МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08.02.ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
49.02.01. Физическая культура
Очная форма обучения
Екатеринбург
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 г. № 1355.
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»
Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной
Разработчик:
Киселева Л.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Легкая
атлетика с методикой преподавания» является
обязательной частью _указать цикл, в который входит дисциплина цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
49.02.01 «Физическая культура»
Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 49.02.01 «Физическая культура»
далее одним списком представляются ОК и ПК с расшифровкой формируемой
компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам
дополнительного образования в области физической культуры.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
4
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания.
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
планировать, проводить и
историю и этапы развития
ОК 1
анализировать занятия по
легкоатлетического спорта;
ОК 2
базовым видам физкультурнотерминологию легкоатлетического
ОК 3
спортивной деятельности
спорта;
ОК 4
учебной дисциплины легкая
технику профессионально значимых
ОК 5
атлетика, физкультурнодвигательных действий
ОК 6
спортивной деятельности;
легкоатлетического спорта;
ОК 7
выполнять профессионально
содержание, формы организации и
ОК 8
значимые двигательные действия методику проведения занятий по
ОК 9
дисциплины легкая атлетика
легкой атлетике в школе;
ОК 10
использовать легкоатлетическую
методику обучения двигательным
ОК 11
терминологию
действиям легкоатлетического спорта;
ОК 12
применять приемы страховки и
особенности и методику развития
ПК 1.1
самостраховки при выполнении
физических качеств в легкой атлетике;
ПК 1.2
легкоатлетических упражнений;
особенности организации и проведения
ПК 1.3
обучать двигательным действиям соревнований по легкой атлетике;
ПК 1.4
легкоатлетических упражнений;
основы судейства по
ПК 1.5
подбирать, хранить, осуществлять легкоатлетическим видам;
ПК 2.1.
мелкий ремонт оборудования и
разновидности спортивноПК 2.2
инвентаря;
оздоровительных сооружений,
ПК 2.3
использовать
оборудование
и
оборудования и инвентаря для занятий
ПК 2.4
инвентарь для занятий
различными легкоатлетического
ПК 2.5
различными видами
спорта. особенности их эксплуатации;
ПК 2.6
легкоатлетического спорта в
технику безопасности и требования к
ПК 3.1
соответствии с его назначением и физкультурно-спортивным
ПК 3.2
особенностями эксплуатации;
сооружениям, оборудованию и
ПК 3.3
инвентарю;
ПК 3.4
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы
255
в том числе:
теоретическое обучение
68
лабораторные работы
0
практические занятия
94
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа
0
0
Самостоятельная работа
93
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем в
часах
1
2
3
Раздел 1:
История и этапы
развития легкой
атлетики
спортивная ходьба
и беговые виды
Тема 1.1
структура и
содержание
предмета легкая
атлетика
Содержание учебного материала:
1.Класссификация и общая характеристика легкоатлетических видов
спорта: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Оздоровительное,
воспитательное, прикладное и спортивное значение легкоатлетических
упражнений.
2.Классификация техники легкоатлетических движений фазы,
структура, силы движений. Техника движений естественная и спортивная.
Общее в технике и различия
3.Общие правила построения двигательных действий: пространственные
характеристики, положение тела, траектория движения, темп движения,
оценка скорости
4. Техника безопасности на уроках легкой атлетики: подготовка места
занятий, по видам легкой атлетики. Требования к использованию инвентаря
5. Этапы обучения легкоатлетическим упражнениям
Самостоятельная работа:
1.История развития легкоатлетического спорта. Олимпийское движение.
Организация, проведение и элементарные правила соревнований по легкой
атлетике. Составить календарь соревнований по легкой атлетике в школе
2.Виды и характер соревнований по легкой атлетике. Составить таблицу
деятельности судейской коллегии по легкой атлетике
3.Состапить положение о соревнованиях по бегу в школе
Содержание учебного материала
1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы Характеристика ходьбы и
бега. Сходство и различие между ходьбой и бегом. Цикличность движений
10
Тема 1.2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7. ПК 3.
2
2
2
ОК2,
ОК5.,ОК7.,
ПК3.3
2
6
2
2
2
6
2
ОК1., ОК 2.,
ОК 4., ОК 7.
7
Техника и методика 2. Рассмотреть фазы спортивной ходьбы, периоды и фазы движений ноги в
технике цикла (двойного шага). Отталкивание как основная фаза при ходьбе и
обучения
спортивной ходьбе беге.
3.Рассмотреть цикл движения в спортивной ходьбе. Общая схема движений в
ходьбе. Положение туловища, движение ног и рук
Практические занятия
1.Методика обучения технике спортивной ходьбы движению ног и таза:
Ходьба с постановкой выпрямленной ноги на пятку (с постепенным
увеличением длины и частоты шага); с активным выведением голени вперед;
семенящая ходьба в чередовании с ходьбой широким шагом; акцентируя
движения таза вокруг вертикальной оси. Движения рук и плечевого пояса.
2.Закрепление техники движения ног и таза: Имитация движения рук на
месте. Ходьба: руки за спиной; с выпрямленными руками; с активной работой
рук и плечевого пояса.
3.Обучение движению рук и плечевого пояса: Ходьба с различной
скоростью, уточняя положение туловища и головы, движение ног и рук,
соответственно индивидуальным особенностям занимающихся.
4.Закрепление техники спортивной ходьбы в целом- оценка техники
спортивной ходьбы, прохождение дистанции 600 м и 800 м, контрольный
урок
Самостоятельная работа
1.Составить презентацию: история развития спортивной ходьбы и беговых
видов
2. Записать основные фазы техники спортивной ходьбы
3.Записать методику обучения технике спортивной ходьбы.
4.Записать в таблицу, ошибки в технике и методику их исправления
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Техника и методика 1.Основы техники бега на средние дистанции. Дыхание при беге.
обучения беговым Особенности техники бега на средние и длинные дистанции у детей
видам
различного возраста.
2. Характеристика техники, периоды и фазы: старт, стартовый разгон бег по
дистанции и финиширование
Практические занятия
2
2
8
2
2
2
ОК1., ОК4.,
ПК2.6.
2
8
2
2
2
2
4
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
10
8
1. Обучение технике бега на средние дистанции:
технике бега по прямой - технике бегового шага: разучить специальные
беговые упражнения
2.Обучение технике бега по повороту. Бег по повороту: бег «змейкой», бег по
кругу диаметром 20 – 30 м, бег по кругу с выбеганием на прямую, вбегание с
прямой в круг, бег по виражу
3.Обучение технике высокого старта, стартового разгона и финишированию:
демонстрация стартовых положений с опорой и без опоры на руки, принятие
правильного положения по команде «на старт» и выбегание с высокого старта
с постепенным удлинением отрезка и переходом в бег по дистанции,
выбегание с высокого старта в начале виража, выбегание на финиш с
различным положением туловища..
4.Закрепление техники бега на средние дистанции. (Оценка техники и
результат). Бег с различной скоростью, уточняя положение туловища и
головы, движения ног и рук соответственно индивидуальным особенностям
занимающихся (на расстоянии 300 – 800 м), повторный бег на отрезках 300 –
600 м и бег с высокого старта с финишным ускорением в конце дистанции.
5.Закрепление техники спец. беговых упражнений-оценка техники: бег с
высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, «семенящий»
бег, бег «прыжками»,
Самостоятельная работа
1. Записать в таблицу технику и методические указания к выполнению спец.
беговых упражнений
2.Записать технику бега на средние дистанции
3. Конспект, записать технику и методику обучения бегу на средние
дистанции
4.Ошибки в технике и методика исправления, составить таблицу
5.Правила соревнований по бегу: места соревнований и оборудование.
Составить требования к организации и проведения соревнований по бегу
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть цикл движения в беге на короткие дистанции;
2.Раскрыть фазы в технике бега: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и
финиширование; разновидности низкого старта.
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
10
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
8
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
9
3.Дать техническую характеристику каждой фазе: низкий старт, команды при
выполнении низкого старта и задача каждой фазы.
4.Рассмотреть отличия техники бега на разные дистанции и записать в
таблицу
Практические занятия
1.Обучение технике бега на короткие дистанции:
Ознакомить с особенностями и создать правильное представление о технике
бега короткие дистанции. Показать выполнение техники.
2. Обучение технике бега по прямой. Движения ног (беговой шаг): ходьба и
медленный бег на передней части стопы, бег на месте с переходом на
обычный бег, бег с захлестыванием голени, с переходом на обычный бег,
семенящий бег, с переходом на обычный бег, медленный бег, сохраняя
правильность осанки и работы рук, бег на отрезках с различной скоростью.
3.Обучение технике бега по повороту: бег «змейкой», бег по кругу
диаметром 20 – 30 м, бег по кругу с выбеганием на прямую, вбегание с
прямой в круг, бег по виражу
4.Обучение технике низкого старта и стартовому разгону бег с низкого
старта по прямой; бег со старта с опорой на одну руку (полунизкий старт); со
старта с опорой на две руки, не опускаясь на колено, то же – с опорой на
колено. Выполнение команды «На старт!», «Внимание!» и «Марш!, с
последующим бегом.
5.Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных
особенностей. (Оценка техники и результат).
Самостоятельная работа
1.Записать технику бега и методику обучения бегу на короткие дистанции
2.Определить от чего зависит расстановка стартовых колодок
3.Составить таблицу анализа техники бега на средние и короткие дистанции:
сходство и различия
4.Записать в таблицу ошибки и методику исправления
5.Записать распределение участников соревнований по забегам в беге на
короткие дистанции
Содержание учебного материала:
2
2
10
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
2
10
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
4
10
1.Рассмотреть виды эстафетного бега. Критерии составления команды для
эстафетного бега: рациональная техника, система отбора спортсменов и
психологическая подготовка
2. Раскрыть способы и технику передачи эстафетной палочки: способы сверху
и снизу. Эффективность передачи: чувство пространства, чувство скорости.
Практические занятия
1.Обучение технике эстафетного бега:
Ознакомить с техникой эстафетного бега. Обучение технике передачи
эстафетной палочки: стоя на месте, в ходьбе и медленном беге
2. Обучение технике старта на этапах эстафетного бега: выполнение команд
«На старт!», «Внимание!» и «Марш!» и выполнение ускорения с опорой на
руку
3. Обучение технике передачи эстафетной палочки на максимальной
скорости в 20- метровой зоне: выполнение ускорения с контрольной отметки
4. Рассмотреть ошибки в технике эстафетного бега и методика их
исправления
5.Обучить технике эстафетного бега в целом и её совершенствование.
(Оценка техники и результат)
Самостоятельная работа
1.Составить план обучения технике эстафетного бега, заполнить таблицу
2.Записать ошибки и методику их исправления, заполнить таблицу
3.Изучить правила соревнований в эстафетном беге: составить судейскую
бригаду
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды барьерного бега. Дистанции барьерного бега, расстановка
барьеров, количество барьеров на разных дистанциях . Пространственные
характеристики, угловые характеристики
2.Рассмотреть фазы барьерного бега: старт, стартовый разгон с преодолением
первого барьера, бег по дистанции и финиширование, раскрыть задачу
каждой фазы
Практические занятия
2
2
10
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
6
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
4
2
2
8
11
Раздел 2.
Прыжковые виды
Тема 2.1. Техника и
методика обучения
легкоатлетическим
прыжкам
1.Обучение технике барьерного бега: Обучение технике преодоления барьера:
атака барьера, переход через барьер, сход с барьера. Специальные
упражнения барьериста. Преодоление барьеров в шаге и медленном беге
2.Обучение ритму и технике бега между барьерами: преодоление барьера
через три, на четвертый шаг, в медленном беге и на скорости
3.Обучение технике низкого старта и стартового разгона с преодолением
первого барьера, бег по дистанции с преодолением барьеров
4. Обучение технике барьерного бега в целом –Оценка техники и результат
Самостоятельная работа
1.Записать технику барьерного бега, составить таблицу
2.Записать методику обучения, составить таблицу
3.Записать ошибки и методику исправления, составить таблицу
2
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды и способы легкоатлетических прыжков в длину с
разбега: Фаза эффективности прыжка ( отталкивание). Основные факторы,
влияющие на результат прыжка: начальная скорость, угол вылета тела
прыгуна.
2.Рассмотреть основные части прыжка и задачу каждой части: разбег и
подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет и приземление
3. Ознакомить с техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»
начальный набор скорости, подготовка к отталкиванию не снижая скорости,
задача отталкивания перевести часть горизонтальной скорости в
вертикальную. Оптимальный угол отталкивания. Сохранение равновесия в
полете.
Практические занятия
1.Обучение технике отталкивания: выполнять подготовительные и
подводящие упражнения, постепенно увеличивая скорость их выполнения
2.Обучение разбегу в сочетании с отталкиванием: научить ритму разбега с
постепенным увеличением скорости, бег по контрольным отметка в
сочетании с отталкиванием
3.Обучение технике приземления и движению в полете: прыжки в шаге с
последующим приземлением; вылет в шаге и группировка.
6
2
2
2
2
6
2
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
8
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
12
Тема 2.1. 1.Техника
и методика
обучения прыжку в
длину
Тема 2.1. 2Техника
и методика
обучения прыжку в
высоту
Тема 2.1. 3.Техника
и методика
обучения тройному
прыжку
Раздел 3. Метания
4. Обучение прыжку в целом- оценка техники и результат: выполнение
попыток в соревновательном режиме
Самостоятельная работа:
1.Основы техники прыжка в длину (презентация техники)
2.Записать методику обучения, заполнить таблицу
3.Анализ ошибок и методика их исправления, составить таблицу
4. Правила соревнований по прыжкам в длину, Составить положение по
прыжкам
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды и способы легкоатлетических прыжков в высоту: «
перешагивание» и « фосбири-флоп» Раскрыть фазы прыжка и задачи
каждой фазы
2.Рассмотреть фаза эффективности прыжка ( отталкивание). Основные
факторы, влияющие на результат прыжка: начальная скорость, угол вылета
тела прыгуна.
3.Ознакомить с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание» :
разбег, отталкивание, переход через планку , приземление. Качества
влияющие на результат прыжка
Практические занятия
1.Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» , техника
отталкивания, подводящие упражнения.
2.Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием. Подбор разбега
оптимальной длины. Повторное выполнение разбега (установление длины с
контрольными отметками с имитацией отталкивания).
3.Обучение переходу через планку и приземлению. Переход планки и
приземление. Лежа в упоре на руках, имитация движений толчковой ноги над
планкой. С прямого разбега 3 – 5 шагов прыжок с поворота на 180 о (пируэт).
То же через планку; то же с бокового разбега через наклонную планку.
4.Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание» в целом –
к.у.
Самостоятельная работа
1.Составить анализ техники прыжка в высоту, разными способами
2.Записать методику обучения прыжка в высоту
2
8
2
2
2
2
6
2
2
ОК 10.,ОК 11.,
ОК 12. ПК 1.1.,
ПК 1.2.
ПК1.5.ПК 2.6.
ПК 3.1.
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
8
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
8
2
2
13
Тема 2.2. Техника и
методика обучения
метанию мяча
гранаты
Раздел 4.
Тема 4.1.
Управление
учебным процессом
Тема 4.2.
3.Анализ ошибок в прыжках в высоту и методика их исправления, заполнить
таблицу
4. Правила соревнований по прыжкам в высоту, составить положение
соревнований по прыжкам в высоту
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть основные части прыжка
2.Определить особенности техники тройного прыжка
Практические занятия
1.Обучение технике тройного прыжка
Обучить отталкиванию «скачке» и «шаге» Многократные прыжки на одной
ноге, «скачки»; то же по отметкам. «Скачок» с небольшого разбега с
последующим полетом «в шаге» и приземлением на маховую ногу; то же с
активным движением рук назад и вперед-вверх, с небольшого разбега полет
«в шаге» и с последующим прыжком «согнув ноги»; то же с активным
движением рук назад и вперед-вверх.
2.Обучить технике тройного прыжка и сочетанию «шага и «прыжка»
Тройной прыжок с 8 – 12 шагов разбега; то же по отметкам. Тройной прыжок
с полного разбега.
3.Обучить ритму разбега и прыжку в целом к.у.- оценка техники и результат
Самостоятельная работа:
1.Записать технику и методику обучения технике тройного прыжка
2.Анализ ошибок в технике выполнения и методика их исправления
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды метаний
2.Раскрыть фазы метания мяча, гранаты и дать характеристику каждой фазе
3. Определить факторы влияющие на дальность полета снаряда. Финальное
усилие и выпуск снаряда в правильном направлении. Основная фаза метания.
Дальность полета снаряда в зависимости от начальной скорости вылета, угла
вылета и сопротивления воздуха. Траектория полета снаряда, размеры,
формы снарядов и дальность их полета.
2
4. Меры техники безопасности при метании мяча, гранаты
Практические занятия
2
10
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
4
2
2
6
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
4
2
2
8
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
14
Методика
организации и
проведения урока
легкой атлетики в
разных возрастных
группах
1 Обучение технике метания мяча, гранаты: держанию снаряда и броску,
метанию с места
2.Обучение разбегу в сочетании с броском: ускорение на отрезках до 20
метров, выполнение замаха, финальное усилие.
3.Обучение метанию с бросковых шагов, выполнить разбег и отведение мяча
(гранаты) Метание мяча (копья, гранаты) с разбега на 4 бросковых шага
Метание мяча (копья, гранаты) на 4 бросковых шага с ходьбы и медленного
бега; то же, выполняя бросковые шаги по отметкам. Метание мяча (копья,
гранаты), выполняя 4 бросковых шага (смена ног), с предварительного
разбега (с 3 – 5 шагов) до контрольной линии.
4.Обучение метанию мяча (гранаты ) с полного разбега, Подбор разбега
оптимальной длины и уточнение контрольной отметки. Метание мяча (копья,
гранаты) с целью совершенствования слабо освоенных элементов в технике
метания. Контрольные броски копья, гранаты.
5.Совершенствование техники метания мяча (гранаты) –к.у. оценка техники
и результат
Самостоятельная работа
1.Техника безопасности при обучении метанию мяча, гранаты, записать в
тетрадь
2.Записать технику метания, заполнить таблицу
3.Записать методику обучения метанию, заполнить таблицу
4.Рассмотреть ошибки и методику их исправления, заполнить таблицу
5. Составить положение соревнований по метанию с учетом специфики
6. Организация занимающихся при обучении метаниям, записать
7. Составить план обучения одного из видов метаний
Содержание учебного материала:
1.Содержание программы по легкой атлетике в начальной школе –анализ
программы
2. Содержание программы по легкой атлетике в средней школе –анализ
программы
3. 1.Содержание программы по легкой атлетике в старших классах–анализ
программы
2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
8
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
15
4.Особенности организации и методика проведения урока легкой атлетики в
разных возрастных группах: формулировка цели, задач урока, содержание и
методические указания
Практические занятия:
1. Ходьба на под счёт, на носках на пятках. Бег, с ускорением. Бег 30 м.
Подвижная игра «Вызов номеров». Понятие 2короткая дистанция». Развивать
скоростные качества.
2 Метание малого мяча в горизонтальную цель (2*2м) с расстояния 4-5
метров. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростно – силовых качеств. Подвижная
игра «Защита укрепления».
3. Разновидности ходьбы. Ходьба с преодолением препятствий. Бег с
ускорением (30м). Игра «Пустое место». Челночный бег. Развивать
физические качества
4. Бег (4 мин.) Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег-70
м, ходьба -100 м). Игра «Салки» на марше». Развитие выносливости.
2
16
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7., ПК
1.5.,ПК2.6.,
ПК 3.1.
2
ОК1.,
5. Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Прыжок с высоты 60
см. Игра «Лиса и куры». Развитие скоростно – силовых качеств.
6. Бросок теннисного мяча на дальность, на точность и заданное расстояние.
Бросок в цель с расстояния 4-5 метров. Игра «Невод». Развитие скоростно –
силовых способностей.
7. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места. Игра
«Волк во рву». Развитие скоростно – силовых способностей.
8. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом «перешагивание» (подбор
разбега и отталкивание). Метание теннисного мяча на заданное расстояние.
Спец. беговые упражнения. ОРУ в движении. Развитие скоростно-силовых
качеств.
9. Высокий старт (10 – 15 м), бег с ускорением (30 – 40 м). Встречная
эстафета. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств.
Игра «Бег с флажками».
10. Высокий старт (15-30 м). Финиширование. Спец. беговые упражнения.
ОРУ. Эстафеты линейные, передача палочки. Развитие скоростных качеств.
Старты из различных положений.
2
ОК2.,
ОК4.
2
ОК6.
ОК7.
2
ОК9.
ОК11.
16
11. Высокий старт (20-40 м) Бег по дистанции (50-60 м). Линейная эстафета.
Спец. беговые упражнения. ОРУ. Челночный бег (3*10). Развитие
скоростных качеств.
12. Низкий старт (30-40 м). Бег по дистанции (70-80 м). Специальные
беговые упражнения. Развитие скоростных качеств
13. Кроссовая подготовка: бег в равномерном темпе (15 мин.). Бег по
пересеченной местности. Специальные беговые упражнения. Преодоление
горизонтальных препятствий. Спортивная игра «Лапта». Развитие
выносливости.
14. низкий старт (до 30 м) Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. Спец.
беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Основы обучения
двигательным действиям.
15. Кроссовая подготовка: бег 23 мин. Преодоление горизонтальных
препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег по пересечённой
местности. Спортивная игра «Футбол, баскетбол и т.д.» Развитие
выносливости.
16. Метание мяча на дальность с 5-6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег.
Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы метаний.
Легкоатлетические рекорды.
Самостоятельная работа
1.Составить поурочный график изучения учебного материала и принцип его
составления.
2. Записать в таблицу формы организации и проведения занятий по легкой
атлетике в школе
3. Составить сравнительный анализ методики обучения легкоатлетическим
упражнениям
4.Составление конструкта урока с учётом возрастных особенностей
5.Контроль за выполнением двигательного действия Рассмотреть
особенности оценки техники - конспект
6. Оценка двигательного действия Составить основные требования по видам
Всего часов:
2
ОК12.
ПК1.1.
2
ПК1.2.
ПК1.3.
2
ПК1.4.
ПК3.1
ПК3.2.
13
3
ПК3.3.
ПК3.4
2
2
2
2
2
255
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
- легкоатлетический манеж;
- открытый стадион широкого профиля.
Дисциплина реализуется также на базе Мастерской по компетенции Физическая культура,
спорт и фитнес с применением оборудования:
- амортизатор с ручками уровень сопротивления слабый;
- амортизатор с ручками уровень сопротивления средний;
- плиометрическая тумба;
-координационная лестница;
-маты гимнастические;
-скакалка;
-теннисные мячи;
-конусы;
-эстафетная палочка;
-барьер легкоатлетический взрослый;
- микшер + колонка.
Для организации смешанного обучения и самостоятельной работы студентов с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
используется платформа Moodle и GoogleClass.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Алхасов, Д.С. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой
преподавания. Легкая атлетика : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 300 с. –
(Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblioonline.ru/bcode/457599 (дата обращения: 26.03.2020).
2. Германов, Г. Н. Методика обучения предмету «физическая культура». Легкая
атлетика : учебное пособие для среднего проф. : Издательство Юрайт, 2020. – 461 с. –
(Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblioonline.ru/bcode/453962 (дата обращения: 26.03.2020).
3. Грецов, Г.В., Войнова, С.Е., Германова, А.А. Теория и методика обучения базовым
видам спорта: Легкая атлетика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования -2-е изд., стер - М.: Академия, 2017. – 288 с.
4. Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр
«Академия», 2018. – 464 с.
Дополнительная литература
1.Зеличенок В. Б., Спичков В. Н., Штейнбах В. Л. Легкая атлетика. Энциклопедия. В 2
томах (комплект); Человек - Москва, 2012. - 201 c.
2. Кабанович Н. Легкая атлетика 10 класс. Метод. газ. «Спорт в школе», № 8, 2008.
с.12.
3.Кабанович Н. Легкая атлетика 11 класс. Метод. газ. «Спорт в школе», № 9, с.8.
4.Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность
учащихся. Легкая атлетика; Просвещение - Москва, 2011. - 886 c.
5.Легкая атлетика. Правила соревнований ВФЛА. – М.: Советский спорт, 2010. - 224 c.
6. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура
и спорт, 2009. - 272 c.
7.Легкая атлетика. Учебник; Физическая культура – М., 2014. - 446 c.
5. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 205 с. – (Профессиональное образование). // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/456869 (дата обращения: 26.03.2020).
8.Олимпийская энциклопедия. В 5 томах. Том 1. Легкая атлетика; Свиньин и сыновья
- Москва, 2014. - 352 c.
9.Олимпийская энциклопедия. Легкая атлетика. Афины 2004, Пекин 2008; Свиньин и
сыновья - Москва, 2011. - 396 c.
3.2.2. Электронные издания
1. Портал легкой атлетики http://www.trackandfield.ru/
2. Легкая атлетика России http://www.rusathletics.com/
3. Легкая атлетика: новости, результаты, фото http://www.runners.ru/
4. Легкая атлетика: Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1%8F
_%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B5%D1%
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
истории и этапов развития
воспроизводит историю письменный/устный опрос
базовых видов спорта и новых и перечисляет этапы
видов физкультурноразвития базовых видов
спортивной деятельности;
спорта и новых видов
физкультурноспортивной
деятельности на основе
информационного
поиска
терминологии базовых и
воспроизводит
тестирование
новых видов физкультурноосновные понятия и
терминологический
спортивной деятельности;
термины базовых и
диктант
новых видов
физкультурноспортивной
деятельности
техники профессионально
описывает технику
письменный опрос
значимых двигательных
двигательного действия
действий базовых и новых
базовых и новых видов
видов физкультурнофизкультурноспортивной деятельности;
спортивной
деятельности в
соответствии с
критериями оценки
Олимпиады
профессионального
мастерства
содержания, форм
устанавливает связь
письменный/устный опрос
организации и методики
между содержанием и
проведения занятий по
базовым и новым видам
физкультурно-спортивной
деятельности в школе;
формами организации и
методикой проведения
занятий по базовым и
новым видам
физкультурноспортивной
деятельности в
соответствии с
возрастными
особенностями
обучающихся
методики обучения
описывает методику
двигательным действиям
обучения двигательным
базовых и новых видов
действиям в
физкультурно-спортивной
соответствии с этапом
деятельности;
обучения
особенностей и методики
выбирает методику
развития физических качеств развития физических
в базовых и новых видах
качеств с учетом
физкультурно-спортивной
закономерностей их
деятельности;
развития и возрастных
особенностей учащихся
особенностей организации и
объясняет особенности
проведения соревнований по
организации и
базовым видам физкультурно- проведения
спортивной деятельности;
соревнований по
базовым видам
физкультурноспортивной
деятельности с учетом
правил соревнований
основ судейства по базовым
объясняет правила
видам спорта
соревнований в
зависимости от игровой
ситуации и применяет
их в практической
деятельности
разновидностей спортивнокатегоризирует
оздоровительных
разновидности
сооружений, оборудования и
спортивноинвентаря для занятий
оздоровительных
различными видами
сооружений и
физкультурно-спортивной
распознает
деятельности, особенности их оборудование и
эксплуатации;
инвентарь для занятий
различными видами
физкультурноспортивной
деятельности
техники безопасности и
учитывает факторы
требований к физкультурнориска и основные
методы профилактики
устный опрос
тестирование
устный опрос
анализ конкретных
соревновательных
ситуаций
составление положения о
соревнованиях
ролевая игра (судья,
легкоатлеты, тренер)
письменный/устный опрос
письменный/устный опрос
спортивным сооружениям,
оборудованию и инвентарю;
Умения:
планировать, проводить и
анализировать занятия по
базовым видам физкультурноспортивной деятельности
(легкой атлетике) и новым
видам физкультурноспортивной деятельности;
выполнять профессионально
значимые двигательные
действия по базовым и новым
видам физкультурноспортивной деятельности;
использовать терминологию
базовых и новых видов
физкультурно-спортивной
деятельности;
применять приемы страховки
и самостраховки при
выполнении физических
упражнений;
травматизма в процессе
занятий в соответствии
с физической
подготовленностью
обучающихся и
СанПиНами
разрабатывает и
демонстрирует занятия
по базовым видам
физкультурноспортивной
деятельности (,легкой
атлетике) и новым
видам физкультурноспортивной
деятельности в
соответствии с
требованиями ФГОС,
критериями WSR и с
учетом возрастных
особенностей
обучающихся
демонстрирует и
интерпретирует
профессионально
значимые двигательные
действия по базовым и
новым видам
физкультурноспортивной
деятельности в
соответствии с
техникой их
выполнения
интерпретирует
терминологию базовых
и новых видов
физкультурноспортивной
деятельности в
процессе практической
деятельности
рационально применяет
приемы страховки и
самостраховки при
выполнении
физических
упражнений в
соответствии с
требованиями техники
безопасности
технологическая карта
(конспект) урока, схема
анализа урока
оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий
технологическая карта
(конспект) урока
оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий
обучать двигательным
действиям базовых и новых
видов физкультурноспортивной деятельности;
демонстрирует
обучение двигательным
действиям базовых и
новых видов
физкультурноспортивной
деятельности с учетом
этапа обучения
использовать оборудование и эксплуатирует
инвентарь для занятий
оборудование и
различными видами
инвентарь для занятий
физкультурно-спортивной
различными видами
деятельности в соответствии с физкультурноего назначением и
спортивной
особенностями эксплуатации; деятельности в
соответствии с его
назначением и
особенностями в
процессе практической
деятельности
подбирать, хранить,
выбирает способы
осуществлять мелкий ремонт действий и
оборудования и инвентаря
инструменты для
определения
технического состояния
оборудования и
инвентаря, его хранения
и ремонта с учетом
требований СанПиН
технологическая карта
(конспект) урока
оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий
оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий