МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08.02.ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ 49.02.01. Физическая культура Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1355. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Киселева Л.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» является обязательной частью _указать цикл, в который входит дисциплина цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 «Физическая культура» Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 49.02.01 «Физическая культура» далее одним списком представляются ОК и ПК с расшифровкой формируемой компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. ПК 1.4. Анализировать учебные занятия. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре. 5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. 4 ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности. 5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания. ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, Умения Знания ОК планировать, проводить и историю и этапы развития ОК 1 анализировать занятия по легкоатлетического спорта; ОК 2 базовым видам физкультурнотерминологию легкоатлетического ОК 3 спортивной деятельности спорта; ОК 4 учебной дисциплины легкая технику профессионально значимых ОК 5 атлетика, физкультурнодвигательных действий ОК 6 спортивной деятельности; легкоатлетического спорта; ОК 7 выполнять профессионально содержание, формы организации и ОК 8 значимые двигательные действия методику проведения занятий по ОК 9 дисциплины легкая атлетика легкой атлетике в школе; ОК 10 использовать легкоатлетическую методику обучения двигательным ОК 11 терминологию действиям легкоатлетического спорта; ОК 12 применять приемы страховки и особенности и методику развития ПК 1.1 самостраховки при выполнении физических качеств в легкой атлетике; ПК 1.2 легкоатлетических упражнений; особенности организации и проведения ПК 1.3 обучать двигательным действиям соревнований по легкой атлетике; ПК 1.4 легкоатлетических упражнений; основы судейства по ПК 1.5 подбирать, хранить, осуществлять легкоатлетическим видам; ПК 2.1. мелкий ремонт оборудования и разновидности спортивноПК 2.2 инвентаря; оздоровительных сооружений, ПК 2.3 использовать оборудование и оборудования и инвентаря для занятий ПК 2.4 инвентарь для занятий различными легкоатлетического ПК 2.5 различными видами спорта. особенности их эксплуатации; ПК 2.6 легкоатлетического спорта в технику безопасности и требования к ПК 3.1 соответствии с его назначением и физкультурно-спортивным ПК 3.2 особенностями эксплуатации; сооружениям, оборудованию и ПК 3.3 инвентарю; ПК 3.4 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 255 в том числе: теоретическое обучение 68 лабораторные работы 0 практические занятия 94 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 93 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 2 3 Раздел 1: История и этапы развития легкой атлетики спортивная ходьба и беговые виды Тема 1.1 структура и содержание предмета легкая атлетика Содержание учебного материала: 1.Класссификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Оздоровительное, воспитательное, прикладное и спортивное значение легкоатлетических упражнений. 2.Классификация техники легкоатлетических движений фазы, структура, силы движений. Техника движений естественная и спортивная. Общее в технике и различия 3.Общие правила построения двигательных действий: пространственные характеристики, положение тела, траектория движения, темп движения, оценка скорости 4. Техника безопасности на уроках легкой атлетики: подготовка места занятий, по видам легкой атлетики. Требования к использованию инвентаря 5. Этапы обучения легкоатлетическим упражнениям Самостоятельная работа: 1.История развития легкоатлетического спорта. Олимпийское движение. Организация, проведение и элементарные правила соревнований по легкой атлетике. Составить календарь соревнований по легкой атлетике в школе 2.Виды и характер соревнований по легкой атлетике. Составить таблицу деятельности судейской коллегии по легкой атлетике 3.Состапить положение о соревнованиях по бегу в школе Содержание учебного материала 1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы Характеристика ходьбы и бега. Сходство и различие между ходьбой и бегом. Цикличность движений 10 Тема 1.2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. ПК 3. 2 2 2 ОК2, ОК5.,ОК7., ПК3.3 2 6 2 2 2 6 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 7 Техника и методика 2. Рассмотреть фазы спортивной ходьбы, периоды и фазы движений ноги в технике цикла (двойного шага). Отталкивание как основная фаза при ходьбе и обучения спортивной ходьбе беге. 3.Рассмотреть цикл движения в спортивной ходьбе. Общая схема движений в ходьбе. Положение туловища, движение ног и рук Практические занятия 1.Методика обучения технике спортивной ходьбы движению ног и таза: Ходьба с постановкой выпрямленной ноги на пятку (с постепенным увеличением длины и частоты шага); с активным выведением голени вперед; семенящая ходьба в чередовании с ходьбой широким шагом; акцентируя движения таза вокруг вертикальной оси. Движения рук и плечевого пояса. 2.Закрепление техники движения ног и таза: Имитация движения рук на месте. Ходьба: руки за спиной; с выпрямленными руками; с активной работой рук и плечевого пояса. 3.Обучение движению рук и плечевого пояса: Ходьба с различной скоростью, уточняя положение туловища и головы, движение ног и рук, соответственно индивидуальным особенностям занимающихся. 4.Закрепление техники спортивной ходьбы в целом- оценка техники спортивной ходьбы, прохождение дистанции 600 м и 800 м, контрольный урок Самостоятельная работа 1.Составить презентацию: история развития спортивной ходьбы и беговых видов 2. Записать основные фазы техники спортивной ходьбы 3.Записать методику обучения технике спортивной ходьбы. 4.Записать в таблицу, ошибки в технике и методику их исправления Тема 1.3 Содержание учебного материала Техника и методика 1.Основы техники бега на средние дистанции. Дыхание при беге. обучения беговым Особенности техники бега на средние и длинные дистанции у детей видам различного возраста. 2. Характеристика техники, периоды и фазы: старт, стартовый разгон бег по дистанции и финиширование Практические занятия 2 2 8 2 2 2 ОК1., ОК4., ПК2.6. 2 8 2 2 2 2 4 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 10 8 1. Обучение технике бега на средние дистанции: технике бега по прямой - технике бегового шага: разучить специальные беговые упражнения 2.Обучение технике бега по повороту. Бег по повороту: бег «змейкой», бег по кругу диаметром 20 – 30 м, бег по кругу с выбеганием на прямую, вбегание с прямой в круг, бег по виражу 3.Обучение технике высокого старта, стартового разгона и финишированию: демонстрация стартовых положений с опорой и без опоры на руки, принятие правильного положения по команде «на старт» и выбегание с высокого старта с постепенным удлинением отрезка и переходом в бег по дистанции, выбегание с высокого старта в начале виража, выбегание на финиш с различным положением туловища.. 4.Закрепление техники бега на средние дистанции. (Оценка техники и результат). Бег с различной скоростью, уточняя положение туловища и головы, движения ног и рук соответственно индивидуальным особенностям занимающихся (на расстоянии 300 – 800 м), повторный бег на отрезках 300 – 600 м и бег с высокого старта с финишным ускорением в конце дистанции. 5.Закрепление техники спец. беговых упражнений-оценка техники: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, «семенящий» бег, бег «прыжками», Самостоятельная работа 1. Записать в таблицу технику и методические указания к выполнению спец. беговых упражнений 2.Записать технику бега на средние дистанции 3. Конспект, записать технику и методику обучения бегу на средние дистанции 4.Ошибки в технике и методика исправления, составить таблицу 5.Правила соревнований по бегу: места соревнований и оборудование. Составить требования к организации и проведения соревнований по бегу Содержание учебного материала 1.Рассмотреть цикл движения в беге на короткие дистанции; 2.Раскрыть фазы в технике бега: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование; разновидности низкого старта. 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 10 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 8 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 9 3.Дать техническую характеристику каждой фазе: низкий старт, команды при выполнении низкого старта и задача каждой фазы. 4.Рассмотреть отличия техники бега на разные дистанции и записать в таблицу Практические занятия 1.Обучение технике бега на короткие дистанции: Ознакомить с особенностями и создать правильное представление о технике бега короткие дистанции. Показать выполнение техники. 2. Обучение технике бега по прямой. Движения ног (беговой шаг): ходьба и медленный бег на передней части стопы, бег на месте с переходом на обычный бег, бег с захлестыванием голени, с переходом на обычный бег, семенящий бег, с переходом на обычный бег, медленный бег, сохраняя правильность осанки и работы рук, бег на отрезках с различной скоростью. 3.Обучение технике бега по повороту: бег «змейкой», бег по кругу диаметром 20 – 30 м, бег по кругу с выбеганием на прямую, вбегание с прямой в круг, бег по виражу 4.Обучение технике низкого старта и стартовому разгону бег с низкого старта по прямой; бег со старта с опорой на одну руку (полунизкий старт); со старта с опорой на две руки, не опускаясь на колено, то же – с опорой на колено. Выполнение команды «На старт!», «Внимание!» и «Марш!, с последующим бегом. 5.Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных особенностей. (Оценка техники и результат). Самостоятельная работа 1.Записать технику бега и методику обучения бегу на короткие дистанции 2.Определить от чего зависит расстановка стартовых колодок 3.Составить таблицу анализа техники бега на средние и короткие дистанции: сходство и различия 4.Записать в таблицу ошибки и методику исправления 5.Записать распределение участников соревнований по забегам в беге на короткие дистанции Содержание учебного материала: 2 2 10 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 2 10 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 4 10 1.Рассмотреть виды эстафетного бега. Критерии составления команды для эстафетного бега: рациональная техника, система отбора спортсменов и психологическая подготовка 2. Раскрыть способы и технику передачи эстафетной палочки: способы сверху и снизу. Эффективность передачи: чувство пространства, чувство скорости. Практические занятия 1.Обучение технике эстафетного бега: Ознакомить с техникой эстафетного бега. Обучение технике передачи эстафетной палочки: стоя на месте, в ходьбе и медленном беге 2. Обучение технике старта на этапах эстафетного бега: выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и «Марш!» и выполнение ускорения с опорой на руку 3. Обучение технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20- метровой зоне: выполнение ускорения с контрольной отметки 4. Рассмотреть ошибки в технике эстафетного бега и методика их исправления 5.Обучить технике эстафетного бега в целом и её совершенствование. (Оценка техники и результат) Самостоятельная работа 1.Составить план обучения технике эстафетного бега, заполнить таблицу 2.Записать ошибки и методику их исправления, заполнить таблицу 3.Изучить правила соревнований в эстафетном беге: составить судейскую бригаду Содержание учебного материала 1.Рассмотреть виды барьерного бега. Дистанции барьерного бега, расстановка барьеров, количество барьеров на разных дистанциях . Пространственные характеристики, угловые характеристики 2.Рассмотреть фазы барьерного бега: старт, стартовый разгон с преодолением первого барьера, бег по дистанции и финиширование, раскрыть задачу каждой фазы Практические занятия 2 2 10 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 6 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 4 2 2 8 11 Раздел 2. Прыжковые виды Тема 2.1. Техника и методика обучения легкоатлетическим прыжкам 1.Обучение технике барьерного бега: Обучение технике преодоления барьера: атака барьера, переход через барьер, сход с барьера. Специальные упражнения барьериста. Преодоление барьеров в шаге и медленном беге 2.Обучение ритму и технике бега между барьерами: преодоление барьера через три, на четвертый шаг, в медленном беге и на скорости 3.Обучение технике низкого старта и стартового разгона с преодолением первого барьера, бег по дистанции с преодолением барьеров 4. Обучение технике барьерного бега в целом –Оценка техники и результат Самостоятельная работа 1.Записать технику барьерного бега, составить таблицу 2.Записать методику обучения, составить таблицу 3.Записать ошибки и методику исправления, составить таблицу 2 Содержание учебного материала 1.Рассмотреть виды и способы легкоатлетических прыжков в длину с разбега: Фаза эффективности прыжка ( отталкивание). Основные факторы, влияющие на результат прыжка: начальная скорость, угол вылета тела прыгуна. 2.Рассмотреть основные части прыжка и задачу каждой части: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет и приземление 3. Ознакомить с техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» начальный набор скорости, подготовка к отталкиванию не снижая скорости, задача отталкивания перевести часть горизонтальной скорости в вертикальную. Оптимальный угол отталкивания. Сохранение равновесия в полете. Практические занятия 1.Обучение технике отталкивания: выполнять подготовительные и подводящие упражнения, постепенно увеличивая скорость их выполнения 2.Обучение разбегу в сочетании с отталкиванием: научить ритму разбега с постепенным увеличением скорости, бег по контрольным отметка в сочетании с отталкиванием 3.Обучение технике приземления и движению в полете: прыжки в шаге с последующим приземлением; вылет в шаге и группировка. 6 2 2 2 2 6 2 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 8 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 12 Тема 2.1. 1.Техника и методика обучения прыжку в длину Тема 2.1. 2Техника и методика обучения прыжку в высоту Тема 2.1. 3.Техника и методика обучения тройному прыжку Раздел 3. Метания 4. Обучение прыжку в целом- оценка техники и результат: выполнение попыток в соревновательном режиме Самостоятельная работа: 1.Основы техники прыжка в длину (презентация техники) 2.Записать методику обучения, заполнить таблицу 3.Анализ ошибок и методика их исправления, составить таблицу 4. Правила соревнований по прыжкам в длину, Составить положение по прыжкам Содержание учебного материала 1.Рассмотреть виды и способы легкоатлетических прыжков в высоту: « перешагивание» и « фосбири-флоп» Раскрыть фазы прыжка и задачи каждой фазы 2.Рассмотреть фаза эффективности прыжка ( отталкивание). Основные факторы, влияющие на результат прыжка: начальная скорость, угол вылета тела прыгуна. 3.Ознакомить с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание» : разбег, отталкивание, переход через планку , приземление. Качества влияющие на результат прыжка Практические занятия 1.Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» , техника отталкивания, подводящие упражнения. 2.Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием. Подбор разбега оптимальной длины. Повторное выполнение разбега (установление длины с контрольными отметками с имитацией отталкивания). 3.Обучение переходу через планку и приземлению. Переход планки и приземление. Лежа в упоре на руках, имитация движений толчковой ноги над планкой. С прямого разбега 3 – 5 шагов прыжок с поворота на 180 о (пируэт). То же через планку; то же с бокового разбега через наклонную планку. 4.Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание» в целом – к.у. Самостоятельная работа 1.Составить анализ техники прыжка в высоту, разными способами 2.Записать методику обучения прыжка в высоту 2 8 2 2 2 2 6 2 2 ОК 10.,ОК 11., ОК 12. ПК 1.1., ПК 1.2. ПК1.5.ПК 2.6. ПК 3.1. ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 8 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 8 2 2 13 Тема 2.2. Техника и методика обучения метанию мяча гранаты Раздел 4. Тема 4.1. Управление учебным процессом Тема 4.2. 3.Анализ ошибок в прыжках в высоту и методика их исправления, заполнить таблицу 4. Правила соревнований по прыжкам в высоту, составить положение соревнований по прыжкам в высоту Содержание учебного материала 1.Рассмотреть основные части прыжка 2.Определить особенности техники тройного прыжка Практические занятия 1.Обучение технике тройного прыжка Обучить отталкиванию «скачке» и «шаге» Многократные прыжки на одной ноге, «скачки»; то же по отметкам. «Скачок» с небольшого разбега с последующим полетом «в шаге» и приземлением на маховую ногу; то же с активным движением рук назад и вперед-вверх, с небольшого разбега полет «в шаге» и с последующим прыжком «согнув ноги»; то же с активным движением рук назад и вперед-вверх. 2.Обучить технике тройного прыжка и сочетанию «шага и «прыжка» Тройной прыжок с 8 – 12 шагов разбега; то же по отметкам. Тройной прыжок с полного разбега. 3.Обучить ритму разбега и прыжку в целом к.у.- оценка техники и результат Самостоятельная работа: 1.Записать технику и методику обучения технике тройного прыжка 2.Анализ ошибок в технике выполнения и методика их исправления Содержание учебного материала 1.Рассмотреть виды метаний 2.Раскрыть фазы метания мяча, гранаты и дать характеристику каждой фазе 3. Определить факторы влияющие на дальность полета снаряда. Финальное усилие и выпуск снаряда в правильном направлении. Основная фаза метания. Дальность полета снаряда в зависимости от начальной скорости вылета, угла вылета и сопротивления воздуха. Траектория полета снаряда, размеры, формы снарядов и дальность их полета. 2 4. Меры техники безопасности при метании мяча, гранаты Практические занятия 2 10 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 4 2 2 6 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 4 2 2 8 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 14 Методика организации и проведения урока легкой атлетики в разных возрастных группах 1 Обучение технике метания мяча, гранаты: держанию снаряда и броску, метанию с места 2.Обучение разбегу в сочетании с броском: ускорение на отрезках до 20 метров, выполнение замаха, финальное усилие. 3.Обучение метанию с бросковых шагов, выполнить разбег и отведение мяча (гранаты) Метание мяча (копья, гранаты) с разбега на 4 бросковых шага Метание мяча (копья, гранаты) на 4 бросковых шага с ходьбы и медленного бега; то же, выполняя бросковые шаги по отметкам. Метание мяча (копья, гранаты), выполняя 4 бросковых шага (смена ног), с предварительного разбега (с 3 – 5 шагов) до контрольной линии. 4.Обучение метанию мяча (гранаты ) с полного разбега, Подбор разбега оптимальной длины и уточнение контрольной отметки. Метание мяча (копья, гранаты) с целью совершенствования слабо освоенных элементов в технике метания. Контрольные броски копья, гранаты. 5.Совершенствование техники метания мяча (гранаты) –к.у. оценка техники и результат Самостоятельная работа 1.Техника безопасности при обучении метанию мяча, гранаты, записать в тетрадь 2.Записать технику метания, заполнить таблицу 3.Записать методику обучения метанию, заполнить таблицу 4.Рассмотреть ошибки и методику их исправления, заполнить таблицу 5. Составить положение соревнований по метанию с учетом специфики 6. Организация занимающихся при обучении метаниям, записать 7. Составить план обучения одного из видов метаний Содержание учебного материала: 1.Содержание программы по легкой атлетике в начальной школе –анализ программы 2. Содержание программы по легкой атлетике в средней школе –анализ программы 3. 1.Содержание программы по легкой атлетике в старших классах–анализ программы 2 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 8 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 2 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7. 15 4.Особенности организации и методика проведения урока легкой атлетики в разных возрастных группах: формулировка цели, задач урока, содержание и методические указания Практические занятия: 1. Ходьба на под счёт, на носках на пятках. Бег, с ускорением. Бег 30 м. Подвижная игра «Вызов номеров». Понятие 2короткая дистанция». Развивать скоростные качества. 2 Метание малого мяча в горизонтальную цель (2*2м) с расстояния 4-5 метров. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростно – силовых качеств. Подвижная игра «Защита укрепления». 3. Разновидности ходьбы. Ходьба с преодолением препятствий. Бег с ускорением (30м). Игра «Пустое место». Челночный бег. Развивать физические качества 4. Бег (4 мин.) Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег-70 м, ходьба -100 м). Игра «Салки» на марше». Развитие выносливости. 2 16 2 ОК1., ОК 2., ОК 4., ОК 7., ПК 1.5.,ПК2.6., ПК 3.1. 2 ОК1., 5. Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Прыжок с высоты 60 см. Игра «Лиса и куры». Развитие скоростно – силовых качеств. 6. Бросок теннисного мяча на дальность, на точность и заданное расстояние. Бросок в цель с расстояния 4-5 метров. Игра «Невод». Развитие скоростно – силовых способностей. 7. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места. Игра «Волк во рву». Развитие скоростно – силовых способностей. 8. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом «перешагивание» (подбор разбега и отталкивание). Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Спец. беговые упражнения. ОРУ в движении. Развитие скоростно-силовых качеств. 9. Высокий старт (10 – 15 м), бег с ускорением (30 – 40 м). Встречная эстафета. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств. Игра «Бег с флажками». 10. Высокий старт (15-30 м). Финиширование. Спец. беговые упражнения. ОРУ. Эстафеты линейные, передача палочки. Развитие скоростных качеств. Старты из различных положений. 2 ОК2., ОК4. 2 ОК6. ОК7. 2 ОК9. ОК11. 16 11. Высокий старт (20-40 м) Бег по дистанции (50-60 м). Линейная эстафета. Спец. беговые упражнения. ОРУ. Челночный бег (3*10). Развитие скоростных качеств. 12. Низкий старт (30-40 м). Бег по дистанции (70-80 м). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств 13. Кроссовая подготовка: бег в равномерном темпе (15 мин.). Бег по пересеченной местности. Специальные беговые упражнения. Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости. 14. низкий старт (до 30 м) Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. Спец. беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным действиям. 15. Кроссовая подготовка: бег 23 мин. Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег по пересечённой местности. Спортивная игра «Футбол, баскетбол и т.д.» Развитие выносливости. 16. Метание мяча на дальность с 5-6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы метаний. Легкоатлетические рекорды. Самостоятельная работа 1.Составить поурочный график изучения учебного материала и принцип его составления. 2. Записать в таблицу формы организации и проведения занятий по легкой атлетике в школе 3. Составить сравнительный анализ методики обучения легкоатлетическим упражнениям 4.Составление конструкта урока с учётом возрастных особенностей 5.Контроль за выполнением двигательного действия Рассмотреть особенности оценки техники - конспект 6. Оценка двигательного действия Составить основные требования по видам Всего часов: 2 ОК12. ПК1.1. 2 ПК1.2. ПК1.3. 2 ПК1.4. ПК3.1 ПК3.2. 13 3 ПК3.3. ПК3.4 2 2 2 2 2 255 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: - легкоатлетический манеж; - открытый стадион широкого профиля. Дисциплина реализуется также на базе Мастерской по компетенции Физическая культура, спорт и фитнес с применением оборудования: - амортизатор с ручками уровень сопротивления слабый; - амортизатор с ручками уровень сопротивления средний; - плиометрическая тумба; -координационная лестница; -маты гимнастические; -скакалка; -теннисные мячи; -конусы; -эстафетная палочка; -барьер легкоатлетический взрослый; - микшер + колонка. Для организации смешанного обучения и самостоятельной работы студентов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используется платформа Moodle и GoogleClass. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Алхасов, Д.С. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания. Легкая атлетика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 300 с. – (Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblioonline.ru/bcode/457599 (дата обращения: 26.03.2020). 2. Германов, Г. Н. Методика обучения предмету «физическая культура». Легкая атлетика : учебное пособие для среднего проф. : Издательство Юрайт, 2020. – 461 с. – (Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblioonline.ru/bcode/453962 (дата обращения: 26.03.2020). 3. Грецов, Г.В., Войнова, С.Е., Германова, А.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования -2-е изд., стер - М.: Академия, 2017. – 288 с. 4. Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. Дополнительная литература 1.Зеличенок В. Б., Спичков В. Н., Штейнбах В. Л. Легкая атлетика. Энциклопедия. В 2 томах (комплект); Человек - Москва, 2012. - 201 c. 2. Кабанович Н. Легкая атлетика 10 класс. Метод. газ. «Спорт в школе», № 8, 2008. с.12. 3.Кабанович Н. Легкая атлетика 11 класс. Метод. газ. «Спорт в школе», № 9, с.8. 4.Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика; Просвещение - Москва, 2011. - 886 c. 5.Легкая атлетика. Правила соревнований ВФЛА. – М.: Советский спорт, 2010. - 224 c. 6. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2009. - 272 c. 7.Легкая атлетика. Учебник; Физическая культура – М., 2014. - 446 c. 5. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 205 с. – (Профессиональное образование). // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/456869 (дата обращения: 26.03.2020). 8.Олимпийская энциклопедия. В 5 томах. Том 1. Легкая атлетика; Свиньин и сыновья - Москва, 2014. - 352 c. 9.Олимпийская энциклопедия. Легкая атлетика. Афины 2004, Пекин 2008; Свиньин и сыновья - Москва, 2011. - 396 c. 3.2.2. Электронные издания 1. Портал легкой атлетики http://www.trackandfield.ru/ 2. Легкая атлетика России http://www.rusathletics.com/ 3. Легкая атлетика: новости, результаты, фото http://www.runners.ru/ 4. Легкая атлетика: Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1%8F _%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B5%D1% 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: истории и этапов развития воспроизводит историю письменный/устный опрос базовых видов спорта и новых и перечисляет этапы видов физкультурноразвития базовых видов спортивной деятельности; спорта и новых видов физкультурноспортивной деятельности на основе информационного поиска терминологии базовых и воспроизводит тестирование новых видов физкультурноосновные понятия и терминологический спортивной деятельности; термины базовых и диктант новых видов физкультурноспортивной деятельности техники профессионально описывает технику письменный опрос значимых двигательных двигательного действия действий базовых и новых базовых и новых видов видов физкультурнофизкультурноспортивной деятельности; спортивной деятельности в соответствии с критериями оценки Олимпиады профессионального мастерства содержания, форм устанавливает связь письменный/устный опрос организации и методики между содержанием и проведения занятий по базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности в школе; формами организации и методикой проведения занятий по базовым и новым видам физкультурноспортивной деятельности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся методики обучения описывает методику двигательным действиям обучения двигательным базовых и новых видов действиям в физкультурно-спортивной соответствии с этапом деятельности; обучения особенностей и методики выбирает методику развития физических качеств развития физических в базовых и новых видах качеств с учетом физкультурно-спортивной закономерностей их деятельности; развития и возрастных особенностей учащихся особенностей организации и объясняет особенности проведения соревнований по организации и базовым видам физкультурно- проведения спортивной деятельности; соревнований по базовым видам физкультурноспортивной деятельности с учетом правил соревнований основ судейства по базовым объясняет правила видам спорта соревнований в зависимости от игровой ситуации и применяет их в практической деятельности разновидностей спортивнокатегоризирует оздоровительных разновидности сооружений, оборудования и спортивноинвентаря для занятий оздоровительных различными видами сооружений и физкультурно-спортивной распознает деятельности, особенности их оборудование и эксплуатации; инвентарь для занятий различными видами физкультурноспортивной деятельности техники безопасности и учитывает факторы требований к физкультурнориска и основные методы профилактики устный опрос тестирование устный опрос анализ конкретных соревновательных ситуаций составление положения о соревнованиях ролевая игра (судья, легкоатлеты, тренер) письменный/устный опрос письменный/устный опрос спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю; Умения: планировать, проводить и анализировать занятия по базовым видам физкультурноспортивной деятельности (легкой атлетике) и новым видам физкультурноспортивной деятельности; выполнять профессионально значимые двигательные действия по базовым и новым видам физкультурноспортивной деятельности; использовать терминологию базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений; травматизма в процессе занятий в соответствии с физической подготовленностью обучающихся и СанПиНами разрабатывает и демонстрирует занятия по базовым видам физкультурноспортивной деятельности (,легкой атлетике) и новым видам физкультурноспортивной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, критериями WSR и с учетом возрастных особенностей обучающихся демонстрирует и интерпретирует профессионально значимые двигательные действия по базовым и новым видам физкультурноспортивной деятельности в соответствии с техникой их выполнения интерпретирует терминологию базовых и новых видов физкультурноспортивной деятельности в процессе практической деятельности рационально применяет приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений в соответствии с требованиями техники безопасности технологическая карта (конспект) урока, схема анализа урока оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий технологическая карта (конспект) урока оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий обучать двигательным действиям базовых и новых видов физкультурноспортивной деятельности; демонстрирует обучение двигательным действиям базовых и новых видов физкультурноспортивной деятельности с учетом этапа обучения использовать оборудование и эксплуатирует инвентарь для занятий оборудование и различными видами инвентарь для занятий физкультурно-спортивной различными видами деятельности в соответствии с физкультурноего назначением и спортивной особенностями эксплуатации; деятельности в соответствии с его назначением и особенностями в процессе практической деятельности подбирать, хранить, выбирает способы осуществлять мелкий ремонт действий и оборудования и инвентаря инструменты для определения технического состояния оборудования и инвентаря, его хранения и ремонта с учетом требований СанПиН технологическая карта (конспект) урока оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий