МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.15 ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
НАСЕЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма
Екатеринбург
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Привлечение разных возрастных групп
населения к здоровому образу жизни» разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355.
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»
Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной
Разработчик:
Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения с учетом
профессиональной деятельности к здоровому образу жизни
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения с
учетом профессиональной деятельности к здоровому образу жизни является обязательной
частью вариативной части общепрофессионального учебного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01
Физическая культура.
Учебная дисциплина ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения с
учетом профессиональной деятельности к здоровому образу жизни обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК
и ПК:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и
занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных
образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей
класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
4
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной
деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 01
построение
и
проведение ценности
здоровья
и
ОК 02
физкультурно-оздоровительных
составляющие здорового образа
ОК 03
занятий и спортивно-массовых жизни;
ОК 04
мероприятий с населением;
значение физической культуры
ОК 05
проведение и выстраивание в жизнедеятельности человека; и
ОК 06
консультации по здоровому образу сохранении здоровья;
ОК 07
жизни
в
логической основные требования к уровню
ОК 08
последовательности;
психофизической подготовки
к
ОК 09
профессиональной
осуществлять отбор средств, конкретной
ОК 10
методов и приемов в зависимости деятельности;
ОК 11
от выявленных рисков и угроз
специфику
физкультурноОК 12
возникновения
соматических оздоровительной работы с людьми
ПК 1.1
заболеваний при нарушении правил зрелого возраста;
ПК 1.2
здорового образа жизни;
способы мотивации взрослого
ПК 1.3
разрабатывать материал для населения к здоровому образу жизни
ПК 1.4
выступления, который может в структура
построения
ПК 1.5
дальнейшем
самостоятельно консультационного процесса;
ПК 2.1
использовать
клиент
для преимущества
ведения
ПК 2.2
поддержания своего здоровья
здорового образа жизни и пользу
ПК 2.3
производить обработку данных занятий спортом;
ПК 2.4
клиента, полученных с цифровых специфика
работы
с
ПК 2.5
устройств (умных помощников)
современными устройствами по
ПК 2.6
5
планирование физкультурнооздоровительной работы с разными
группами населения;
методы
и
средства
оздоровления для самокоррекции
здоровья различными формами
двигательной
деятельности,
удовлетворяющими
потребности
человека
в
рациональном
использовании свободного времени
демонстрировать и разъяснять
преимущества ведения здорового
образа жизни и пользу занятий
физической культуры и спортом
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
здоровьесбережению
(умные
устройства);
особенности взаимодействия с
разными возрастными группами
населения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы
69
в том числе:
теоретическое обучение
34
лабораторные работы
0
практические занятия
12
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
0
контрольная работа
0
Самостоятельная работа
23
Промежуточная аттестация текущая отметка
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.15 Привлечение разных возрастных групп населения к
здоровому образу жизни с учетом профессиональной деятельности
Коды
компетенций,
формированию
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем в
которых
разделов и тем
обучающихся
часах
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1
Здоровый образ жизни и его составляющие
16
ОК 1, ОК4,
Тема 1.1. Понятие
Содержание учебного материала
4
ОК8, ОК9
здоровье и здоровый 1. Понятие здоровье, здоровый образ жизни.
2
образ жизни
Факторы, влияющие на здоровье
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Заполнить таблицу «Влияние физических упражнений на организм взрослого
2
человека»
ОК 1, ОК2,
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
4
ОК4, ОК8, ОК9.
Составляющие
Двигательная активность и питание как составляющие ЗОЖ.
2
ОК10
здорового образа
Самостоятельная работа обучающихся
2
жизни (ЗОЖ)
1.Составить схему «Классификация средств физической культуры для ЗОЖ»
2
ОК 1, ОК2, ОК9
Тема 1.3. Цифровые Содержание учебного материала
8
технологии в
1.Умные браслеты для ЗОЖ
2
управлении стилем
Виды фитнес браслетов, их функции. Роль браслетов в поддержании здоровья
жизни
2.Работа с мобильным приложением умных браслетов
2
Внесение данных о питании, потреблении воды и двигательной активности
В том числе практических занятий
2
1.Анализ профиля, собранного с помощью умного браслета. Заполнение
2
шаблонов (на основе задания WSR)
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Написать эссе на тему «Современные гаджеты для здоровья: за и против»
Раздел 2
Методика привлечения разных возрастных групп населения к здоровому
37
образу жизни
7
Тема 2.1 Методы
осуществления
коммуникации с
участниками
физкультурнооздоровительных
мероприятий
Тема 2.2.
Консультация как
форма привлечения
населения к ЗОЖ
Тема 2.3.
Интерактивный
буклет как средство
Содержание учебного материала
1.Понятие «коммуникация», речь
Соотношение понятий коммуникация и общение. Функции речевой
коммуникации
2.Виды коммуникации
По форме общения: вербальные, невербальные. По субъекту и средствам
коммуникаций: коммуникации с помощью информационных технологий,
технических средств. Межличностные коммуникации.
3.Средства общения
Вербальные и невербальные средства общения, их значение при коммуникации
Методы убеждения и аргументации. Жесты и мимика
4.Диалог как взаимодействие
Правила ведения диалога, умение слушать собеседника.
В том числе практических занятий
1.Проведение беседы с разными возрастными категориями
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать беседу на тему «Способы сохранения здоровья»
Содержание учебного материала
1.Структура экспресс-консультации по привлечению населения к ЗОЖ
Теоретическая и практическая части консультации, их содержание.
2.Задачи экспресс-консультации ЗОЖ
Постановка задач и способы их реализации
3.Применение цифровых средств для проведения консультации
Возможность подключения к умным браслетам умных весов и умного
тонометра
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Аннотация статей в научно-практических журналах и материалов сети
Интернет
2.Заполнение таблицы «Новые формы организации физкультурнооздоровительной работы» на основе анализа
Содержание учебного материала
1.Требования к интерактивному буклету
Отличие презентации от интерактивного буклета. Функции программы Smart
13
2
ОК 1, ОК2,
ОК4, ОК8,
ОК12
2
2
2
2
3
10
2
ОК 1, ОК2,
ОК3, ОК8, ОК9
2
2
4
2
2
14
2
ОК 1, ОК2,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК12
8
Notebook для создания интерактивного буклета.
2.Правила работы с интерактивной доской
Требования к созданию презентационных материалов и их демонстрации
В том числе практических занятий
1. Знакомство с функциями программы Smart Notebook
2. Подбор содержания интерактивного буклета по привлечению населения к
ЗОЖ
3. Проведение консультации по ЗОЖ с применением интерактивного буклета
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать интерактивный буклет для определенной возрастной группы по
привлечению к ЗОЖ
2.Разработать памятку на тему «Виды двигательной активности для сохранения
здоровья»
Раздел 3
Способы привлечения населения к здоровому образу жизни
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Мотивация
1.Способы привлечения взрослого населения к здоровому образу жизни.
взрослого населения Ведущие мотивы сохранения здоровья и их формирование у разных
к здоровому образу
возрастных групп населения
жизни
2.Современные способы повышения мотивации в трудовых коллективах к
ЗОЖ
Тимбилдинг как средство повышения работоспособности работников в
коллективе
3.Особенности работы по здоровьесбережению с лицами зрелого возраста
Организация работы групп здоровья, институтов третьего возраста
физкультурно-оздоровительной направленности
В том числе практических занятий
1. Разработка сценария и проведение спортивно-массового мероприятия (по
типу тимбилдинга)
Самостоятельная работа обучающихся
1. Конспект по теме «Материальные и нематериальные способы
мотивирования работников к здоровому образу жизни
2. Подбор заданий для проведения тимбилдинга
Тема 3.2. Оценка
Содержание учебного материала
проведения
консультации по
ЗОЖ
2
6
2
2
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК1.3, ПК1.4,
ПК2.1, ПК2.2,
ПК2.4, ПК2.5,
ПК3.2, ПК3.3
2
4
2
2
16
12
2
2
2
ОК 1, ОК2,
ОК3, ОК4, ОК6,
ОК7, ОК8,
ОК12
ПК 2.1, ПК2.2,
ПК2.3, ПК2.4,
ПК2.5, ПК2.6,
ПК3.1, ПК3.2,
ПК3.3
2
2
4
2
2
4
ОК 1, ОК4,
9
Диагностика функциональных систем. Методы опроса
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить схему «Критерии оценки функционального состояния организма
при регулярных занятиях физической культурой»
Промежуточная аттестация
ВСЕГО
эффективности
занятий физической
культурой
2
2
2
ОК5, ОК8, ОК9
69 ч.
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
1. Кабинет теории и истории физической культуры, оснащенный оборудованием: доской
учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими
средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным
проектором).
2. Мастерская по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», оснащенная
следующим оборудованием:
умные весы;
умные тонометры;
умный браслет onetrak c030 pulse;
планшет;
проектор с креплением короткофокусный;
интерактивная доска с интерактивным лотком;
автоматизированное рабочее место участника.
Для организации смешанного обучения и самостоятельной работы студентов с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
используется платформа Moodle и GoogleClass.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Основы здорового образа жизни в образовательной организации : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Зайцев [и др.] ; под общей
редакцией А. А. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
– 137 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13378-3. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/458711 (дата обращения:
21.05.2020)
2. Петряков, П. А. Проектное обучение основам здорового образа жизни : учебное
пособие для среднего профессионального образования / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова.
– 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08556-3. – Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453589 (дата обращения: 21.05.2020).
3. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и
практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. – Москва : Издательство Юрайт,
2020. – 324 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02346-6. – Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450299 (дата обращения: 21.05.2020).
3.2.2. Электронные издания
1. Влияние занятий физической культурой и спортом на производительность
труда
[Сайт]
–
URL:
http://www.производительность
труда.
рф/informacia/vcelom77vsehslucaemsnizeniaproduktivnostitrudarabotnikovtakilii
nacesvazanysozdorovm. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение :
электронные
Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная
организация
здравоохранения,
[Сайт]
–
URL:
https://www.gnicpm.ru/UserFiles/Rekomendacii%20voz.pdf (дата обращения – 17.05.2020). –
Текст. Изображение : электронные
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической
культуры и спорта". [Сайт] – URL: http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start. (дата
обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные
2.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и
практикум для вузов / Н. А. Корягина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 225 с. –
(Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11562-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456270 (дата обращения: 21.05.2020).
2. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. Д.
Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 193 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00242-3. –
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450965 (дата
обращения: 21.05.2020).
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
ценности
здоровья
и
составляющие здорового образа
жизни;
значение физической культуры в
жизнедеятельности человека; и
сохранении здоровья;
основные требования к уровню
психофизической подготовки к
конкретной профессиональной
деятельности;
Критерии оценки
Методы оценки
Понимание
ценности тестирование;
здоровья и составляющих
здорового образа жизни
Определение
значения
физической культуры с
учетом профессии
Правильность
определения требований к
уровню психофизической
подготовки к конкретной
профессиональной
деятельности;
специфику
физкультурно- Правильность
оздоровительной
работы
с определения специфики
людьми зрелого возраста;
физкультурнооздоровительной работы с
людьми зрелого возраста
способы мотивации взрослого
населения к здоровому образу
жизни
структура
построения
консультационного процесса;
преимущества ведения здорового
образа жизни и пользу занятий
спортом;
тестирование;
заполнение форм;
оценка
результатов
самостоятельной работы
(докладов,
рефератов,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.)
Полнота
объема
и письменный/устный
точность выбора способа опрос;
мотивации в зависимости
от возрастной группы
населения
Правильность построения письменный/устный
консультационного
опрос;
процесса
Понимание
пользы тестирование;
занятий
спортом
в
ведении здорового образа
жизни
Понимание
специфики заполнение форм;
работы с современными
цифровыми устройствами
специфика
работы
с
современными устройствами по
здоровьесбережению
(умные
устройства);
особенности взаимодействия с Определение
способа оценка
результатов
разными возрастными группами взаимодействия
в самостоятельной работы
населения
зависимости от возраста
(докладов,
рефератов,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.)
Предложенные задачи
оценка демонстрируемых
Умения:
построение и проведение
мероприятий конкретны,
умений,
выполняемых
физкультурно-оздоровительных
учитывают факторы
действий,
занятий и спортивно-массовых
влияния на организм.
мероприятий с населением;
проведение
и
выстраивание Принципы и способы
анализ форм для
консультации по здоровому планирования учитывают заполнения
13
образу жизни в логической
последовательности;
осуществлять отбор средств,
методов
и
приемов
в
зависимости от выявленных
рисков и угроз возникновения
соматических заболеваний при
нарушении правил здорового
образа жизни;
разрабатывать материал для
выступления, который может в
дальнейшем
самостоятельно
использовать
клиент
для
поддержания своего здоровья
производить обработку данных
клиента,
полученных
с
цифровых устройств (умных
помощников)
планирование
физкультурнооздоровительной
работы
с
разными группами населения;
форму проведения
Подбор упражнений
основывается на
поставленных задачах
защита отчетов по
практическим занятиям
Подобранный материал
соответствует
требованиям к форме его
представления
оценка демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий,
Анализ данных
соответствует эталону
анализ форм для
заполнения
Осуществляет
планирование в
соответствии с заданными
условиями
Подбор средств и методов
способствует
удовлетворению
потребности человека в
рациональном
использовании
свободного времени
защита отчетов по
практическим занятиям
методы и средства оздоровления
для самокоррекции здоровья
различными
формами
двигательной
деятельности,
удовлетворяющими потребности
человека
в
рациональном
использовании
свободного
времени
демонстрировать и разъяснять Осуществляет
преимущества ведения здорового демонстрацию, соблюдая
образа жизни и пользу занятий требования
физической культуры и спортом
оценка демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий,
оценка демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий
14