержание понятия МХК. Общее понятие о культуре. Культура материальная и культура культуры духовная. Место художественной культуры в системе культуры общества. Искусство как явление культуры. Содержание понятий «художественная культура» и «искусство». Эстетика как наука об искусстве. Понятие «творчество». Мировоззрение художника и его творчество. Художественный образ. Шедевр. Социокультурные функции искусства. Полифункциональность искусства (познавательная, воспитательная, эстетическая, коммуникативная, социализирующая, эвристическая, гедонистическая, развлекательная функции). Сила воздействия искусства. Катарсическая функция искусства. Понятие «катарсис» и применение его в педагогической деятельности. Высказывания об искусстве. Тема 1.2. Виды искусства Тема 1.3. Архитектура в системе культуры Содержание учебного материала Виды искусства и способы их бытования. Аполлон и музы. Классификация искусств. Принципы классификации. Взаимовлияние и взаимодополнительность различных видов искусства в культуре. Синтез искусств. Три основные формы синтеза в истории мирового искусства. Искусство как система видов и жанров. Жанры искусства. Принципы жанрового деления. Историко-культурная динамика видов и жанров искусства. Приоритетность развития видов и жанров искусств в разные эпохи. Язык искусств. Понятие стиль, стилизация в искусстве. В том числе практических занятий 1.«Искусство как феномен культуры» Содержание учебного материала Архитектура – искусство организации пространства для жизни и деятельности людей. Функции архитектуры в культуре. Архитектура как базис художественной культуры эпохи и народа, как выражение их характера. Архитектура как каменная философия эпохи. Основные элементы архитектуры. Понятие функции в архитектуре. Конструкция и форма в архитектуре. Классическая формула архитектуры («триада Витрувия»). Объем часов 3 22 2 2 2 2 2 2 2 Коды компетенций 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8 ПК 3.4. ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8. ПК 3.4. ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 7 Тема 1.4. Изобразительное искусство в системе культуры. Живопись как вид искусства Тема 1.5. Скульптура как вид искусства. Графика как вид искусства Тема 1.6. Литература в системе культуры Тема 1.7. Музыка в системе культуры Типология зданий и сооружений. Ансамблевость формирования среды; взаимодействие архитектуры с другими видами пространственных искусств. Обусловленность архитектуры природными факторами (географические и климатические условия, характер ландшафта) Художественный язык архитектуры (тектоника, масштаб, пропорции, ритм, светотеневая моделировка форм и др.). Интерьер, экстерьер, фасад. Архитектурный стиль. Эволюция архитектурных стилей. Этническая культура и архитектура. Связь архитектуры с развитием техники. Искусствоведческий анализ произведения архитектуры. Содержание учебного материала Изобразительные искусства. Принципы их классификации. Живопись, скульптура, графика как пространственные искусства. Способы воспроизведения действительности в искусстве. Разновидности и жанры изо искусства. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн. Взаимодействие изо искусства с другими видами искусства. Живопись как вид искусства. Виды, техника, жанры и художественный язык живописи (цвет, рисунок, композиция, тон, перспектива, светотень, колорит, палитра, пленэр, этюд, эскиз, холст, фреска, витраж, мозаика, темпера). Содержание учебного материала Особенности скульптуры как вида искусства. Виды, техника, жанры и художественный язык скульптуры (статуя, бюст, пластика, ваяние, барельеф, горельеф, глиптика). Особенности графики как вида искусства. Виды, техника, жанры и художественный язык графики (пастель, сангина, бистр, гравюра, эстамп, штрих, пятно, шарж, карикатура, плакат). Искусствоведческий анализ произведения скульптуры или графики. Содержание учебного материала Слово как феномен культуры. Литература как искусство слова. Функции литературы в культуре. Своеобразие положения литературы в культуре общества, ее самостоятельность по отношению к остальному миру искусства, ее влияние на другие виды искусства. Литература как составной элемент синтетических форм искусства. Роды литературы (эпос, драма, лирика). Специфика лирики, эпоса и драмы в плане предмета отражения и удовлетворения художественной потребности. Система выразительных средств литературы. Литературные жанры. Историческая эволюция литературного творчества. Фольклор. Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект «Литература в системе культуры» Содержание учебного материала Музыка как явление культуры и вид искусства. Многоплановость вхождения музыки в культуру общества. Внехудожественные и художественные сферы действия музыки. 2 2 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 2 2 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 2 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 2 2 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 8 Тема 1.8. Зрелищные виды искусства в системе культуры. Театр как вид искусства Историческая эволюция музыки в ее связи с прогрессом производства инструментов и технологии звукоизвлечения (от пастушеского рожка до современного синтезатора). Музыка в театре и кино. Временная и динамическая природа музыкального искусства. Выразительная сущность музыки: синтез эмоций и мысли – основа ее содержания. Изобразительное и выразительное в музыкальном образе. Национальное и общечеловеческое в музыке. Виды и жанры музыкального искусства. Специфика симфонической, камерной, вокальной музыки. Музыкальный театр. Выразительные средства музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, динамика, оркестровка и др.). Композитор, исполнитель и слушатель. Фольклор и композиторское творчество. Музыкальная интерпретация. Современное бытие классической музыки. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить словарь понятий: ансамбль, аккомпанемент, виртуоз, дирижер, партитура, оркестр, а’капелла, филармония; народная, легкая, старинная, классическая музыка, джаз; опера, балет, мюзикл, оперетта. Содержание учебного материала Зрелищные искусства (театр, кино, хореография, цирк, радио, телевидение, эстрада и др.); их синтетическая природа. Зависимость исторического развития зрелищных искусств от технической базы общества. Зрелищные искусства как часть индустрии (техника трансляции, кинотехника и др.). Актуализация зрелищного пласта художественной литературы в современном массовом обществе. Соотношение традиционных и зрелищных технических форм в культуре XX века. Основные компоненты зрелищных искусств: литературная основа, режиссура, звуковая структура, визуальная образность, актерское творчество и др. Специфика художественного воплощения действительности в театре, кино, хореографии и др. Изобразительные и выразительные средства зрелищных искусств. Характер художественной условности в разных видах зрелищного творчества. Театр как вид искусства. Специфика театрального искусства. «Театр – искусство о человеке, для человека и через человека» (В. И. Немирович-Данченко). Театр как одно из древнейших искусств. Происхождение, становление и развитие театра. Игра – основа театрального искусства. Ансамблевость театра. Триада: драматург, актер, режиссер. Драматургия и театр. Актер в театре. Режиссер в театре. Театр и зритель. Виды театра. Музыкальный театр. Кукольный театр. Театральные жанры. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить словарь понятий: сценография, миманс, мизансцена, дивертисмент, котурны, бенефис, бурлеск, комедия дель арте, водевиль, амплуа, инженю, травести, резонер, фат, субретка. 4 4 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 4 4 9 Тема 1.9. Киноискусство в системе культуры. Телевидение как вид искусства Содержание учебного материала Кино как вид искусства. Рождение кино. Специфика кинематографического кадра: 1) зримое изображение (визуальность); 2) изображение любого объекта реального мира (фотографичность); 3) изображение объектов в движении (кинематографичность). Специфические средства киновыразительности. Термины: кадр, план, монтаж, комбинированные съемки, сценарий. Виды кинематографа, жанры кино, их развитие. Телевидение: искусство и техника. Телевизионные жанры. Видео – новый этап в истории культуры. Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект «Киноискусство в системе культуры. Телевидение как вид искусства» Раздел 2. История художественной культуры и искусства Тема 2.1. Содержание учебного материала Художественная Первобытная культура как исторически первый тип традиционной культуры. Возникновение, культура основные периоды и тенденции в эволюции культуры. Историческое и культурное значение первобытного мира позднего (верхнего) палеолита. Человек и культура в первобытном обществе. Материальная культура первобытного общества. Духовная культура первобытного общества: первобытная мораль, первобытная религия: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм. Первобытное искусство (ритуальный танец, мелкая пластика, наскальное изображение, древнейшие формы мифологического творчества, обрядовое действо). Синкретическая целостность первобытной культуры и искусства. Синкретичность мироощущения, целостность восприятия мира первобытным художником. Ритуально-магические основания искусства. Гипотезы происхождения искусства. Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект «Художественная культура первобытного мира» Тема 2.2. Содержание учебного материала Памятники Зооморфные и антропоморфные образы в развитии первобытного искусства. Художественный первобытной образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Пиктография. культуры Изо искусство: палеолитические Венеры, рельефы и росписи пещер, петроглифы. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко, Альтамира, Нио, Фон-де-Гом Роль языка и мифа. Миф – способ постижения мира, основа ранних представлений о мире. Категории мифов. Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стоунхенджа. Прикладное искусство: украшение первобытных орудий труда, предметов охоты, домашней утвари, одежды. Музыка и танец. 2 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 2 2 84 2 2 2 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8. ПК 3.4. ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 10 Тема 2.3. Художественная культура Древнего мира. Художественная культура Древнего Египта Самостоятельная работа обучающихся 1.Презентация «Первобытное искусство на Урале. Древнейшее искусство уральских пещер: Каповой, Игнатиевской, Мурадымовской». 4 4 Содержание учебного материала Художественная культура древневосточных цивилизаций. Уникальность и многообразие восточных культур. Значение появления письменности. Основные этапы развития египетской культуры и искусства (периодизация). Материальная и духовная культура Египта. Своеобразие древнеегипетской культуры. Культура заботы о вечности. Религия и мифология Египта. Религиозные представления древних египтян и их отражение в искусстве. Зооморфизм. Важнейшие особенности египетского искусства: монументальность, каноничность, декоративность. Художественные доминанты египетского искусства. Единство архитектуры и скульптуры. Тема вечности в архитектуре. Архитектурный ордер. Пирамиды. Храмы. Обелиски. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Мастаба. Комплекс пирамид в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей. Особенности скульптуры Древнего Египта. Развитие скульптурного портрета в истории египетского искусства. Сфинкс. Жанры литературы. «Книга мертвых». Древнеегипетские мифы. Живопись Египта. Принципы отражения в ней мира и человека. Музыка. Танцы. Пантомимы и религиозные мистерии как зачатки театра. Значение культуры и искусства Древнего Египта для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских. в искусстве. Зооморфизм. Важнейшие особенности египетского искусства: монументальность, каноничность, декоративность. Художественные доминанты египетского искусства. Единство архитектуры и скульптуры. Тема вечности в архитектуре. Архитектурный ордер. Пирамиды. Храмы. Обелиски. Мастаба. Комплекс пирамид в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей. 6 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8 ПК 3.4. 11 Тема 2.4. Художественная культура античного мира. Художественная культура Древней Греции Тема 2.5. Художественная культура Древнего Рима. Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект «Особенности скульптуры Древнего Египта. Развитие скульптурного портрета в истории египетского искусства. Сфинкс. Жанры литературы. «Книга мертвых». Древнеегипетские мифы. Живопись Египта. Принципы отражения в ней мира и человека. Музыка. Танцы. Пантомимы и религиозные мистерии как зачатки театра.» 2. Доклад «Значение культуры и искусства Древнего Египта для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.» Содержание учебного материала Античность как основа европейской цивилизации. Понятие античности и основные этапы развития античного Средиземноморья (периодизация античной культуры). Общечеловеческая ценность античной культуры. Общая характеристика античного искусства. Античность как мировоззрение: антропоцентризм, калокагатия, агонистика, катарсис. Основные художественные принципы в искусстве Древней Греции. Эстетические представления древних греков. Классическое художественное наследие Древней Греции. Философия, наука, литература, искусство. Великие греки. Миф в культуре древних греков. Развитие архитектуры Древней Греции. Архитектурные ордера. Храмы. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Развитие скульптуры Древней Греции. Идеал человека античности. Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Эллинистическая культура как синтез восточной и греческой культур. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. 7 чудес света. Самостоятельная работа обучающихся 1. Презентация «Художественная культура античного мира. Художественная культура Древней Греции» Содержание учебного материала Периодизация античной римской культуры. Преемственность и новаторство римской античности. Система ценностей и идеалов римского общества. Роль культуры этрусков и эллинов. Римское право и ораторское искусство - особенности римской духовной культуры. Великие римляне. Особенности художественной культуры Древнего Рима. Государство и личность в искусстве Рима. Зрелища и их роль в воспитании «римского духа». Архитектура как зеркало величия государства. Инженерный гений римлян и его творения 6 4 2 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 4 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 12 Тема 2.6 Художественная культура средних веков. Художественная культура западноевропейского средневековья (триумфальные арки, термы, форумы, Колизей, акведуки, архитектурные ордера). Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов. Римский скульптурный портрет Самостоятельная работа обучающихся 1.Тезисы по темам «Крылатые выражения античности. Греческая мифология и ее отражение в искусстве Древней Греции. Литература Древней Греции. Эпические поэмы Гомера. Греческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Греческий театр. Система архитектурных ордеров Древней Греции. Парфенон – памятник классической Эллады. Великие скульпторы Эллады. Образ человека в античной скульптуре. Вазопись Древней Греции. Сюжетный ее характер. Музыкальное искусство Древней Греции. Римское градостроительное искусство. Общественные здания Древнего Рима. Живопись. Помпеянские фрески, фаюмский портрет. Римская мифология. Литература и театр.» Содержание учебного материала Понятие «средние века», различная оценка их сущности и значения в разные эпохи. Периодизация культуры. Истоки средневековой культуры. Синтез романского и варварского начал. Возникновение городов и городской культуры. Место религии, философии, науки в духовной жизни Западной Европы. Превращение христианства в мировую религию. Христианство как стержень и основа западноевропейской средневековой культуры. Мировоззрение и мироощущение человека средневековья. Христианский дуализм земного и небесного. Рыцарство и монашество как реализация образа жизни. Средневековый университет. Народное искусство и фольклор. Средневековый синтез искусств. Основные художественные особенности средневекового искусства. Церковные каноны и каноны в искусстве. Символизм средневековья. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре средневековья. Собор как модель мира и его роль в жизни средневекового города. Эволюция архитектурных стилей от романского к готическому. Каркасная система готической архитектуры. Совокупность скульптурных украшений храма – энциклопедия средневековой жизни. Многоцветность витража и праздничность внутренней отделки. Книжная миниатюра как отражение религиозной и светской жизни. Народная музыка европейского средневековья. Странствующие и придворные музыканты, поэты (ваганты, менестрели, трубадуры, миннезингеры, барды). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал, гимны, месса. Самостоятельная работа обучающихся 1.Конспект «Памятники средневековой художественной культуры. Главные сооружения романской эпохи – замок-крепость и храм-крепость. Примеры. 4 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 6 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 6 4 13 Тема 2.7. «Библия» как памятник художественной культуры Тема 2.8. Художественная культура Византии Готический стиль в архитектуре. Городской кафедральный собор – воплощение всего нового в художественной и общественной жизни эпохи готики. Скульптурное убранство храма и их аллегорический смысл. Храмы, соборы, церкви, монастыри в готическом стиле. Скульптура – «проповедь в камне» для неграмотных Скульптурное убранство храма и их аллегорический смысл. Совокупность скульптурных украшений храма – энциклопедия средневековой жизни». 2. Презентация «Рыцарская культура средневековья. Средневековая литература. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос. Куртуазная литература (поэзия, рыцарский роман). Церковный театр – основная форма театрального искусства Европы средних веков (литературная драма, мистерия). Карнавал – синтетическая форма театрального средневекового действа» Содержание учебного материала Библия и современность. Генезис и состав библейских текстов. 4 ракурса рассмотрения библии: Библия – священная книга, исторический документ, философское произведение, эстетический феномен (художественное произведение). Отражение в Библии исторического времени, мировосприятия, психологии людей. Библейская картина мира и человека. Отражение поисков нравственного человеческого идеала в Ветхом и Новом завете. Основные темы и герои библейских текстов. Библия – источник тем, сюжетов, образов мирового искусства. Самостоятельная работа обучающихся 1. Таблица «Библейские притчи. Крылатые выражения Библии.» Содержание учебного материала Периоды развития Византии. Особенности византийской культуры. Синтез античной эллинистической философии, христианского догматизма и религиозно-мистических идей Востока как источник византийской картины мира. Роль наследия античности. Православие. Особенности искусства: каноничность, имперсонализм, символизм. Иконография: от фаюмского портрета к византийской школе. Символика образа, света и цвета в иконе. Византийский стиль в архитектуре. Конструктивные и композиционные принципы крестовокупольного византийского храма. Памятники византийской архитектуры. Храм – символ Вселенной. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной. Храмовый синтез искусств. Сила воздействия христианского храма – в единстве архитектуры, изобразительного (мозаика, фреска) и прикладного искусства, музыки. Самостоятельная работа обучающихся 2 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 4 4 4 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 4 14 Тема 2.9. Художественная культура Древней Руси Тема 2.10. Художественная 1. Конспект «Византия – связующее звено между античностью и средневековьем, между Востоком и Западом. Монументальная живопись. Художественные принципы и образный строй монументальной живописи в Византии. Византийские мозаики. Станковая живопись. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи (формирование иконописного канона).» Содержание учебного материала Истоки, периодизация, особенности, самобытность древнерусской культуры. Специфика русского средневековья. Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Язычество: культура природы, культ предков. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Византийский канон и собственно русское представление о красоте. Великие иконописцы Руси. Образ Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения. Творчество Дионисия. Техника и стиль русской архитектуры. Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Символика крестово-купольного храма. Древнерусский храм и его вписанность в природу как родственной и организующей ее силы. Система росписей в древнерусском храме. Музыка в православном храмовом действе. Развитие знаменного древнерусского распева. Орнаментальность русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного искусства – синтез византийских и национальных традиций. Культура России в позднее средневековье (15-17 вв.). Проблема русского барокко. Барокко в зодчестве. Открытие театра в Москве. Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект «Сюжеты и образы древнерусской живописи. Иконография Богоматери, Христа, праздников и т.д. Иконостас. Высокий русский иконостас – символ становления Церкви воинствующей и связи Ветхого и Нового Заветов. Деревянное зодчество Древней Руси. Мифология древних славян.» 2. Тезисы «Москва как культурная столица централизованного государства. Архитектурный комплекс Московского Кремля. Древнерусские храмы. Собор Василия Блаженного. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Появление письменности, развитие летописания. Традиции устного народного творчества, скоморошество. Памятники древнерусской литературы. Искусство 17 века. Обмирщение искусства и усиление индивидуального начала. Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература, живопись, музыка, устное народное творчество). Содержание учебного материала Происхождение названия эпохи и его понимание в различные эпохи. Эпоха Возрождения – 4 8 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 8 6 ОК 1., ОК 4., 15 культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Тема 2.11. Художественная культура Северного Возрождения переходный период в развитии Европы от средневековой культуры к культуре Нового времени, величайший культурный переворот в истории человечества. Изменение приоритета социально-культурных ценностей. Гуманизм – основа культуры, духовный фундамент эпохи. Наука и техника. Две формы новой культуры: светская (гуманизм) и религиозная (движение реформации). Становление национальных европейских культур. Человек и бог в культуре Возрождения. Периодизация культуры эпохи. Итальянское Возрождение: Предвозрождение, Раннее, Высокое, Позднее. Италия – родина Возрождения. Новое пространственно-временное восприятие мира. Развитие изобразительного искусства в Италии. Качественные изменения в живописи. Преклонение перед красотой окружающего мира и человека в единстве с их изучением. Скульптура Донателло, Микеланджело Буонарроти. Архитектура итальянского Возрождения. Воплощение в архитектуре гармонической устойчивости, совершенства, ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио, Микеланджело). Самостоятельная работа обучающихся 1. Эссе «Всемирно-историческое значение культуры Ренессанса.» 2. Конспект «Итальянское Возрождение.» Содержание учебного материала Северное Возрождение 15-16 века – нидерландское, французское и немецкое Возрождение. Феномен Северного Возрождения. Своеобразие Северного Возрождения: опора на идеи религиозного обновления (движение реформации), художественная культура развивалась на основе продолжения готики. Протестантизм как обновленное христианство. Гутттенберг и появление первых печатных книг – революция в культуре Европы. Самостоятельная работа обучающихся 1.Искусство итальянского Ренессанса и Северного Возрождения: сравнительный анализ. «Титаны Возрождения». Творчество титанов Итальянского Возрождения Джотто. Леонардо да Винчи («Мадонна Литта», «Джоконда» и др.). Рафаэль Санти («Обручение Марии», Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте, «Сикстинская Мадонна», др. картины). Особенности венецианской школы живописи. Тициан («Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа» и др.), Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца (статуя Давида и др. скульптура). Данте как «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени». Петрарка – первый истинный гуманист. Творчество выдающихся художников стран Северного Возрождения (по выбору): Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший («Битва Карнавала и Поста», живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу»). Ян ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 6 4 2 6 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 6 4 16 Тема 2.12. Художественная культура Нового времени. Европейская художественная культура 17 века Тема 2.13. Художественная ванн Эйк. И. Босх. Мистический характер Возрождения в Германии. Творчество Лукаса Кранаха Старшего и Ганса Гольбейна Младшего. Альбрехт Дюрер (автопортреты, гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола» и др.). Возрождение во Франции. Светский характер французского Ренессанса. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Английское Возрождение. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Творчество Шекспира и его значение для развития мировой культуры, театра 2. Конспект «Испанское Возрождение. Испанский придворный портрет. Искусство Эль Греко. Музыка Возрождения: народные истоки, жанровое многообразие (баркарола, баллада, мадригал).» Содержание учебного материала 17 век – один из важнейших этапов в истории европейского общества, в развитии его культуры. Переворот в науке – его влияние на всю духовную культуру. Секуляризация культуры. Формирование новой картины мира, где человек утратил исключительное место. Внутреннее противоборство двух сторон человеческой природы: интеллекта и страстей. Многоликость разнородных и неравномерно развитых форм художественной жизни 17 века. Главная тенденция художественного процесса – обособление и самоопределение художественной культуры в системе культуры. Особенности стиля барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Понятие барочного синтеза. Рим – центр стиля барокко. Место и время развития барокко, прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Творчество Лоренцо Бернини. Архитектурные ансамбли Рима. Живопись Фландрии: Рубенса, Ван Дейка. Снейдерса, Иорданса. Особенности стиля классицизма. В основе эстетики – разум. Искусство Франции – развитие от барокко до классицизма. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен – основатель классицизма в живописи. Пейзажи Лоррена. Реалистические тенденции в искусстве эпохи. Голландское искусство: Хальс – основоположник реалистического портрета. Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна. Бытовая живопись Адриана ван Остаде, Терборха, Вельмера Делфтского. Пейзажная живопись Якоба ван Рейсдаля, натюрморты Класа, Хеды, Кальфа. Искусство Испании. Творчество Веласкеса – одна из вершин реалистического искусства Европы. Самостоятельная работа обучающихся 1. Таблица «Особенности европейской культуры Нового времени». 2. Конспект «Европейская художественная культура» Содержание учебного материала 18 век в истории европейской культуры. Всемирное культурное значение европейского 2 6 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 6 4 2 6 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., 17 культура эпохи Просвещения Тема 2.14. Русская художественная культура эпохи Просвещения Просвещения. Век просвещения, Разума, век философов, «эпоха света», важнейший поворот в духовном развитии Европы. Особенности культуры просвещения. Просвещение – революционное, антифеодальное, идейное антиабсолютистское течение, выражающее интересы третьего сословия. Рационалистический образ мира – идея самодостаточности человеческого разума в познании окружающего мира, осмысление человеком самого себя, своего места в природе и отношения к ней. Просвещение и просветители. Теория воспитания личности. Философы-просветители о роли искусства в жизни общества. Вытеснение религиозных начал искусства светскими. Появление художественной критики. Формирование национальных художественных школ. Художественные стили. Маньеризм – барокко – рококо. Понятие барочного синтеза. Театр классицизма. Сравнительный анализ классицизма и барокко. Просветительский реализм в искусстве. Изобразительное искусство. Эстетика Просвещения в живописи. Искусство Франции: рококо в творчестве Ватто, Буше, Фрагонара; реалистические тенденции в творчестве Шардена (живопись быта – утверждение ценностей повседневной жизни); просветительский классицизм в предреволюционном творчестве Давида, просветительсикй реализм в творчестве Гудона, сентиментализм в творчестве Греза. Искусство Англии. Сатирические и нравоучительные серии картин и гравюр Хогарта. Эстетика Просвещения в архитектуре. Неоклассицизм и ампир в архитектурных ансамблях Парижа и Петербурга. Испания. Франсиско Гойя («Капричос»). Самостоятельная работа обучающихся 1.Таблица «Особенности художественных стилей европейского искусства 18 века: барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, просветительский реализм». 2. Анализ посещения музея Содержание учебного материала Национальное своеобразие русского Просвещения. Реформы Петра (их социальноисторическая необходимость и значение для «европеизации» русской культуры), Елизаветы Петровны, Екатерины 2 в сфере культуры. Политика европеизации. Синтез европейской и древнерусской культур. Формирование русской национальной культуры. Разделение культуры на светскую и духовную. Русские просветители. Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, театр и музыка, развитие живописи и скульптуры. Искусство как средство утверждения новой государственной политики. Освоение мирового художественного опыта и достижения западноевропейского искусства. Своеобразие проявления в России барокко, рококо, классицизма и сентиментализма. Открытие в 1764 г. Российской Академии художеств в Петербурге. Архитектура. Строительство новой столицы – Петербурга. Русское барокко. Русский классицизм. Создание дворцовых ансамблей ОК 8. ПК 3.4. 6 4 2 6 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8. ПК 3.4. 18 Тема 2.15. Художественная культура 19 – начала 20 веков в Петербурге, Москве, Петергофе, Царском селе. Формирование новой русской литературы. Творчество Ломоносова, Державина. Скульптура. Преодоление барокко и становление классицизма. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Фальконе – памятник Петру. Шубин – скульптор-портретист. Творчество Козловского. Классицистические каноны в русской академической живописи. Значение русского искусства 18 века для дальнейшего развития отечественной культуры. Самостоятельная работа обучающихся 1. Тезисы «Создание национального русского театра. Волков – «отец русского театра».» Русское барокко. Своеобразие архитектурного стиля Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе. 2. Таблица по видам искусства «Карл Иванович Росси. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Живопись. Творчество Никитина, Антропова. Рокотов – поэтичность его образов. Левицкий – тематическое и композиционное разнообразие портретов. Боровиковский – проявление сентиментализма и классицизма в его портретах. Содержание учебного материала Основные черты утверждения буржуазных отношений в Европе. Достижения науки и техники. Значение Великой Французской революции для культуры 19 века. Интеллектуализация, секуляризация, индивидуализм в европейской культуре 19 века. Романтизм как новое направление в культуре, возникшее на рубеже 18-19 вв. Разнонаправленность романтических исканий: идеализация прошлого, примирение с судьбой и бурный романтический протест, открытые призывы к борьбе. Идеи романтизма в музыке, живописи, театре. Критический реализм как отражение динамики общественного развития. Художественная культура и выдающиеся деятели. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе («Похороны в Орнане»). Оноре Домье (серия «Судьи и адвокаты»). Романтизм в России. Два этапа русского романтизма: «героический» и «трагический». Поиск и утверждение возможности гармонии личности и мира (Жуковский, Батюшков, Кипренский, Венецианов, Тропинин). Трагический пафос и гуманизм постдекабристского романтизма (Чаадаев, Брюллов, Бруни, А. Иванов). Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Основные художественные принципы импрессионизма. Художественные открытия постимпрессионизма как основа формирования искусства модерна. Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден («Граждане города Кале»). Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. Эстетика «fin de siecle». Постимпрессионизм. Поль Сезанн («Купальщицы»). Винсент Ван Гог («Сеятель»). Поль Гоген («Радующиеся»). Модернизм как художественная эпоха. Стиль модерн в архитектуре. Культ абсолютной красоты в искусстве модерна. Знаковое выражение стиля. 6 2 8 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8, ПК 3.4. 19 Тема 2.16. Художественная культура 20 века Единство художественного образа – кредо стиля модерн. Антонио Гауди (дом Батло в Барселоне). Федор Осипович Шехтель (особняк А. В. Морозова в Москве). Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. Михаил Александрович Врубель («Демон», «Фауст» Триптих). Русский модерн в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Серебряный век» как социокультурный феномен России. Самостоятельная работа обучающихся 1. Таблица «Особенности художественных стилей: романтизм критический реализм импрессионизм, постимпрессионизм, модерн» 2. Конспект «Романтизм в живописи. Жерико и Делакруа – основоположники революционного романтизма во французской живописи. Литература романтиков. Литература: основные жанры литературы романтизма. Романтизм в музыке. Карл Павлович Брюллов. Музыкальная жизнь Петербурга, развитие национальной оперы (Глинка). Лирико-психологическое начало в музыке Петра Ильича Чайковского. Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин («Бурлаки на Волге»). Василий Иванович Суриков («Боярыня Морозова»). Русская пейзажная живопись. Алексей Кондратьевич Саврасов («Грачи прилетели»). Исаак Ильич Левитан («Над вечным покоем»). Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке Николая Андреевича Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке Александра Порфирьевича Бородина. Содержание учебного материала Основные тенденции социокультурного развития в 20 веке. Многообразие научных подходов к феномену культуры. Исторические условия формирования культуры 20 века. Мировые войны как крушение гуманистических идеалов. Научно-технический прогресс как важнейший фактор культурного развития человечества. Роль и место науки. Кризисные явления в культуре. Массовая и элитарная культура. Синтез в искусстве ХХ века. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье (вилла Савой в Пуасси). Советский конструктивизм Владимира Евграфовича Татлина (башня III Интернационала). Стиль Ар Деко в архитектуре. Эволюция художественных стилей в искусстве. Реализм и модернизм. Поиск искусством новых средств выразительности. Основные течения в искусстве модернизма: фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм и др. Беспредметное искусство. Авангард. Эклектизм. Появление и развитие новых видов искусства. Роль телевидения и кино. Постмодернизм в изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке, кино. Проблемы российской культуры. Русский авангард как радикальный разрыв с традиционным искусством. Культура советского периода. Хронологические рамки и 8 4 8 ОК 1., ОК 4., ОК5., ОК 6., ОК 8. ПК 3.4. 20 периодизация культуры советского периода. Политика советской власти в области культуры: проблемы и достижения. Актуальные проблемы современной культуры. Перспективы развития культуры и искусства в 21 веке. Суть современного глобального социокультурного кризиса. Традиции и новации. Информационная цивилизация и культура. Проблема культурных ценностей в современном информационном обществе. Проблемы Интернета. Кризис искусства. Массовая культура и искусство. Культура как товар. Искусство поп-арта. Своеобразие русского постмодерна. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Поп-арт, китч. Проблемы и перспективы развития отечественной культуры. Современная цивилизация и судьбы мировой культуры. Открытое будущее мировой художественной культуры. Самостоятельная работа обучающихся 1.Конспект «Искусство в 20 веке. Театральная культура: режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Условный театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Московский Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Роберто Росселлини. «Рим – вечный город». 2.Тезисы «Художественные течения модернизма в живописи. Новое видение красоты: агрессия цвета в фовизме Анри Матисса; деформация форм в кубизме Пабло Пикассо; отказ от изобразительности в абстракционизме Василия Васильевича Кандинского; иррационализм подсознательного в сюрреализме Сальвадора Дали. Искусство в тоталитарном обществе: особенности функционирования. Социалистический реализм. Постмодернизм и его перспектива. Возникновение новых видов искусства. Современное телевизионное и компьютерное искусство. Проблемы сохранения традиций, развития отечественной художественной культуры.» Зачет Всего: 8 4 4 2 108 21 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура» должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет для гуманитарных дисциплин, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером с выходом в Интернет, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором музыкальным центром). 3.2.Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1.Печатные издания 1.Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура : уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2017.История русского искусства/Никольский В. А.; под ред. Муратова П.П. Москва: издательство Юрайт, 2020.- 227с. – Текст: непосредственный. 2.Тугендхольд Я. А. Художественная культура запада. Москва: издательство Юрайт, 2020.- 169с. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1. Беккер, К. Мифы Древнего мира / К. Беккер ; переводчик Н. И. Греч. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 594 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53411184-2. — Текст : электронный. 2. Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт ; переводчик С. Бриллиант. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10959-7. — Текст: электронный 3. Сокольникова, Н. М. История стилей в искусстве : учебник и практикум для вузов / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14108-5. — Текст: электронный. 4. Тютюнова, Ю. М. Краткосрочные изображения в изобразительном искусстве : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Тютюнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13915-0. — Текст: электронный. 3.2.3.Дополнительные источники: 1.Баллод, Ф. В. Очерки по истории древнеегипетского искусства / Ф. В. Баллод. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53409904-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/456359 2.Вальдгауер, О. Ф. Этюды по истории античного портрета / О. Ф. Вальдгауер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 214 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10097-6. — Текст: электронный 3.Волконский, С. М. Человек на сцене / С. М. Волконский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13391-2. — Текст: электронный 4.Иванов, К. А. Поэты и музыканты Средневековья / К. А. Иванов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 222 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11674-8. — Текст: электронный 5.Волынский, А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи / А. Л. Волынский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 422 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08320-0. — Текст : электронный 22 6.Кугель, А. Р. Профили театра / А. Р. Кугель. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 143 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11820-9. — Текст: электронный 7.Михаловский, И. Б. Архитектурные формы Античности / И. Б. Михаловский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 263 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08199-2. — Текст: электронный 8.Паушкин, М. М. Средневековый театр / М. М. Паушкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 89 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12977-9. — Текст: электронный 9.Трубецкой, Е. Н. Этюды по русской иконописи / Е. Н. Трубецкой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 137 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10920-7. — Текст: электронный 10.Философов, Д. В. Современное искусство и колокольня Святого Марка. Избранные статьи / Д. В. Философов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10867-5. — Текст: электронный 11. Флиттнер, Н. Д. Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст: электронный 12.Ханжонков, А. А. Первые годы русской кинематографии / А. А. Ханжонков ; под научной редакцией В. Е. Вишневского ; под редакцией В. С. Росоловской. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12688-4. — Текст: электронный 23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Умения -понимает ценности и социальную значимость педагогической профессии; - понимает ценность искусства как средства многостороннего воспитания личности, приобщения к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, пробуждения продуктивного мышления, личностного развития и самосовершенствования; - оперировать терминологией по МХК; - ориентироваться в социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе; ориентироваться в особенностях художественного языка различных искусств. - осуществлять художественный анализ произведений искусства разных стилей, исторических эпох, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные аргументированные суждения; - соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве, хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства, проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства; пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, а также мемуарами и художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст; определить и выразить Критерии оценки Адекватность применения специальной терминологии. Глубина, осмысленность собственной позиции в отношении, как культурного наследия, так и современного искусства; к проблемам сохранения традиций, развития отечественной художественной культуры, в том числе художественной культуры Уральского региона. Методы оценки Оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий. Участие в диалогах, дискуссиях. Оценка выступления по выбранной теме Оценка владения программным учебным материалом. Оценка Свободное владение искусствоведческого программным учебным анализа произведения материалом. искусства. Обоснованность ответов, Оценка результатов точность формулировок. выполнения самостоятельной Полнота работы (заданий, искусствоведческого презентации анализа произведения материалов, докладов). искусства. Соответствие содержания выступления выбранной теме. Оценка Уровень и качество иллюстративного раскрытия выбранной материала к темы. содержанию текста Адекватность результатов выступления. поставленным целям, оптимальность и рациональность способов действий. Адекватность восприятия и оценивания шедевров русского и мирового искусства. Продуманный отбор иллюстративного материала, отвечающего содержанию текста 24 собственное отношение, выступления. собственные позиции в отношении, как культурного наследия, так и современного искусства, к проблемам сохранения традиций, развития отечественной художественной культуры, в том числе художественной культуры Уральского региона; демонстрировать владение речевой культурой, культурой диалога; - - демонстрировать толерантное отношение к миру, иным культурным традициям; - демонстрировать восприятие национальной художественной культуры сквозь призму мировой культуры, качественно оценивать ее уникальность и значимость, - демонстрировать целостное представление о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида; - ориентироваться в современной культурной ситуации в России и мире, в художественных ценностях культуры, что является важной составляющей формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - высказывать аргументированные суждения по проблемам современной художественной культуры на примерах повседневной жизни, профессиональной деятельности; - грамотно излагать свои мысли и участвовать в диалогах на темы развития художественной культуры; - кратко обосновывать и объяснить свои действия; - писать простые связные сообщения на интересующие темы по МХК - содержание понятия «Мировая Владеет содержанием Художественная Культура»; дисциплины. Устный и письменный опрос. 25 основные эпохи в художественном развитии человечества; основные факты и закономерности историкохудожественного процесса; выдающиеся памятники художественной культуры России и мира; - специфику и языки искусств, закономерности построения художественного образа в различных видах искусства; принципы синтеза и взаимодействия искусств; - стили и направления в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; вершины художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; - о культуре и искусстве; о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида; - специальных терминов, имен авторов, названий произведений искусства, мест их нахождения; - алгоритмов анализа разных видов искусства; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональной деятельности; профессионального самообразования и саморазвития; лексический минимум, относящийся к описанию произведений искусства. Понятийный диктант Оценка результатов выполнения самостоятельной работы (заданий, презентации материалов, докладов). 26