МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.15 ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ 49.02.01 Физическая культура Очная форма Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Привлечение разных возрастных групп населения к здоровому образу жизни» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения с учетом профессиональной деятельности к здоровому образу жизни 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения с учетом профессиональной деятельности к здоровому образу жизни является обязательной частью вариативной части общепрофессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура. Учебная дисциплина ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения с учетом профессиональной деятельности к здоровому образу жизни обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК: ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. ПК 1.4. Анализировать учебные занятия. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности. ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 4 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, Умения Знания ОК ОК 01 построение и проведение ценности здоровья и ОК 02 физкультурно-оздоровительных составляющие здорового образа ОК 03 занятий и спортивно-массовых жизни; ОК 04 мероприятий с населением; значение физической культуры ОК 05 проведение и выстраивание в жизнедеятельности человека; и ОК 06 консультации по здоровому образу сохранении здоровья; ОК 07 жизни в логической основные требования к уровню ОК 08 последовательности; психофизической подготовки к ОК 09 профессиональной осуществлять отбор средств, конкретной ОК 10 методов и приемов в зависимости деятельности; ОК 11 от выявленных рисков и угроз специфику физкультурноОК 12 возникновения соматических оздоровительной работы с людьми ПК 1.1 заболеваний при нарушении правил зрелого возраста; ПК 1.2 здорового образа жизни; способы мотивации взрослого ПК 1.3 разрабатывать материал для населения к здоровому образу жизни ПК 1.4 выступления, который может в структура построения ПК 1.5 дальнейшем самостоятельно консультационного процесса; ПК 2.1 использовать клиент для преимущества ведения ПК 2.2 поддержания своего здоровья здорового образа жизни и пользу ПК 2.3 производить обработку данных занятий спортом; ПК 2.4 клиента, полученных с цифровых специфика работы с ПК 2.5 устройств (умных помощников) современными устройствами по ПК 2.6 5 планирование физкультурнооздоровительной работы с разными группами населения; методы и средства оздоровления для самокоррекции здоровья различными формами двигательной деятельности, удовлетворяющими потребности человека в рациональном использовании свободного времени демонстрировать и разъяснять преимущества ведения здорового образа жизни и пользу занятий физической культуры и спортом ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 здоровьесбережению (умные устройства); особенности взаимодействия с разными возрастными группами населения 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 69 в том числе: теоретическое обучение 34 лабораторные работы 0 практические занятия 12 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 23 Промежуточная аттестация текущая отметка 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения к здоровому образу жизни с учетом профессиональной деятельности Коды компетенций, формированию Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности Объем в которых разделов и тем обучающихся часах способствует элемент программы 1 2 3 4 Раздел 1 Здоровый образ жизни и его составляющие 16 ОК 1, ОК4, Тема 1.1. Понятие Содержание учебного материала 4 ОК8, ОК9 здоровье и здоровый 1. Понятие здоровье, здоровый образ жизни. 2 образ жизни Факторы, влияющие на здоровье Самостоятельная работа обучающихся 2 1.Заполнить таблицу «Влияние физических упражнений на организм взрослого 2 человека» ОК 1, ОК2, Тема 1.2. Содержание учебного материала 4 ОК4, ОК8, ОК9. Составляющие Двигательная активность и питание как составляющие ЗОЖ. 2 ОК10 здорового образа Самостоятельная работа обучающихся 2 жизни (ЗОЖ) 1.Составить схему «Классификация средств физической культуры для ЗОЖ» 2 ОК 1, ОК2, ОК9 Тема 1.3. Цифровые Содержание учебного материала 8 технологии в 1.Умные браслеты для ЗОЖ 2 управлении стилем Виды фитнес браслетов, их функции. Роль браслетов в поддержании здоровья жизни 2.Работа с мобильным приложением умных браслетов 2 Внесение данных о питании, потреблении воды и двигательной активности В том числе практических занятий 2 1.Анализ профиля, собранного с помощью умного браслета. Заполнение 2 шаблонов (на основе задания WSR) Самостоятельная работа обучающихся 2 1.Написать эссе на тему «Современные гаджеты для здоровья: за и против» Раздел 2 Методика привлечения разных возрастных групп населения к здоровому 37 образу жизни 7 Тема 2.1 Методы осуществления коммуникации с участниками физкультурнооздоровительных мероприятий Тема 2.2. Консультация как форма привлечения населения к ЗОЖ Тема 2.3. Интерактивный буклет как средство Содержание учебного материала 1.Понятие «коммуникация», речь Соотношение понятий коммуникация и общение. Функции речевой коммуникации 2.Виды коммуникации По форме общения: вербальные, невербальные. По субъекту и средствам коммуникаций: коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств. Межличностные коммуникации. 3.Средства общения Вербальные и невербальные средства общения, их значение при коммуникации Методы убеждения и аргументации. Жесты и мимика 4.Диалог как взаимодействие Правила ведения диалога, умение слушать собеседника. В том числе практических занятий 1.Проведение беседы с разными возрастными категориями Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработать беседу на тему «Способы сохранения здоровья» Содержание учебного материала 1.Структура экспресс-консультации по привлечению населения к ЗОЖ Теоретическая и практическая части консультации, их содержание. 2.Задачи экспресс-консультации ЗОЖ Постановка задач и способы их реализации 3.Применение цифровых средств для проведения консультации Возможность подключения к умным браслетам умных весов и умного тонометра Самостоятельная работа обучающихся 1. Аннотация статей в научно-практических журналах и материалов сети Интернет 2.Заполнение таблицы «Новые формы организации физкультурнооздоровительной работы» на основе анализа Содержание учебного материала 1.Требования к интерактивному буклету Отличие презентации от интерактивного буклета. Функции программы Smart 13 2 ОК 1, ОК2, ОК4, ОК8, ОК12 2 2 2 2 3 10 2 ОК 1, ОК2, ОК3, ОК8, ОК9 2 2 4 2 2 14 2 ОК 1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК6, ОК12 8 Notebook для создания интерактивного буклета. 2.Правила работы с интерактивной доской Требования к созданию презентационных материалов и их демонстрации В том числе практических занятий 1. Знакомство с функциями программы Smart Notebook 2. Подбор содержания интерактивного буклета по привлечению населения к ЗОЖ 3. Проведение консультации по ЗОЖ с применением интерактивного буклета Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработать интерактивный буклет для определенной возрастной группы по привлечению к ЗОЖ 2.Разработать памятку на тему «Виды двигательной активности для сохранения здоровья» Раздел 3 Способы привлечения населения к здоровому образу жизни Тема 3.1. Содержание учебного материала Мотивация 1.Способы привлечения взрослого населения к здоровому образу жизни. взрослого населения Ведущие мотивы сохранения здоровья и их формирование у разных к здоровому образу возрастных групп населения жизни 2.Современные способы повышения мотивации в трудовых коллективах к ЗОЖ Тимбилдинг как средство повышения работоспособности работников в коллективе 3.Особенности работы по здоровьесбережению с лицами зрелого возраста Организация работы групп здоровья, институтов третьего возраста физкультурно-оздоровительной направленности В том числе практических занятий 1. Разработка сценария и проведение спортивно-массового мероприятия (по типу тимбилдинга) Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект по теме «Материальные и нематериальные способы мотивирования работников к здоровому образу жизни 2. Подбор заданий для проведения тимбилдинга Тема 3.2. Оценка Содержание учебного материала проведения консультации по ЗОЖ 2 6 2 2 ПК 1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.4, ПК2.1, ПК2.2, ПК2.4, ПК2.5, ПК3.2, ПК3.3 2 4 2 2 16 12 2 2 2 ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК7, ОК8, ОК12 ПК 2.1, ПК2.2, ПК2.3, ПК2.4, ПК2.5, ПК2.6, ПК3.1, ПК3.2, ПК3.3 2 2 4 2 2 4 ОК 1, ОК4, 9 Диагностика функциональных систем. Методы опроса Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить схему «Критерии оценки функционального состояния организма при регулярных занятиях физической культурой» Промежуточная аттестация ВСЕГО эффективности занятий физической культурой 2 2 2 ОК5, ОК8, ОК9 69 ч. 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: 1. Кабинет теории и истории физической культуры, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 2. Мастерская по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», оснащенная следующим оборудованием: умные весы; умные тонометры; умный браслет onetrak c030 pulse; планшет; проектор с креплением короткофокусный; интерактивная доска с интерактивным лотком; автоматизированное рабочее место участника. Для организации смешанного обучения и самостоятельной работы студентов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используется платформа Moodle и GoogleClass. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Зайцев [и др.] ; под общей редакцией А. А. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 137 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13378-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/458711 (дата обращения: 21.05.2020) 2. Петряков, П. А. Проектное обучение основам здорового образа жизни : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08556-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453589 (дата обращения: 21.05.2020). 3. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 324 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02346-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450299 (дата обращения: 21.05.2020). 3.2.2. Электронные издания 1. Влияние занятий физической культурой и спортом на производительность труда [Сайт] – URL: http://www.производительность труда. рф/informacia/vcelom77vsehslucaemsnizeniaproduktivnostitrudarabotnikovtakilii nacesvazanysozdorovm. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная организация здравоохранения, [Сайт] – URL: https://www.gnicpm.ru/UserFiles/Rekomendacii%20voz.pdf (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные 3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта". [Сайт] – URL: http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные 2. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 225 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11562-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456270 (дата обращения: 21.05.2020). 2. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. Д. Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 193 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00242-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450965 (дата обращения: 21.05.2020). 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: ценности здоровья и составляющие здорового образа жизни; значение физической культуры в жизнедеятельности человека; и сохранении здоровья; основные требования к уровню психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности; Критерии оценки Методы оценки Понимание ценности тестирование; здоровья и составляющих здорового образа жизни Определение значения физической культуры с учетом профессии Правильность определения требований к уровню психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности; специфику физкультурно- Правильность оздоровительной работы с определения специфики людьми зрелого возраста; физкультурнооздоровительной работы с людьми зрелого возраста способы мотивации взрослого населения к здоровому образу жизни структура построения консультационного процесса; преимущества ведения здорового образа жизни и пользу занятий спортом; тестирование; заполнение форм; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Полнота объема и письменный/устный точность выбора способа опрос; мотивации в зависимости от возрастной группы населения Правильность построения письменный/устный консультационного опрос; процесса Понимание пользы тестирование; занятий спортом в ведении здорового образа жизни Понимание специфики заполнение форм; работы с современными цифровыми устройствами специфика работы с современными устройствами по здоровьесбережению (умные устройства); особенности взаимодействия с Определение способа оценка результатов разными возрастными группами взаимодействия в самостоятельной работы населения зависимости от возраста (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Предложенные задачи оценка демонстрируемых Умения: построение и проведение мероприятий конкретны, умений, выполняемых физкультурно-оздоровительных учитывают факторы действий, занятий и спортивно-массовых влияния на организм. мероприятий с населением; проведение и выстраивание Принципы и способы анализ форм для консультации по здоровому планирования учитывают заполнения 13 образу жизни в логической последовательности; осуществлять отбор средств, методов и приемов в зависимости от выявленных рисков и угроз возникновения соматических заболеваний при нарушении правил здорового образа жизни; разрабатывать материал для выступления, который может в дальнейшем самостоятельно использовать клиент для поддержания своего здоровья производить обработку данных клиента, полученных с цифровых устройств (умных помощников) планирование физкультурнооздоровительной работы с разными группами населения; форму проведения Подбор упражнений основывается на поставленных задачах защита отчетов по практическим занятиям Подобранный материал соответствует требованиям к форме его представления оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, Анализ данных соответствует эталону анализ форм для заполнения Осуществляет планирование в соответствии с заданными условиями Подбор средств и методов способствует удовлетворению потребности человека в рациональном использовании свободного времени защита отчетов по практическим занятиям методы и средства оздоровления для самокоррекции здоровья различными формами двигательной деятельности, удовлетворяющими потребности человека в рациональном использовании свободного времени демонстрировать и разъяснять Осуществляет преимущества ведения здорового демонстрацию, соблюдая образа жизни и пользу занятий требования физической культуры и спортом оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий 14