МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма
Екатеринбург
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 г. № 1355.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской
области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик:
Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
21
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Теория и история физической культуры
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.10 Теория и история физической культуры является обязательной
частью общепрофессионального учебного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Учебная дисциплина ОП.10 Теория и история физической культуры обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
1. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным
программам.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по дополнительным
образовательным программам в области физической культуры.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания.
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические
материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального
государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных
программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
4
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта» является
изучение причин и механизмов генезиса физической культуры и спорта, закономерностей и
специфических принципов их развития; вооружение студентов историческими знаниями,
позволяющими использовать их в педагогической практике своей будущей специальности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3.1
• ориентироваться в истории и
тенденциях развития физической
культуры и спорта;
• использовать знания истории
физической культуры и спорта в
профессиональной деятельности, в
том числе при решении задач
нравственного и патриотического
воспитания
обучающихся,
повышения интереса к физической
культуре и спорту;
• правильно
использовать
терминологию
в
области
физической культуры;
• оценивать постановку цели и
задач, определять педагогические
возможности
и
эффективность
применения различных методов,
приемов,
методик,
форм
физического воспитания;
• находить
и
анализировать
информацию по теории и истории
Знания
• понятийный аппарат теории
физической культуры и спорта, в
том числе взаимосвязь основных
понятий;
• историю становления и развития
отечественных и зарубежных систем
физического
воспитания
и
спортивной подготовки;
• историю
международного
спортивного движения;
• современные
концепции
физического воспитания;
• средства
формирования
физической культуры человека;
• механизмы и средства развития
личности в процессе физического
воспитания;
• мотивы занятий физической
культурой, условия и способы их
формирования и развития;
• принципы, средства, методы,
формы организации физического
5
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
физической культуры, необходимую
для решения профессиональных
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития.
воспитания
в
организациях
основного
и
дополнительного
образования;
• дидактические и воспитательные
возможности различных методов,
средств и форм организации
физического воспитания детей и
подростков;
• основы
теории
обучения
двигательным действиям;
• теоретические основы развития
физических качеств;
• особенности
физического
воспитания
дошкольников,
учащихся,
подростков
и
обучающихся в образовательных
организациях;
• особенности
физического
воспитания
обучающихся
с
ослабленным
здоровьем,
двигательно одаренных детей, детей
с
особыми
образовательными
потребностями,
девиантным
поведением;
• сущность и функции спорта;
• основы спортивной тренировки и
процесса спортивной подготовки;
• основы
оздоровительной
тренировки;
• проблемы
и
пути
совершенствования
организации
физического
воспитания
в
образовательных организациях.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы
165
в том числе:
теоретическое обучение
88
практические занятия
22
контрольная работа
Самостоятельная работа
55
Промежуточная аттестация экзамен 4 семестр
6
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Теория и история физической культуры
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Раздел 1. Общие основы теории физической культуры
Тема 1.1. Система
Содержание учебного материала
физического воспитания
1.Понятийный аппарат теории физической культуры и спорта,
взаимосвязь основных понятий
Основные понятия теории физической культуры и спорта. Цель, задачи
физического воспитания
2.Структура системы физического воспитания
Общие социально-педагогические принципы системы физического
воспитания
В том числе практических занятий
1.Построение структуры системы физического воспитания в Российской
Федерации
Самостоятельная работа обучающихся
1.Построение схемы системы управления физической культурой и
спортом своего района или города
Тема 1.2. Средства
Содержание учебного материала
формирования
1.Средства физического воспитания
физической культуры
Физическое упражнение как основное средство физического воспитания.
личности
Вспомогательные средства: естественные силы природы, гигиенические
факторы. Классификация физических упражнений
2.Техника физического упражнения
Понятие о технике физического упражнения, структура техники, виды
техники, критерии эффективности техники.
В том числе практических занятий
1.Классификация физических упражнений
Объем в
часах
32
8
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1, 2, 3, 9, 10, 11
ПК 1.2, 1.3, 2.1,
2.2, 3.1, 3.2
2
2
2
2
2
8
2
ОК 1, 4, 5, 6, 8, 9,
10
ПК 2.1, 2.2, 2.4,
2.5, 2.6, 3.1, 3.2,
3.3, 3.4
2
2
2
8
Тема 1.3. Методы
формирования
физической культуры
личности
Тема 1.4. Принципы
физического воспитания.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выделение основных составляющих техники физического упражнения
Содержание учебного материала
1.Методология обучения в процессе физического воспитания
Понятия: метод, методический прием, методический подход,
методическое направление, методика. Методы использования слова,
наглядные методы
2.Классификация методов обучения в физическом воспитании
Общепедагогические (методы использования слова, наглядный метод) и
специфические (целостный, частично-регламентированный, игровой и
соревновательный) методы обучения в физическом воспитании.
3.Методы развития физических качеств
Равномерный, переменный, интервальный, повторный методы, метод
круговой тренировки
В том числе практических занятий
1.Характеристика методических приемов и примеры их использования в
процессе физического воспитания.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка комплексов физических упражнений, выполняемых
методом круговой тренировки
Содержание учебного материала
1.Общепедагогические и специфические принципы физического
воспитания
Классификация дидактических принципов. Общая характеристика
принципов сознательности и активности, систематичности, наглядности,
доступности и индивидуализации, последовательности и постепенности.
Специфические
принципы
физического
воспитания:
принцип
непрерывности процесса физического воспитания, принцип системного
чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания
развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптированного
сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения
занятий, принцип возрастной адекватности направлений физического
воспитания. Основные требования и правила реализации дидактических
принципов с работе с различными контингентами.
2
2
10
2
ОК 1, 2, 3, 6, 9, 10
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
2.1, 2.2, 3.1, 3.2
2
2
2
2
2
2
4
2
ОК 1,9, 10
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
3.1, 3.2
9
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написать специальные методические приемы, способствующие
повышению сознательности и активности в физическом воспитании.
Содержание учебного материала
Взаимосвязь физического воспитания с умственным, нравственным,
эстетическим, трудовым, патриотическим воспитанием.
Тема 1.5. Связь
физического воспитания
с другими видами
воспитания
Раздел 2. Теоретические основы обучения двигательному действию и развитие физических
качеств
Тема 2.1. Основы теории
Содержание учебного материала
обучения двигательным
1.Понятие о двигательных умениях и навыках,
действиям
Механизмы формирования двигательного навыка, вариативность и
пластичность навыка. Признаки умений и навыков. Явление переноса
навыков. Двигательные умения и навыки высшего порядка. Создание
полноценного представления об изучаемом движении по каждой
основной опорной точке (ООТ).
2.Этапы обучения двигательным действиям
Предпосылки эффективного обучения двигательным действиям, этапы
обучения двигательным действиям, цели и задачи каждого из этапов,
способы предупреждения и устранения ошибок. Средства и методы
обучения на каждом этапе.
В том числе практических занятий
1.Разработка программы обучения двигательному действию по
основным опорным точкам.
2.Подбор к этапам обучения конкретному двигательному действию
соответствующих средств и методов обучения
Самостоятельная работа обучающихся
1.Раскрыть признаки двигательного навыка
2.Описать закономерности формирования двигательного навыка.
Тема 2.2. Теоретические
Содержание учебного материала
основы развития
1.Общая характеристика развития физических качеств
физических качеств
Понятие о физических способностях и двигательных качествах человека,
взаимосвязь понятий. Факторы, влияющие на развитие физических
способностей человека.
2
2
2
2
ОК 1,9, 10
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
3.1, 3.2
28
12
2
ОК 2,3,4,6
ПК 1.3, 1.4, 1.5,
2.4,2.5,2.6
2
4
2
2
4
2
2
16
2
ОК 1, 2, 3, 4, 5, 9,
10
ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2
10
2.Средства и методы развития физических качеств
Понятие о силовых способностях, факторы, обеспечивающие развитие и
проявление силовых способностей, средства и методы развития. Понятие
о быстроте, факторы, обеспечивающие развитие и проявление быстроты,
средства и методы развития. Понятие о ловкости, факторы,
обеспечивающие ее развитие и проявление, средства и методы
воспитания. Понятие о гибкости, факторы, обеспечивающие развитие и
проявление гибкости, средства и методы развития. Понятие о
выносливости, факторы, обеспечивающие развитие и проявление
выносливости, средства и методы развития. Сенситивные периоды
развития физических качеств.
3.Системы мониторинга физической подготовленности школьников
Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские
состязания». Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов
к труду и обороне». Мониторинг физической подготовленности
обучающихся в образовательных организациях. Содержание систем и
тесты, используемые для оценки физической подготовленности.
В том числе практических занятий
1.Разработка программы развития физического качества в соответствии с
заданными условиями.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор методик для определения уровня развития силы с учетом
возраста
2.Подбор методик для определения уровня развития быстроты с учетом
возраста
3.Подбор методик для определения уровня развития ловкости с учетом
возраста
4.Подбор методик для определения уровня развития гибкости с учетом
возраста
5.Подбор методик для определения уровня развития выносливости в
избранном виде спорта
Раздел 3. Особенности физического воспитания дошкольников, учащихся, подростков и
обучающихся в образовательных организациях
Тема 3.1. Физическое
Содержание учебного материала
2
2
2
2
8
2
2
1
1
2
36
10
ОК 1,9, 10
11
воспитание в разных
видах образовательных
организаций
1.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Периоды дошкольного возраста. Средства физического воспитания детей
раннего
и
дошкольного
возраста
(физические
упражнения,
оздоровительные силы природы и гигиенические факторы). Формы
организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и
дошкольного возраста.
2.Физическое воспитание детей школьного возраста.
Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания
детей школьного возраста. Возрастание особенностей физического
развития и физической подготовленности детей школьного возраста.
Средства физического воспитания детей школьного возраста. Физическое
воспитание детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
3.Физическое воспитание в профессиональных образовательных
организациях
Значение и задачи содержание и функции физической культуры студентов
в структуре профессионального образования. Программно-нормативное,
организационное и ресурсное обеспечение физкультурного образования
студентов. Формы организации занятий физическими упражнениями со
студентами в высших учебных заведениях. Особенности методики занятий
физическими упражнениями в учебных отделениях вуза. Физическая
культура в быту студентов и каникулярное время.
В том числе практических занятий
1. Особенности физического воспитания в разные возрастные периоды
школьного обучения на примере программ В.И. Ляха
Самостоятельная работа обучающихся
1.Раскрыть методические особенности физического воспитания детей
дошкольного возраста.
2.Изучить анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности детей младшего, подросткового и старшего школьного
возраста
Тема 3.2. Особенности
Содержание учебного материала
физического воспитания
1.Современные концепции физического воспитания
детей школьного возраста Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
1
ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2
2
1
2
2
4
2
2
14
2
ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8,
9, 10, 11
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 1.5, 2.3, 3.1,
12
Тема 3.3. Особенности
физического воспитания
обучающихся с
ослабленным здоровьем,
основные общеобразовательные программы (утверждена 24.12.2018)
2.Формы построения занятий в физическом воспитании
школьников
Общая характеристика форм построения занятий. Классификация форм
занятий физическими упражнениями. Содержание и построение занятий
урочного типа. Формы физического воспитания в общеобразовательной
школе.
Характеристика
неурочных
форм
(малые,
крупные,
соревновательные). Классификация внеурочных занятий. Физическое
воспитания в семье.
3.Урок как основная форма физического воспитания школьников
Классификация уроков (типы, виды, разновидности) по целевой
направленности, по предметному содержанию, по преимущественному
решению задач, по ФГОС. Особенности методики проведения уроков в
малокомплектной школе.
4.Организация физического воспитания в учреждениях
дополнительного образования
Принципы, средства, методы и формы физического воспитания в
организациях дополнительного образования
5.Проблемы и пути совершенствования организации физического
воспитания в общеобразовательных организациях
Средства и методы повышения двигательной активности школьников (в
рамках третьего часа физической культуры). Современные системы
физического
воспитания
школьников
(фитнес-технологии).
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Анализ нормативных документов для организации физического
воспитания в общеобразовательной школе
2.Подготовка доклада по теме «Дидактические и воспитательные
возможности средств физического воспитания детей и подростков».
Содержание учебного материала
Медицинские группа по здоровью и их характеристика. Основные задачи
физического воспитания детей, отнесенных к группам по здоровью.
Рекомендации по организации физического воспитания детей с
ослабленным здоровьем. Особенности физического воспитания спортивно-
3.2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
ОК 1,5,8, 9, 10,11
ПК 1.1, 1.3, 2.1,
2.2, 3.1, 3.2, 3.3,
3.4
13
одаренных школьников. Задачи физического воспитания детей с особыми
образовательными потребностями, девиантным поведением.
Самостоятельная работа обучающихся
Раскрыть способы организации деятельности на уроке физической
культуры с временно освобожденными от практических видов
деятельности учащимися
Тема 3.4. Мотивы
Содержание учебного материала
занятий физической
1.Понятия «мотив» и «мотивация»
культурой, условия и
Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения.
способы их
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.
формирования и
2.Условия и способы формирования мотивации
развития
Мотивация в сфере физической культуры и спорта. Структура
мотивационной сферы человека. Исследования, посвященные изучению
мотивации в занятиях физической культуры учащейся молодежи.
3.Проблемы повышения мотивации обучающихся на уроках
физической культуры в разные возрастные периоды
Ведущие мотивы занятий физической культурой в разные возрастные
периоды.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор средств и методов для повышения мотивации обучающихся на
уроке физической культуры
Раздел 4. Сущность и функции спортивной и оздоровительной тренировки
Тема 4.1. Основы
Содержание учебного материала
оздоровительной
1.Содержательные основы оздоровительной физической культуры
тренировки
Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы
оздоровительной тренировки. Влияние физической активности на
здоровье и самочувствие. Основные направления в системе
оздоровительной физической культуры: оздоровительно-рекреативная
физическая культура; оздоровительно-реабилитационная физическая
культура;
спортивно-реабилитационная
физическая
культура;
гигиеническая физическая культура
2.Основы построения оздоровительной тренировки.
Примерный недельный объем двигательной активности для людей разного
возраста. Содержание и методика оздоровительных занятий. Составление
двигательно одаренных
детей, детей с особыми
образовательными
потребностями,
девиантным поведением
2
2
10
2
ОК 1,5,8, 9, 10
ПК 1.1, 1.2, 1.3,
1.4, 2.1, 2.2, 2.3,
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
2
2
2
36
14
2
ОК 1,5,8, 9, 10
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 3.1, 3.2,
3.3,3.4
2
14
Тема 4.2. Основы
спортивной тренировки и
процесса спортивной
подготовки
индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных
воздействий.
3.Характеристика средств оздоровительной направленности
Характеристика
направленно-оздоровительных
физкультурноспортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие,
активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые,
групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения
(в закрытом помещении, на открытом воздухе).
Характеристика средств специально оздоровительной направленности:
оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на
лыжах, езда на велосипеде.
Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем:
аэробика,
щейпинг,
калланетика,
гидроаэробика,
бодифлекс,
дыхательная гимнастика, гидроаэробика.
4.Оценка состояния здоровья и физической подготовленности
занимающихся оздоровительной физической культурой.
Эффективность тренировочных воздействий. Контроль и самоконтроль за
нагрузкой на занятиях оздоровительной направленности.
В том числе практических занятий
1. Программа физкультурно-оздоровительных занятий для взрослого
населения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Доклад по теме «Средства оздоровительной направленности» (на
выбор студента)
2.Подбор функциональных проб для занимающихся оздоровительной
физической культурой и методика их проведения.
Содержание учебного материала
1.Сущность и функции спорта
Спорт в системе физической культуры Основные понятия, относящиеся
к спорту. Классификация видов спорта. Функции спорта. Основные
направления в развитии спортивного движения
2.Спортивная тренировка
Цели и задачи спортивной тренировки. Средства спортивной
тренировки. Методы спортивной тренировки. Принципы спортивной
2
2
2
2
4
2
2
22
2
ОК 2, 3, 4, 5, 6
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 3.1,
3.2, 3.3
2
15
тренировки.
3.Построение спортивной тренировки
Структура спортивной тренировки: микро-, мезо- и макроциклы
тренировочного процесса. Основы периодизации спортивной тренировки
4.Основные стороны спортивной подготовки
Спортивно-техническая подготовка; спортивно-тактическая подготовка;
физическая подготовка; психическая подготовка. Тренировочные и
соревновательные нагрузки.
5.Технология планирования в спорте
Сущность и назначение планирования, его виды. Годовой план, его
содержание и методика составления. Контроль в подготовке
спортсменов. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов
6.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки
Цель и задачи спортивного отбора. Разновидности отбора в спорте.
Двигательная
(спортивная)
одаренность.
Наследственная
обусловленность двигательных способностей и факторов, определяющих
спортивную
работоспособность.
Поиск
спортивных
талантов.
Стабильность и прогнозирование двигательных способностей.
В том числе практических занятий
1. Годичный план подготовки спортсмена (на примере избранного вида
спорта)
Самостоятельная работа обучающихся
1.Перечисление средств спортивной тренировки в избранном виде
спорта
2.Заполнение таблицы «Классификация нагрузок и характеристика
отдельных зон интенсивности»
3.Составление кластера по теме «Спортивная тренировка»
4.Анализ модели-схемы построения многолетней подготовки
спортсменов
Раздел 5. Общая характеристика истории физической культуры
Тема 5.1. История
Содержание учебного материала
становления и развития
1.Физическая культура Древнего Мира
зарубежных систем
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории
физического воспитания
первобытнообщинного строя. Развитие физической культуры в Древней
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
33
8
2
ОК 1, 3, 5, 8, 9, 10,
11
ПК 1.1, 1.2., 1.3.,
2.1, 2.2, 3.1, 3.2
16
и спортивной подготовки
Тема 5.2. История
становления и развития
отечественной системы
физического воспитания
и спортивной подготовки
Тема 5.3. История
международного
Греции, Древнем Риме.
2.Физическая культура и спорт в средние века
Рыцарская система. Развитие педагогических идей физического
воспитания в эпоху Возрождения.
3.ФК и спорт в западной Европе в новое время (19- нач. 20 вв.)
Национальные гимнастические системы Создание спортивных клубов и
развитие отдельных видов спорта.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание эссе «Почему учителю физической культуры необходимы
знания истории физической культуры?»
Содержание учебного материала:
1.Зарождение физической культуры у народов России.
Физические упражнения, игры в народном быту. Введение физического
воспитания в учебные заведения.
2.Становление и развитие основ отечественной физической
культуры в конце XIX - в начале XX вв.
Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до
1917 г. Создание и развитие советской системы физической культуры
в период до Великой Отечественной войны. Физическая культура и
спорт в СССР в годы Великой Отечественной войны. Физическая
культура в СССР после Великой Отечественной войны.
3.Зарождение и развитие современных видов спорта.
Становление и развитие советской системы физического воспитания и
спорта. Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО»
В том числе практических занятий
Основные показатели развития физической культуры в России до конца
XX века
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение о развитии одного из современных видов спорта
в России
2.Законспектировать основные идеи в области физической культуры: Петр
1, Ломоносов, Радищев, Пирогов, Лесгафт.
Содержание учебного материала
1.Международное спортивное олимпийское движение.
2
2
2
2
12
2
2
ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8,
9, 10,11
ПК 2.1, 2.2, 2.3,
2.4, 3.1, 3.2, 3.3,
3.4
2
2
2
4
2
2
13
2
ОК 1,9, 10,11
ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2
17
спортивного и
олимпийского движения
Экзамен
ВСЕГО
Этапы возрождения олимпийских идей в обществе. Возникновение
Международного Олимпийского движения и Олимпийской хартии.
2.Возрождение Олимпийских игр
Сущность концепции олимпизма Пьера де Кубертена.
3.Олимпийские игры современности
Летние и зимние олимпийские игры.
В том числе практических занятий
1.Сравнительный анализ олимпийских игр современности
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание мультимедийной презентации о летних (зимних) Олимпийских
играх.
2. Создание мультимедийной презентации о спортсменах России.
2
2
2
2
5
3
2
6
165 ч.+6
18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя,
столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного
дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером,
средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Алхасов, Д.С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум /
Д.С. Алхасов. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с. – Библиогр.: с. 188-191. – 100 экз. – ISBN 978-5534-06071-3. – Текст : непосредственный
2. История физической культуры: учебник / С.Н. Комаров. К.А. Цатурова, Ю.Ф.
Курамшин и др.; под ред. С.Н. Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 239
с. – Библиогр.: с. 236. – 1200 экз. – ISBN 978-5-7695-9565-3. – Текст : непосредственный
3. Пельменев, В. К. История физической культуры : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. К. Пельменев, Е. В. Конеева. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 184 с. – Библиогр.: с. 182-183. – ISBN 978-5-53413023-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/448720 (дата
обращения: 10.05.2020).
4. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад :
учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.Н. Германов, А.Н.
Корольков, И.А. Сабирова, О.И. Кузьмина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 793 с. –
Библиогр.: с. 790-792. – ISBN 978-5-534-10350-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
– URL: https://urait.ru/bcode/442509 (дата обращения: 10.05.2020).
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник /
Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496 с. –
Библиогр.: с. 494-495. – 2000 экз. – ISBN 978-5-4468-7256-5 – Текст : непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1 Учебное пособие по истории физической культуры [Сайт]. - URL:
http://window.edu.ru/resource/686/22686/files/ifk.pdf -. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
2 Учебное пособие по теории физической культуры и спорта [Сайт]. - URL:
http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/1404/u_course.pdf - (дата обращения – 17.05.2020). – Текст.
Изображение : электронные
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бабушкин, Г.Д., Смоленцева, В.Н. Психология физической культуры и спорта:
учебник для высш. физкульт. учеб. заведений / Под ред. профессора Г.Д. Бабушкина,
профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с. – Библиогр.: с. 268. – 100
экз. – Текст : непосредственный
2. Бабушкин, Г.Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : учебное
пособие / Г.Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. – Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 304 с. –
Библиогр.: с. 296-299. – ISBN 978-5-4497-0035-3. – Текст : непосредственный
3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник /
И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 368 с.
Библиогр.: с. 366-367. – 1000 экз. – ISBN 978-5-406-04326-4. – Текст : непосредственный
4. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса
/ Ю.В. Верхошанский. – М. : Спорт, 2019. – 184 с., ил. – Библиогр.: с. 182-183. – 100 экз. –
ISBN 978-5-907225-03-9. –Текст : непосредственный.
5. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы
теории физической культуры : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 224 с. – (Высшее образование). –
ISBN 978-5-534-04492-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/453843 (дата обращения: 10.01.2021).
6. Голощапов, Б.Р. История физической культуры : учебник / Б.Р. Голощапов. – М.:
Академия, 2013. – 320 с. Библиогр.: с. 318-319. – 1000 экз. – – ISBN 978-5-7695-9667-4. –
Текст : непосредственный
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М. :
Спорт, 2020. – 200 с. – Библиогр.: с. 195-198. – 150 экз. – ISBN: 978-5-906132-49-9. – Текст :
непосредственный.
8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: АСТ,
1998. – 270 с. – Библиогр.: с. 267-268. – 10100 экз. – ISBN 978-5-237-00116-7 – Текст :
непосредственный
9. Семёнова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. И. Семёнова ; под научной редакцией И. В.
Еркомайшвили. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 106 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-11146-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/456983 (дата обращения: 10.01.2021).
10. Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика / под общей ред.
Ф.П. Суслов. – М. : Спорт, 2018. – 320 с. – Библиогр.: с. 315-318. – 100 экз. – ISBN 978-59500178-0-3. – Текст : непосредственный.
11. Таймазов, В.А. Петр Францевич Лесгафт: история жизни и деятельности / В. А.
Таймазов, Ю. Ф. Курамшин, А. Т. Марьянович. – Санкт-Петербург : Печ. двор, 2006. – 478 с.,
ил. – Библиогр.: с. 471-477. – 2000 экз. – ISBN 5-7062-0230-3 – Текст : непосредственный.
12. Теория и методика физической культуры : [учебник для вузов по направлению
521900 "Физическая культура", по специальности 022300 "Физическая культура и спорт" /
Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е
изд., стер. - Москва : Совет. спорт, 2010. - 463 с. : ил. ; 25 см. - Библиогр.: с. 453-456. - 1000
экз. - ISBN 978-5-9718-0431-4. – Текст : непосредственный
13. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы
современности / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин [и др.]. - Москва : Теория и
практика физической культуры и спорта, 2013. - 778, [1] с. : ил. ; 21 см. - Библиогр. в конце
разд. - 1000 экз. - ISBN 978-5-93512-067-2 – Текст : непосредственный
14. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М. :
Физкультура и спорт, 1987. – 128 с. – Библиогр.: с. 126-127. – 500 экз. – ISBN 978-5-95001780-3– Текст : непосредственный.
3.2.4. Периодические издания
1. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе»
2. Методический журнал «Спорт в школе»
3. Научно-практический журнал «Теория и практика физической культуры»
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
понятийный аппарат теории
физической культуры и спорта, в
том числе взаимосвязь основных
понятий;
историю становления и развития
отечественных и зарубежных
систем физического воспитания и
спортивной подготовки;
историю международного
спортивного движения;
современные концепции
физического воспитания;
средства формирования
физической культуры человека;
механизмы и средства развития
личности в процессе физического
воспитания;
мотивы занятий физической
культурой, условия и способы их
формирования и развития;
принципы, средства, методы,
формы организации физического
воспитания в организациях
Критерии оценки
Понимание истории и
тенденции развития
физической культуры и
спорта.
Методы оценки
письменный/устный опрос;
Понимание истории и
тенденции развития
физической культуры и
спорта.
Понимание истории и
тенденции развития
физической культуры и
спорта.
Понимание современных
концепций физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
письменный/устный опрос;
Систематизация средств,
методов и форм
физического воспитания,
спортивной и
оздоровительной
тренировки, их
дидактические и
воспитательные
возможности.
Систематизация средств,
методов и форм
физического воспитания,
спортивной и
оздоровительной
тренировки, их
дидактические и
воспитательные
возможности.
Полнота описания
мотивов занятий
физической культурой и
спортом, условия и
способы их
формирования и
развития.
Четкое формулирование
механизмов и средств
развития личности в
практическая работа
оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
практическая работа
оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
письменный/устный опрос;
21
основного и дополнительного
образования;
дидактические и воспитательные
возможности различных методов,
средств и форм организации
физического воспитания детей и
подростков;
основы теории обучения
двигательным действиям;
теоретические основы развития
физических качеств;
особенности физического
воспитания дошкольников,
учащихся, подростков и
обучающихся в образовательных
организациях;
особенности физического
воспитания обучающихся с
ослабленным здоровьем,
двигательно одаренных детей,
детей с особыми
образовательными
потребностями, девиантным
поведением;
сущность и функции спорта;
основы спортивной тренировки и
процесса спортивной подготовки;
основы оздоровительной
тренировки;
проблемы и пути
совершенствования организации
физического воспитания в
образовательных организациях.
Умения:
ориентироваться в истории и
процессе физического
воспитания и занятий
спортом.
Понимание современных
концепций физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
Понимание
теоретических основ
обучения в зависимости
от его этапа
Понимание
теоретических основ
развития физических
качеств
Аргументированность
анализа результатов
своей самостоятельной
работы по теме
(рефлексия).
Анализ особенностей
физического воспитания
обучающихся с
ослабленным здоровьем,
двигательно одаренных
детей, детей с особыми
образовательными
потребностями,
девиантным поведением.
Понимание современных
концепций физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
Понимание современных
концепций физического
воспитания, спортивной
и оздоровительной
тренировки
Систематизация средств,
методов и форм
физического воспитания,
спортивной и
оздоровительной
тренировки, их
дидактические и
воспитательные
возможности.
Оценка подготовленных
докладов, презентаций.
практическая работа
практическая работа
практическая работа
письменный/устный опрос;
письменный/устный опрос;
практическая работа
оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
письменный/устный опрос;
практическая работа
практическая работа
оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
22
тенденциях развития физической
культуры и спорта;
использовать знания истории
физической культуры и спорта в
профессиональной деятельности,
в том числе при решении задач
нравственного и патриотического
воспитания обучающихся,
повышения интереса к
физической культуре и спорту;
правильно использовать
терминологию в области
физической культуры;
оценивать постановку цели и
задач, определять педагогические
возможности и эффективность
применения различных методов,
приемов, методик, форм
физического воспитания;
находить и анализировать
информацию по теории и истории
физической культуры,
необходимую для решения
профессиональных
педагогических проблем,
повышения эффективности
педагогической деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития
действий,
Воспроизведение
понятийного аппарата
теории физической
культуры и спорта и
взаимосвязь основных
понятий.
решение ситуационных
задач
Анализ и оценка
разработанных
конспектов занятий.
Быстрота и точность
решения обучающимися
проблемных задач.
оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий,
защита отчетов по
практическим занятиям;
Оценка подготовленных
докладов, презентаций.
оценка заданий для
самостоятельной работы,
23