МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 49.02.01 Физическая культура Очная форма Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Сибагатулина С.А., преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Теория и история физической культуры 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.10 Теория и история физической культуры является обязательной частью общепрофессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура. Учебная дисциплина ОП.10 Теория и история физической культуры обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура. Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 1. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. ПК 1.4. Анализировать учебные занятия. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре. 2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по дополнительным образовательным программам в области физической культуры. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности. 3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания. ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания. Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 4 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта» является изучение причин и механизмов генезиса физической культуры и спорта, закономерностей и специфических принципов их развития; вооружение студентов историческими знаниями, позволяющими использовать их в педагогической практике своей будущей специальности. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, Умения ОК ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 3.1 • ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта; • использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания обучающихся, повышения интереса к физической культуре и спорту; • правильно использовать терминологию в области физической культуры; • оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания; • находить и анализировать информацию по теории и истории Знания • понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий; • историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки; • историю международного спортивного движения; • современные концепции физического воспитания; • средства формирования физической культуры человека; • механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания; • мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития; • принципы, средства, методы, формы организации физического 5 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития. воспитания в организациях основного и дополнительного образования; • дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации физического воспитания детей и подростков; • основы теории обучения двигательным действиям; • теоретические основы развития физических качеств; • особенности физического воспитания дошкольников, учащихся, подростков и обучающихся в образовательных организациях; • особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; • сущность и функции спорта; • основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки; • основы оздоровительной тренировки; • проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в образовательных организациях. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 165 в том числе: теоретическое обучение 88 практические занятия 22 контрольная работа Самостоятельная работа 55 Промежуточная аттестация экзамен 4 семестр 6 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Теория и история физической культуры Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Общие основы теории физической культуры Тема 1.1. Система Содержание учебного материала физического воспитания 1.Понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, взаимосвязь основных понятий Основные понятия теории физической культуры и спорта. Цель, задачи физического воспитания 2.Структура системы физического воспитания Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания В том числе практических занятий 1.Построение структуры системы физического воспитания в Российской Федерации Самостоятельная работа обучающихся 1.Построение схемы системы управления физической культурой и спортом своего района или города Тема 1.2. Средства Содержание учебного материала формирования 1.Средства физического воспитания физической культуры Физическое упражнение как основное средство физического воспитания. личности Вспомогательные средства: естественные силы природы, гигиенические факторы. Классификация физических упражнений 2.Техника физического упражнения Понятие о технике физического упражнения, структура техники, виды техники, критерии эффективности техники. В том числе практических занятий 1.Классификация физических упражнений Объем в часах 32 8 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1, 2, 3, 9, 10, 11 ПК 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 2 2 2 2 2 8 2 ОК 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 2 2 2 8 Тема 1.3. Методы формирования физической культуры личности Тема 1.4. Принципы физического воспитания. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выделение основных составляющих техники физического упражнения Содержание учебного материала 1.Методология обучения в процессе физического воспитания Понятия: метод, методический прием, методический подход, методическое направление, методика. Методы использования слова, наглядные методы 2.Классификация методов обучения в физическом воспитании Общепедагогические (методы использования слова, наглядный метод) и специфические (целостный, частично-регламентированный, игровой и соревновательный) методы обучения в физическом воспитании. 3.Методы развития физических качеств Равномерный, переменный, интервальный, повторный методы, метод круговой тренировки В том числе практических занятий 1.Характеристика методических приемов и примеры их использования в процессе физического воспитания. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка комплексов физических упражнений, выполняемых методом круговой тренировки Содержание учебного материала 1.Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания Классификация дидактических принципов. Общая характеристика принципов сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, последовательности и постепенности. Специфические принципы физического воспитания: принцип непрерывности процесса физического воспитания, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения занятий, принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Основные требования и правила реализации дидактических принципов с работе с различными контингентами. 2 2 10 2 ОК 1, 2, 3, 6, 9, 10 ПК 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 2 2 2 2 2 2 4 2 ОК 1,9, 10 ПК 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2 9 Самостоятельная работа обучающихся 1.Написать специальные методические приемы, способствующие повышению сознательности и активности в физическом воспитании. Содержание учебного материала Взаимосвязь физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым, патриотическим воспитанием. Тема 1.5. Связь физического воспитания с другими видами воспитания Раздел 2. Теоретические основы обучения двигательному действию и развитие физических качеств Тема 2.1. Основы теории Содержание учебного материала обучения двигательным 1.Понятие о двигательных умениях и навыках, действиям Механизмы формирования двигательного навыка, вариативность и пластичность навыка. Признаки умений и навыков. Явление переноса навыков. Двигательные умения и навыки высшего порядка. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точке (ООТ). 2.Этапы обучения двигательным действиям Предпосылки эффективного обучения двигательным действиям, этапы обучения двигательным действиям, цели и задачи каждого из этапов, способы предупреждения и устранения ошибок. Средства и методы обучения на каждом этапе. В том числе практических занятий 1.Разработка программы обучения двигательному действию по основным опорным точкам. 2.Подбор к этапам обучения конкретному двигательному действию соответствующих средств и методов обучения Самостоятельная работа обучающихся 1.Раскрыть признаки двигательного навыка 2.Описать закономерности формирования двигательного навыка. Тема 2.2. Теоретические Содержание учебного материала основы развития 1.Общая характеристика развития физических качеств физических качеств Понятие о физических способностях и двигательных качествах человека, взаимосвязь понятий. Факторы, влияющие на развитие физических способностей человека. 2 2 2 2 ОК 1,9, 10 ПК 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2 28 12 2 ОК 2,3,4,6 ПК 1.3, 1.4, 1.5, 2.4,2.5,2.6 2 4 2 2 4 2 2 16 2 ОК 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10 ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 10 2.Средства и методы развития физических качеств Понятие о силовых способностях, факторы, обеспечивающие развитие и проявление силовых способностей, средства и методы развития. Понятие о быстроте, факторы, обеспечивающие развитие и проявление быстроты, средства и методы развития. Понятие о ловкости, факторы, обеспечивающие ее развитие и проявление, средства и методы воспитания. Понятие о гибкости, факторы, обеспечивающие развитие и проявление гибкости, средства и методы развития. Понятие о выносливости, факторы, обеспечивающие развитие и проявление выносливости, средства и методы развития. Сенситивные периоды развития физических качеств. 3.Системы мониторинга физической подготовленности школьников Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания». Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Мониторинг физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях. Содержание систем и тесты, используемые для оценки физической подготовленности. В том числе практических занятий 1.Разработка программы развития физического качества в соответствии с заданными условиями. Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор методик для определения уровня развития силы с учетом возраста 2.Подбор методик для определения уровня развития быстроты с учетом возраста 3.Подбор методик для определения уровня развития ловкости с учетом возраста 4.Подбор методик для определения уровня развития гибкости с учетом возраста 5.Подбор методик для определения уровня развития выносливости в избранном виде спорта Раздел 3. Особенности физического воспитания дошкольников, учащихся, подростков и обучающихся в образовательных организациях Тема 3.1. Физическое Содержание учебного материала 2 2 2 2 8 2 2 1 1 2 36 10 ОК 1,9, 10 11 воспитание в разных видах образовательных организаций 1.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Периоды дошкольного возраста. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы). Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста. 2.Физическое воспитание детей школьного возраста. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Средства физического воспитания детей школьного возраста. Физическое воспитание детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. 3.Физическое воспитание в профессиональных образовательных организациях Значение и задачи содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования. Программно-нормативное, организационное и ресурсное обеспечение физкультурного образования студентов. Формы организации занятий физическими упражнениями со студентами в высших учебных заведениях. Особенности методики занятий физическими упражнениями в учебных отделениях вуза. Физическая культура в быту студентов и каникулярное время. В том числе практических занятий 1. Особенности физического воспитания в разные возрастные периоды школьного обучения на примере программ В.И. Ляха Самостоятельная работа обучающихся 1.Раскрыть методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста. 2.Изучить анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей младшего, подросткового и старшего школьного возраста Тема 3.2. Особенности Содержание учебного материала физического воспитания 1.Современные концепции физического воспитания детей школьного возраста Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих 1 ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 2 1 2 2 4 2 2 14 2 ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11 ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.3, 3.1, 12 Тема 3.3. Особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, основные общеобразовательные программы (утверждена 24.12.2018) 2.Формы построения занятий в физическом воспитании школьников Общая характеристика форм построения занятий. Классификация форм занятий физическими упражнениями. Содержание и построение занятий урочного типа. Формы физического воспитания в общеобразовательной школе. Характеристика неурочных форм (малые, крупные, соревновательные). Классификация внеурочных занятий. Физическое воспитания в семье. 3.Урок как основная форма физического воспитания школьников Классификация уроков (типы, виды, разновидности) по целевой направленности, по предметному содержанию, по преимущественному решению задач, по ФГОС. Особенности методики проведения уроков в малокомплектной школе. 4.Организация физического воспитания в учреждениях дополнительного образования Принципы, средства, методы и формы физического воспитания в организациях дополнительного образования 5.Проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в общеобразовательных организациях Средства и методы повышения двигательной активности школьников (в рамках третьего часа физической культуры). Современные системы физического воспитания школьников (фитнес-технологии). Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Самостоятельная работа обучающихся 1.Анализ нормативных документов для организации физического воспитания в общеобразовательной школе 2.Подготовка доклада по теме «Дидактические и воспитательные возможности средств физического воспитания детей и подростков». Содержание учебного материала Медицинские группа по здоровью и их характеристика. Основные задачи физического воспитания детей, отнесенных к группам по здоровью. Рекомендации по организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Особенности физического воспитания спортивно- 3.2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 ОК 1,5,8, 9, 10,11 ПК 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 13 одаренных школьников. Задачи физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. Самостоятельная работа обучающихся Раскрыть способы организации деятельности на уроке физической культуры с временно освобожденными от практических видов деятельности учащимися Тема 3.4. Мотивы Содержание учебного материала занятий физической 1.Понятия «мотив» и «мотивация» культурой, условия и Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения. способы их Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. формирования и 2.Условия и способы формирования мотивации развития Мотивация в сфере физической культуры и спорта. Структура мотивационной сферы человека. Исследования, посвященные изучению мотивации в занятиях физической культуры учащейся молодежи. 3.Проблемы повышения мотивации обучающихся на уроках физической культуры в разные возрастные периоды Ведущие мотивы занятий физической культурой в разные возрастные периоды. Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор средств и методов для повышения мотивации обучающихся на уроке физической культуры Раздел 4. Сущность и функции спортивной и оздоровительной тренировки Тема 4.1. Основы Содержание учебного материала оздоровительной 1.Содержательные основы оздоровительной физической культуры тренировки Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы оздоровительной тренировки. Влияние физической активности на здоровье и самочувствие. Основные направления в системе оздоровительной физической культуры: оздоровительно-рекреативная физическая культура; оздоровительно-реабилитационная физическая культура; спортивно-реабилитационная физическая культура; гигиеническая физическая культура 2.Основы построения оздоровительной тренировки. Примерный недельный объем двигательной активности для людей разного возраста. Содержание и методика оздоровительных занятий. Составление двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением 2 2 10 2 ОК 1,5,8, 9, 10 ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 2 2 2 36 14 2 ОК 1,5,8, 9, 10 ПК 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3,3.4 2 14 Тема 4.2. Основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. 3.Характеристика средств оздоровительной направленности Характеристика направленно-оздоровительных физкультурноспортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе). Характеристика средств специально оздоровительной направленности: оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем: аэробика, щейпинг, калланетика, гидроаэробика, бодифлекс, дыхательная гимнастика, гидроаэробика. 4.Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой. Эффективность тренировочных воздействий. Контроль и самоконтроль за нагрузкой на занятиях оздоровительной направленности. В том числе практических занятий 1. Программа физкультурно-оздоровительных занятий для взрослого населения. Самостоятельная работа обучающихся 1.Доклад по теме «Средства оздоровительной направленности» (на выбор студента) 2.Подбор функциональных проб для занимающихся оздоровительной физической культурой и методика их проведения. Содержание учебного материала 1.Сущность и функции спорта Спорт в системе физической культуры Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта. Функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения 2.Спортивная тренировка Цели и задачи спортивной тренировки. Средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Принципы спортивной 2 2 2 2 4 2 2 22 2 ОК 2, 3, 4, 5, 6 ПК 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.1, 3.2, 3.3 2 15 тренировки. 3.Построение спортивной тренировки Структура спортивной тренировки: микро-, мезо- и макроциклы тренировочного процесса. Основы периодизации спортивной тренировки 4.Основные стороны спортивной подготовки Спортивно-техническая подготовка; спортивно-тактическая подготовка; физическая подготовка; психическая подготовка. Тренировочные и соревновательные нагрузки. 5.Технология планирования в спорте Сущность и назначение планирования, его виды. Годовой план, его содержание и методика составления. Контроль в подготовке спортсменов. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов 6.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки Цель и задачи спортивного отбора. Разновидности отбора в спорте. Двигательная (спортивная) одаренность. Наследственная обусловленность двигательных способностей и факторов, определяющих спортивную работоспособность. Поиск спортивных талантов. Стабильность и прогнозирование двигательных способностей. В том числе практических занятий 1. Годичный план подготовки спортсмена (на примере избранного вида спорта) Самостоятельная работа обучающихся 1.Перечисление средств спортивной тренировки в избранном виде спорта 2.Заполнение таблицы «Классификация нагрузок и характеристика отдельных зон интенсивности» 3.Составление кластера по теме «Спортивная тренировка» 4.Анализ модели-схемы построения многолетней подготовки спортсменов Раздел 5. Общая характеристика истории физической культуры Тема 5.1. История Содержание учебного материала становления и развития 1.Физическая культура Древнего Мира зарубежных систем Развитие физической культуры на отдельных этапах истории физического воспитания первобытнообщинного строя. Развитие физической культуры в Древней 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 33 8 2 ОК 1, 3, 5, 8, 9, 10, 11 ПК 1.1, 1.2., 1.3., 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 16 и спортивной подготовки Тема 5.2. История становления и развития отечественной системы физического воспитания и спортивной подготовки Тема 5.3. История международного Греции, Древнем Риме. 2.Физическая культура и спорт в средние века Рыцарская система. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения. 3.ФК и спорт в западной Европе в новое время (19- нач. 20 вв.) Национальные гимнастические системы Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта. Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание эссе «Почему учителю физической культуры необходимы знания истории физической культуры?» Содержание учебного материала: 1.Зарождение физической культуры у народов России. Физические упражнения, игры в народном быту. Введение физического воспитания в учебные заведения. 2.Становление и развитие основ отечественной физической культуры в конце XIX - в начале XX вв. Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до 1917 г. Создание и развитие советской системы физической культуры в период до Великой Отечественной войны. Физическая культура и спорт в СССР в годы Великой Отечественной войны. Физическая культура в СССР после Великой Отечественной войны. 3.Зарождение и развитие современных видов спорта. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта. Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО» В том числе практических занятий Основные показатели развития физической культуры в России до конца XX века Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщение о развитии одного из современных видов спорта в России 2.Законспектировать основные идеи в области физической культуры: Петр 1, Ломоносов, Радищев, Пирогов, Лесгафт. Содержание учебного материала 1.Международное спортивное олимпийское движение. 2 2 2 2 12 2 2 ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10,11 ПК 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 2 2 2 4 2 2 13 2 ОК 1,9, 10,11 ПК 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 17 спортивного и олимпийского движения Экзамен ВСЕГО Этапы возрождения олимпийских идей в обществе. Возникновение Международного Олимпийского движения и Олимпийской хартии. 2.Возрождение Олимпийских игр Сущность концепции олимпизма Пьера де Кубертена. 3.Олимпийские игры современности Летние и зимние олимпийские игры. В том числе практических занятий 1.Сравнительный анализ олимпийских игр современности Самостоятельная работа обучающихся 1.Создание мультимедийной презентации о летних (зимних) Олимпийских играх. 2. Создание мультимедийной презентации о спортсменах России. 2 2 2 2 5 3 2 6 165 ч.+6 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Алхасов, Д.С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум / Д.С. Алхасов. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с. – Библиогр.: с. 188-191. – 100 экз. – ISBN 978-5534-06071-3. – Текст : непосредственный 2. История физической культуры: учебник / С.Н. Комаров. К.А. Цатурова, Ю.Ф. Курамшин и др.; под ред. С.Н. Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 239 с. – Библиогр.: с. 236. – 1200 экз. – ISBN 978-5-7695-9565-3. – Текст : непосредственный 3. Пельменев, В. К. История физической культуры : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. К. Пельменев, Е. В. Конеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 184 с. – Библиогр.: с. 182-183. – ISBN 978-5-53413023-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/448720 (дата обращения: 10.05.2020). 4. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, И.А. Сабирова, О.И. Кузьмина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 793 с. – Библиогр.: с. 790-792. – ISBN 978-5-534-10350-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/442509 (дата обращения: 10.05.2020). 5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496 с. – Библиогр.: с. 494-495. – 2000 экз. – ISBN 978-5-4468-7256-5 – Текст : непосредственный 3.2.2. Электронные издания 1 Учебное пособие по истории физической культуры [Сайт]. - URL: http://window.edu.ru/resource/686/22686/files/ifk.pdf -. (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные 2 Учебное пособие по теории физической культуры и спорта [Сайт]. - URL: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/1404/u_course.pdf - (дата обращения – 17.05.2020). – Текст. Изображение : электронные 3.2.3. Дополнительные источники 1. Бабушкин, Г.Д., Смоленцева, В.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник для высш. физкульт. учеб. заведений / Под ред. профессора Г.Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с. – Библиогр.: с. 268. – 100 экз. – Текст : непосредственный 2. Бабушкин, Г.Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. – Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 304 с. – Библиогр.: с. 296-299. – ISBN 978-5-4497-0035-3. – Текст : непосредственный 3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 368 с. Библиогр.: с. 366-367. – 1000 экз. – ISBN 978-5-406-04326-4. – Текст : непосредственный 4. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М. : Спорт, 2019. – 184 с., ил. – Библиогр.: с. 182-183. – 100 экз. – ISBN 978-5-907225-03-9. –Текст : непосредственный. 5. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 224 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04492-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453843 (дата обращения: 10.01.2021). 6. Голощапов, Б.Р. История физической культуры : учебник / Б.Р. Голощапов. – М.: Академия, 2013. – 320 с. Библиогр.: с. 318-319. – 1000 экз. – – ISBN 978-5-7695-9667-4. – Текст : непосредственный 7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М. : Спорт, 2020. – 200 с. – Библиогр.: с. 195-198. – 150 экз. – ISBN: 978-5-906132-49-9. – Текст : непосредственный. 8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 270 с. – Библиогр.: с. 267-268. – 10100 экз. – ISBN 978-5-237-00116-7 – Текст : непосредственный 9. Семёнова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Семёнова ; под научной редакцией И. В. Еркомайшвили. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 106 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11146-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456983 (дата обращения: 10.01.2021). 10. Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика / под общей ред. Ф.П. Суслов. – М. : Спорт, 2018. – 320 с. – Библиогр.: с. 315-318. – 100 экз. – ISBN 978-59500178-0-3. – Текст : непосредственный. 11. Таймазов, В.А. Петр Францевич Лесгафт: история жизни и деятельности / В. А. Таймазов, Ю. Ф. Курамшин, А. Т. Марьянович. – Санкт-Петербург : Печ. двор, 2006. – 478 с., ил. – Библиогр.: с. 471-477. – 2000 экз. – ISBN 5-7062-0230-3 – Текст : непосредственный. 12. Теория и методика физической культуры : [учебник для вузов по направлению 521900 "Физическая культура", по специальности 022300 "Физическая культура и спорт" / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - Москва : Совет. спорт, 2010. - 463 с. : ил. ; 25 см. - Библиогр.: с. 453-456. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9718-0431-4. – Текст : непосредственный 13. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин [и др.]. - Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. - 778, [1] с. : ил. ; 21 см. - Библиогр. в конце разд. - 1000 экз. - ISBN 978-5-93512-067-2 – Текст : непосредственный 14. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 128 с. – Библиогр.: с. 126-127. – 500 экз. – ISBN 978-5-95001780-3– Текст : непосредственный. 3.2.4. Периодические издания 1. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» 2. Методический журнал «Спорт в школе» 3. Научно-практический журнал «Теория и практика физической культуры» 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе взаимосвязь основных понятий; историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки; историю международного спортивного движения; современные концепции физического воспитания; средства формирования физической культуры человека; механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания; мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития; принципы, средства, методы, формы организации физического воспитания в организациях Критерии оценки Понимание истории и тенденции развития физической культуры и спорта. Методы оценки письменный/устный опрос; Понимание истории и тенденции развития физической культуры и спорта. Понимание истории и тенденции развития физической культуры и спорта. Понимание современных концепций физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки письменный/устный опрос; Систематизация средств, методов и форм физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности. Систематизация средств, методов и форм физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности. Полнота описания мотивов занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития. Четкое формулирование механизмов и средств развития личности в практическая работа оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) практическая работа оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) письменный/устный опрос; 21 основного и дополнительного образования; дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации физического воспитания детей и подростков; основы теории обучения двигательным действиям; теоретические основы развития физических качеств; особенности физического воспитания дошкольников, учащихся, подростков и обучающихся в образовательных организациях; особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; сущность и функции спорта; основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки; основы оздоровительной тренировки; проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в образовательных организациях. Умения: ориентироваться в истории и процессе физического воспитания и занятий спортом. Понимание современных концепций физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки Понимание теоретических основ обучения в зависимости от его этапа Понимание теоретических основ развития физических качеств Аргументированность анализа результатов своей самостоятельной работы по теме (рефлексия). Анализ особенностей физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. Понимание современных концепций физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки Понимание современных концепций физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки Систематизация средств, методов и форм физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности. Оценка подготовленных докладов, презентаций. практическая работа практическая работа практическая работа письменный/устный опрос; письменный/устный опрос; практическая работа оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) письменный/устный опрос; практическая работа практическая работа оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) оценка демонстрируемых умений, выполняемых 22 тенденциях развития физической культуры и спорта; использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания обучающихся, повышения интереса к физической культуре и спорту; правильно использовать терминологию в области физической культуры; оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания; находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития действий, Воспроизведение понятийного аппарата теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий. решение ситуационных задач Анализ и оценка разработанных конспектов занятий. Быстрота и точность решения обучающимися проблемных задач. оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защита отчетов по практическим занятиям; Оценка подготовленных докладов, презентаций. оценка заданий для самостоятельной работы, 23