ОП.В.13 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. В.13. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской
деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01
Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Кузнецова М.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ

И

ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ
11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к
вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной
образовательной программы по специальности СПО 49.02.01 «Физическая культура».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в
колледже (выполнение реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ) и в
будущей профессиональной деятельности (диагностика уровня обученности и
воспитанности учащихся, обобщение передового и собственного опыта работы, разработка
методических рекомендаций по тем или иным вопросам).
Задачи:
1)
вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую
формированию и развитию профессиональных компетенций и творческих способностей,
необходимых для последующей работы в системе образования;
2)
формировать представления студентов о методах организации и проведения опытнопоисковой работы;
3)
развивать умения студентов, необходимые для проведения исследовательской работы
и повышения качества подготовки специалистов.
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 1
психолого− планировать
исследовательскую - методы
ОК 2.
педагогического исследования;
работу;
4

ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.

− определять понятийный аппарат - содержание основных понятий
и категорий научного поиска;
исследования;
к
− определять
основополагающую - требования
исследовательской работе, к
проблему,
цель
и
задачи
оформлению
результатов
исследования;
исследования.
− осуществлять поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного
развития;
− фиксировать и сохранять
исследовательский материал;
− представить
результаты
исследования в установленной форме
с
использованием
электронной
презентации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

18

практические занятия

14

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация в форме дифзачета

2

0

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно–исследовательской деятельности»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Раздел 1. Наука и научное исследование
Тема 1. Введение в
Содержание учебного материала
научное исследование
Наука и научное познание. Виды наук. Планирование научного исследования.
Этапы научного исследования.
Раздел 2. Педагогическая наука
Тема 2.1 Особенности
Содержание учебного материала
педагогического
Выбор темы и определение проблемы. Актуальность педагогического
исследования
исследования. Компоненты актуальности. Формулировка темы, проблемы, целей и
задач.
Тема 2.2 Обзор
Содержание учебного материала
периодических
Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с
педагогических изданий бумажными и электронными носителями.
В том числе практических занятий
1. Представление статьи из периодических изданий по изучаемой
специальности/теме исследования
Самостоятельная работа обучающихся
1. Аннотирование специализированного педагогического журнала или газеты/
Представление профессиональных блогов и сообществ.
Поиск е в сети Интернет материалов по теме проводимого исследования с помощью
стандартных поисковых систем и с помощью сайтов научных библиотек и
каталогов. Сравнение результатов поиска, описание различий.
Раздел 3. Методы исследования психолого-педагогических проблем
Тема 3.1 Методы
Содержание учебного материала

Объем
в часах

2
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1.
ОК 9.

2
6
2
2

ОК 1.
ОК 2.
ПК 3.4.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 3.2.
ПК 3.4.

4

2

2

8
4

ОК 2.
ОК 4.

6

учебноисследовательской
деятельности

Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и
задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка, проведение и обработка анкеты
Тема 3.2 Методы
Содержание учебного материала
исследования в сфере
Характеристика методов исследования в физической культуре и спорте.
физической
Эмпирические методы. Педагогическое наблюдение, хронометрирование.
культуры
Метод экспертной оценки. Метод опроса. Контрольные испытания (тестирование).
Задачи тестирования в физической культуре и спорте. Критерии выбора тестов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Конспектирование методов исследования в сфере физической культуры
Раздел 4. Технология учебно-исследовательской деятельности студентов
Тема 4.1 Структура
Содержание учебного материала
исследовательской
Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление
работы студентов
исследовательской работы: нумерация страниц и глав; порядок оформления таблиц,
графического материала, формул. Филологическое сопровождение оформления
научной работы.

2

Тема 4.2 Методология
исследовательской
работы студентов

4
2
2

Тема 4.2 Технология
написания частей
реферативной работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Содержание учебного материала
Постановка целей и задач. Определение методологии исследования
Самостоятельная работа обучающихся
1.Определение методологии исследования /заполнение индивидуального плана
исследовательской деятельности
Содержание учебного материала
Структура учебного реферата. Критерии оценки учебного реферата. Оформление
найденных интернет-материалов в соответствии с требованиями ГОСТ.
В том числе практических занятий
1.Технология написания введения
2.Технология написания основной части
3.Технология написания заключения
4.Особенности оформления источников
5.Требование к презентации работы
6.Структура защитной речи

ОК 5.
ПК 3.4.

2
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 3.2.

4
2

2
26
2
2

20

12
2
2
2
2
2
2

ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ПК 3.2.
ПК 3.3
ПК 3.4.

ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 3.2.
ПК 3.3
ПК 3.4.

7

Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание введения.
2.Написание параграфа
3.Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление
ссылок на литературные источники.
4.Презентация реферативной работы (введение)
Раздел 5. Организация исследовательской опытно-практической, опытно-экспериментальной и
проектной работы студентов
Тема 5.1 Особенности
Содержание учебного материала
написания курсовой
Структура курсовой работы. Требования к оформлению и защите курсовой работы.
работы
Тема 5.2 Особенности
Содержание учебного материала
написания выпускной
Структура выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению и
квалификационной
защите выпускной квалификационной работы. Организация исследовательской
работы
выпускной квалификационной работы студентов
Зачет
Всего

8
2
2
2
2
4
2
2
2
2

ОК 2.
ПК 3.2.
ПК 3.3
ПК 3.2.
ПК 3.3
ПК 3.4.

2
48

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.:
КноРус. 2020. - 328 с. - ISBN: 978-5-406-07660-6. - Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1. Байбородова, Л.В., Чернявская, А.П. Методология и методы научного
исследования. Учебное пособие.— М.: Юрайт. 2018. - 222 с. - ISBN 978-5-87555-985-3. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата
обращения: 31.04.2020).
2. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата
и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. - ISBN 978-5-534-07187-0. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения:
31.04.2020).
3. Дрещинский, В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.:
Юрайт. 2019. - 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата
обращения: 31.04.2020).
4. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Publications/Libraries_1/ –Каталог научных
библиотек
5. http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей), доступен в
научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89)
6. http://www.scintific.narod.ru – каталог научных ресурсов
7. http://list.mail.ru/10177/1/0_1_0_1.html каталог научных журналов
8. http://ecologysite.net/ –каталог экологических сайтов
9. http://ecoportal.ru/katal.php –тематический каталог ссылок по экологии
10. http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров)
11. http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова
12. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
13. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
14. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН
15. http://www.lib.pu.ru/RU/ –Научная библиотека Санкт-Петербургского
государственного университета
16. http://nbmgu.ru/ –Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
17. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека
18. http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека
19. http://www.benran.ru/el_jur.htm - Электронные научные журналы
3.2.3 Дополнительные источники
1. Борикова, Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную
квалификационную работу. - М. 2002. – 96с. - ISBN 978-5-7695-7579-2.- Текст:
непосредственный.
9

2. Бережнова, Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008. – 128с. ISBN 5-7695-2919-9. - Текст: непосредственный.
3. Добреньков, В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное
пособие / В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009. - 276с. - 978-5-98227-5998. - Текст: непосредственный.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. - ISBN 5-7695-2146-5. - Текст:
непосредственный.
5. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ
высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный.
6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления
/И.Н.Кузнецов. М.,2006. - 460 с. - ISBN 5-94798-904-2. - Текст: непосредственный.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет.
Результаты обучения
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен знать:
- методы
психологопедагогического
исследования;
- содержание
основных
понятий
и
категорий
научного поиска;
- требования
к
исследовательской работе, к
оформлению
результатов
исследования.
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
− планировать
исследовательскую работу;
− определять
понятийный
аппарат исследования;
− определять
основополагающую
проблему, цель и задачи
исследования;
− осуществлять поиск, анализ
и
оценку
информации,
необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития;
− фиксировать и сохранять
исследовательский
материал;
− представить
результаты
исследования
в
установленной форме с
использованием
электронной презентации.

Критерии оценки

Методы оценки

- традиционная система отметок
в
баллах
за
каждую
выполненную работу;
- накопительная система баллов,
на основе которой выставляется
итоговая отметка;
зачет:
заполненный
индивидуальный
план
исследовательской
деятельности,
написанное
введение,
презентация
по
введению, итоговая отметка за
семестр,
черновой
вариант
реферата.

- устный опрос,
- тестирование,
контрольные
работы,
практические
задания,
- домашнее задание
творческого
характера.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».