ОП.08.02 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08.02.ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
49.02.01. Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 г. № 1355.

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик:
Киселева Л.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Легкая
атлетика с методикой преподавания» является
обязательной частью _указать цикл, в который входит дисциплина цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
49.02.01 «Физическая культура»
Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 49.02.01 «Физическая культура»
далее одним списком представляются ОК и ПК с расшифровкой формируемой
компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
культуре.
5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам
дополнительного образования в области физической культуры.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
4

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания.
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
планировать, проводить и
историю и этапы развития
ОК 1
анализировать занятия по
легкоатлетического спорта;
ОК 2
базовым видам физкультурнотерминологию легкоатлетического
ОК 3
спортивной деятельности
спорта;
ОК 4
учебной дисциплины легкая
технику профессионально значимых
ОК 5
атлетика, физкультурнодвигательных действий
ОК 6
спортивной деятельности;
легкоатлетического спорта;
ОК 7
выполнять профессионально
содержание, формы организации и
ОК 8
значимые двигательные действия методику проведения занятий по
ОК 9
дисциплины легкая атлетика
легкой атлетике в школе;
ОК 10
использовать легкоатлетическую
методику обучения двигательным
ОК 11
терминологию
действиям легкоатлетического спорта;
ОК 12
применять приемы страховки и
особенности и методику развития
ПК 1.1
самостраховки при выполнении
физических качеств в легкой атлетике;
ПК 1.2
легкоатлетических упражнений;
особенности организации и проведения
ПК 1.3
обучать двигательным действиям соревнований по легкой атлетике;
ПК 1.4
легкоатлетических упражнений;
основы судейства по
ПК 1.5
подбирать, хранить, осуществлять легкоатлетическим видам;
ПК 2.1.
мелкий ремонт оборудования и
разновидности спортивноПК 2.2
инвентаря;
оздоровительных сооружений,
ПК 2.3
использовать
оборудование
и
оборудования и инвентаря для занятий
ПК 2.4
инвентарь для занятий
различными легкоатлетического
ПК 2.5
различными видами
спорта. особенности их эксплуатации;
ПК 2.6
легкоатлетического спорта в
технику безопасности и требования к
ПК 3.1
соответствии с его назначением и физкультурно-спортивным
ПК 3.2
особенностями эксплуатации;
сооружениям, оборудованию и
ПК 3.3
инвентарю;
ПК 3.4
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы

255

в том числе:
теоретическое обучение

68

лабораторные работы

0

практические занятия

94

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

93

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем в
часах

1

2

3

Раздел 1:
История и этапы
развития легкой
атлетики
спортивная ходьба
и беговые виды
Тема 1.1
структура и
содержание
предмета легкая
атлетика

Содержание учебного материала:
1.Класссификация и общая характеристика легкоатлетических видов
спорта: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Оздоровительное,
воспитательное, прикладное и спортивное значение легкоатлетических
упражнений.
2.Классификация техники легкоатлетических движений фазы,
структура, силы движений. Техника движений естественная и спортивная.
Общее в технике и различия
3.Общие правила построения двигательных действий: пространственные
характеристики, положение тела, траектория движения, темп движения,
оценка скорости
4. Техника безопасности на уроках легкой атлетики: подготовка места
занятий, по видам легкой атлетики. Требования к использованию инвентаря
5. Этапы обучения легкоатлетическим упражнениям
Самостоятельная работа:
1.История развития легкоатлетического спорта. Олимпийское движение.
Организация, проведение и элементарные правила соревнований по легкой
атлетике. Составить календарь соревнований по легкой атлетике в школе
2.Виды и характер соревнований по легкой атлетике. Составить таблицу
деятельности судейской коллегии по легкой атлетике
3.Состапить положение о соревнованиях по бегу в школе
Содержание учебного материала
1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы Характеристика ходьбы и
бега. Сходство и различие между ходьбой и бегом. Цикличность движений

10

Тема 1.2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7. ПК 3.
2
2

2

ОК2,
ОК5.,ОК7.,
ПК3.3

2
6
2
2
2
6
2

ОК1., ОК 2.,
ОК 4., ОК 7.
7

Техника и методика 2. Рассмотреть фазы спортивной ходьбы, периоды и фазы движений ноги в
технике цикла (двойного шага). Отталкивание как основная фаза при ходьбе и
обучения
спортивной ходьбе беге.
3.Рассмотреть цикл движения в спортивной ходьбе. Общая схема движений в
ходьбе. Положение туловища, движение ног и рук
Практические занятия
1.Методика обучения технике спортивной ходьбы движению ног и таза:
Ходьба с постановкой выпрямленной ноги на пятку (с постепенным
увеличением длины и частоты шага); с активным выведением голени вперед;
семенящая ходьба в чередовании с ходьбой широким шагом; акцентируя
движения таза вокруг вертикальной оси. Движения рук и плечевого пояса.
2.Закрепление техники движения ног и таза: Имитация движения рук на
месте. Ходьба: руки за спиной; с выпрямленными руками; с активной работой
рук и плечевого пояса.
3.Обучение движению рук и плечевого пояса: Ходьба с различной
скоростью, уточняя положение туловища и головы, движение ног и рук,
соответственно индивидуальным особенностям занимающихся.
4.Закрепление техники спортивной ходьбы в целом- оценка техники
спортивной ходьбы, прохождение дистанции 600 м и 800 м, контрольный
урок
Самостоятельная работа
1.Составить презентацию: история развития спортивной ходьбы и беговых
видов
2. Записать основные фазы техники спортивной ходьбы
3.Записать методику обучения технике спортивной ходьбы.
4.Записать в таблицу, ошибки в технике и методику их исправления
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Техника и методика 1.Основы техники бега на средние дистанции. Дыхание при беге.
обучения беговым Особенности техники бега на средние и длинные дистанции у детей
видам
различного возраста.
2. Характеристика техники, периоды и фазы: старт, стартовый разгон бег по
дистанции и финиширование
Практические занятия

2
2
8

2

2
2

ОК1., ОК4.,
ПК2.6.

2

8
2
2
2
2
4
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
10
8

1. Обучение технике бега на средние дистанции:
технике бега по прямой - технике бегового шага: разучить специальные
беговые упражнения
2.Обучение технике бега по повороту. Бег по повороту: бег «змейкой», бег по
кругу диаметром 20 – 30 м, бег по кругу с выбеганием на прямую, вбегание с
прямой в круг, бег по виражу
3.Обучение технике высокого старта, стартового разгона и финишированию:
демонстрация стартовых положений с опорой и без опоры на руки, принятие
правильного положения по команде «на старт» и выбегание с высокого старта
с постепенным удлинением отрезка и переходом в бег по дистанции,
выбегание с высокого старта в начале виража, выбегание на финиш с
различным положением туловища..
4.Закрепление техники бега на средние дистанции. (Оценка техники и
результат). Бег с различной скоростью, уточняя положение туловища и
головы, движения ног и рук соответственно индивидуальным особенностям
занимающихся (на расстоянии 300 – 800 м), повторный бег на отрезках 300 –
600 м и бег с высокого старта с финишным ускорением в конце дистанции.
5.Закрепление техники спец. беговых упражнений-оценка техники: бег с
высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, «семенящий»
бег, бег «прыжками»,
Самостоятельная работа
1. Записать в таблицу технику и методические указания к выполнению спец.
беговых упражнений
2.Записать технику бега на средние дистанции
3. Конспект, записать технику и методику обучения бегу на средние
дистанции
4.Ошибки в технике и методика исправления, составить таблицу
5.Правила соревнований по бегу: места соревнований и оборудование.
Составить требования к организации и проведения соревнований по бегу
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть цикл движения в беге на короткие дистанции;
2.Раскрыть фазы в технике бега: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и
финиширование; разновидности низкого старта.

2

2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

2

10
2
2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
2
8
2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.
9

3.Дать техническую характеристику каждой фазе: низкий старт, команды при
выполнении низкого старта и задача каждой фазы.
4.Рассмотреть отличия техники бега на разные дистанции и записать в
таблицу
Практические занятия
1.Обучение технике бега на короткие дистанции:
Ознакомить с особенностями и создать правильное представление о технике
бега короткие дистанции. Показать выполнение техники.
2. Обучение технике бега по прямой. Движения ног (беговой шаг): ходьба и
медленный бег на передней части стопы, бег на месте с переходом на
обычный бег, бег с захлестыванием голени, с переходом на обычный бег,
семенящий бег, с переходом на обычный бег, медленный бег, сохраняя
правильность осанки и работы рук, бег на отрезках с различной скоростью.
3.Обучение технике бега по повороту: бег «змейкой», бег по кругу
диаметром 20 – 30 м, бег по кругу с выбеганием на прямую, вбегание с
прямой в круг, бег по виражу
4.Обучение технике низкого старта и стартовому разгону бег с низкого
старта по прямой; бег со старта с опорой на одну руку (полунизкий старт); со
старта с опорой на две руки, не опускаясь на колено, то же – с опорой на
колено. Выполнение команды «На старт!», «Внимание!» и «Марш!, с
последующим бегом.
5.Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных
особенностей. (Оценка техники и результат).
Самостоятельная работа
1.Записать технику бега и методику обучения бегу на короткие дистанции
2.Определить от чего зависит расстановка стартовых колодок
3.Составить таблицу анализа техники бега на средние и короткие дистанции:
сходство и различия
4.Записать в таблицу ошибки и методику исправления
5.Записать распределение участников соревнований по забегам в беге на
короткие дистанции
Содержание учебного материала:

2
2
10
2

2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

2

2
10
2
2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
2
4

10

1.Рассмотреть виды эстафетного бега. Критерии составления команды для
эстафетного бега: рациональная техника, система отбора спортсменов и
психологическая подготовка
2. Раскрыть способы и технику передачи эстафетной палочки: способы сверху
и снизу. Эффективность передачи: чувство пространства, чувство скорости.
Практические занятия
1.Обучение технике эстафетного бега:
Ознакомить с техникой эстафетного бега. Обучение технике передачи
эстафетной палочки: стоя на месте, в ходьбе и медленном беге
2. Обучение технике старта на этапах эстафетного бега: выполнение команд
«На старт!», «Внимание!» и «Марш!» и выполнение ускорения с опорой на
руку
3. Обучение технике передачи эстафетной палочки на максимальной
скорости в 20- метровой зоне: выполнение ускорения с контрольной отметки
4. Рассмотреть ошибки в технике эстафетного бега и методика их
исправления
5.Обучить технике эстафетного бега в целом и её совершенствование.
(Оценка техники и результат)
Самостоятельная работа
1.Составить план обучения технике эстафетного бега, заполнить таблицу
2.Записать ошибки и методику их исправления, заполнить таблицу
3.Изучить правила соревнований в эстафетном беге: составить судейскую
бригаду
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды барьерного бега. Дистанции барьерного бега, расстановка
барьеров, количество барьеров на разных дистанциях . Пространственные
характеристики, угловые характеристики
2.Рассмотреть фазы барьерного бега: старт, стартовый разгон с преодолением
первого барьера, бег по дистанции и финиширование, раскрыть задачу
каждой фазы
Практические занятия

2

2
10

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
2

2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
6
2
2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

4
2

2

8
11

Раздел 2.
Прыжковые виды
Тема 2.1. Техника и
методика обучения
легкоатлетическим
прыжкам

1.Обучение технике барьерного бега: Обучение технике преодоления барьера:
атака барьера, переход через барьер, сход с барьера. Специальные
упражнения барьериста. Преодоление барьеров в шаге и медленном беге
2.Обучение ритму и технике бега между барьерами: преодоление барьера
через три, на четвертый шаг, в медленном беге и на скорости
3.Обучение технике низкого старта и стартового разгона с преодолением
первого барьера, бег по дистанции с преодолением барьеров
4. Обучение технике барьерного бега в целом –Оценка техники и результат
Самостоятельная работа
1.Записать технику барьерного бега, составить таблицу
2.Записать методику обучения, составить таблицу
3.Записать ошибки и методику исправления, составить таблицу

2

Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды и способы легкоатлетических прыжков в длину с
разбега: Фаза эффективности прыжка ( отталкивание). Основные факторы,
влияющие на результат прыжка: начальная скорость, угол вылета тела
прыгуна.
2.Рассмотреть основные части прыжка и задачу каждой части: разбег и
подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет и приземление
3. Ознакомить с техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»
начальный набор скорости, подготовка к отталкиванию не снижая скорости,
задача отталкивания перевести часть горизонтальной скорости в
вертикальную. Оптимальный угол отталкивания. Сохранение равновесия в
полете.
Практические занятия
1.Обучение технике отталкивания: выполнять подготовительные и
подводящие упражнения, постепенно увеличивая скорость их выполнения
2.Обучение разбегу в сочетании с отталкиванием: научить ритму разбега с
постепенным увеличением скорости, бег по контрольным отметка в
сочетании с отталкиванием
3.Обучение технике приземления и движению в полете: прыжки в шаге с
последующим приземлением; вылет в шаге и группировка.

6
2

2
2
2
6
2
2
2

2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

8
2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

12

Тема 2.1. 1.Техника
и методика
обучения прыжку в
длину

Тема 2.1. 2Техника
и методика
обучения прыжку в
высоту
Тема 2.1. 3.Техника
и методика
обучения тройному
прыжку

Раздел 3. Метания

4. Обучение прыжку в целом- оценка техники и результат: выполнение
попыток в соревновательном режиме
Самостоятельная работа:
1.Основы техники прыжка в длину (презентация техники)
2.Записать методику обучения, заполнить таблицу
3.Анализ ошибок и методика их исправления, составить таблицу
4. Правила соревнований по прыжкам в длину, Составить положение по
прыжкам
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды и способы легкоатлетических прыжков в высоту: «
перешагивание» и « фосбири-флоп» Раскрыть фазы прыжка и задачи
каждой фазы
2.Рассмотреть фаза эффективности прыжка ( отталкивание). Основные
факторы, влияющие на результат прыжка: начальная скорость, угол вылета
тела прыгуна.
3.Ознакомить с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание» :
разбег, отталкивание, переход через планку , приземление. Качества
влияющие на результат прыжка
Практические занятия
1.Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» , техника
отталкивания, подводящие упражнения.
2.Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием. Подбор разбега
оптимальной длины. Повторное выполнение разбега (установление длины с
контрольными отметками с имитацией отталкивания).
3.Обучение переходу через планку и приземлению. Переход планки и
приземление. Лежа в упоре на руках, имитация движений толчковой ноги над
планкой. С прямого разбега 3 – 5 шагов прыжок с поворота на 180 о (пируэт).
То же через планку; то же с бокового разбега через наклонную планку.
4.Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание» в целом –
к.у.
Самостоятельная работа
1.Составить анализ техники прыжка в высоту, разными способами
2.Записать методику обучения прыжка в высоту

2
8
2
2
2
2
6
2

2

ОК 10.,ОК 11.,
ОК 12. ПК 1.1.,
ПК 1.2.
ПК1.5.ПК 2.6.
ПК 3.1.
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

8
2
2

2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
8
2
2
13

Тема 2.2. Техника и
методика обучения
метанию мяча
гранаты

Раздел 4.
Тема 4.1.
Управление
учебным процессом
Тема 4.2.

3.Анализ ошибок в прыжках в высоту и методика их исправления, заполнить
таблицу
4. Правила соревнований по прыжкам в высоту, составить положение
соревнований по прыжкам в высоту
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть основные части прыжка
2.Определить особенности техники тройного прыжка
Практические занятия
1.Обучение технике тройного прыжка
Обучить отталкиванию «скачке» и «шаге» Многократные прыжки на одной
ноге, «скачки»; то же по отметкам. «Скачок» с небольшого разбега с
последующим полетом «в шаге» и приземлением на маховую ногу; то же с
активным движением рук назад и вперед-вверх, с небольшого разбега полет
«в шаге» и с последующим прыжком «согнув ноги»; то же с активным
движением рук назад и вперед-вверх.
2.Обучить технике тройного прыжка и сочетанию «шага и «прыжка»
Тройной прыжок с 8 – 12 шагов разбега; то же по отметкам. Тройной прыжок
с полного разбега.
3.Обучить ритму разбега и прыжку в целом к.у.- оценка техники и результат
Самостоятельная работа:
1.Записать технику и методику обучения технике тройного прыжка
2.Анализ ошибок в технике выполнения и методика их исправления
Содержание учебного материала
1.Рассмотреть виды метаний
2.Раскрыть фазы метания мяча, гранаты и дать характеристику каждой фазе
3. Определить факторы влияющие на дальность полета снаряда. Финальное
усилие и выпуск снаряда в правильном направлении. Основная фаза метания.
Дальность полета снаряда в зависимости от начальной скорости вылета, угла
вылета и сопротивления воздуха. Траектория полета снаряда, размеры,
формы снарядов и дальность их полета.

2

4. Меры техники безопасности при метании мяча, гранаты
Практические занятия

2
10

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
4
2
2
6
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

2
4
2
2
8
2
2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

14

Методика
организации и
проведения урока
легкой атлетики в
разных возрастных
группах

1 Обучение технике метания мяча, гранаты: держанию снаряда и броску,
метанию с места
2.Обучение разбегу в сочетании с броском: ускорение на отрезках до 20
метров, выполнение замаха, финальное усилие.
3.Обучение метанию с бросковых шагов, выполнить разбег и отведение мяча
(гранаты) Метание мяча (копья, гранаты) с разбега на 4 бросковых шага
Метание мяча (копья, гранаты) на 4 бросковых шага с ходьбы и медленного
бега; то же, выполняя бросковые шаги по отметкам. Метание мяча (копья,
гранаты), выполняя 4 бросковых шага (смена ног), с предварительного
разбега (с 3 – 5 шагов) до контрольной линии.
4.Обучение метанию мяча (гранаты ) с полного разбега, Подбор разбега
оптимальной длины и уточнение контрольной отметки. Метание мяча (копья,
гранаты) с целью совершенствования слабо освоенных элементов в технике
метания. Контрольные броски копья, гранаты.
5.Совершенствование техники метания мяча (гранаты) –к.у. оценка техники
и результат
Самостоятельная работа
1.Техника безопасности при обучении метанию мяча, гранаты, записать в
тетрадь
2.Записать технику метания, заполнить таблицу
3.Записать методику обучения метанию, заполнить таблицу
4.Рассмотреть ошибки и методику их исправления, заполнить таблицу
5. Составить положение соревнований по метанию с учетом специфики
6. Организация занимающихся при обучении метаниям, записать
7. Составить план обучения одного из видов метаний
Содержание учебного материала:
1.Содержание программы по легкой атлетике в начальной школе –анализ
программы
2. Содержание программы по легкой атлетике в средней школе –анализ
программы
3. 1.Содержание программы по легкой атлетике в старших классах–анализ
программы

2
2
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2

2
14
2
2
2
2
2
2
2
8
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

2
2

ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7.

15

4.Особенности организации и методика проведения урока легкой атлетики в
разных возрастных группах: формулировка цели, задач урока, содержание и
методические указания
Практические занятия:
1. Ходьба на под счёт, на носках на пятках. Бег, с ускорением. Бег 30 м.
Подвижная игра «Вызов номеров». Понятие 2короткая дистанция». Развивать
скоростные качества.
2 Метание малого мяча в горизонтальную цель (2*2м) с расстояния 4-5
метров. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростно – силовых качеств. Подвижная
игра «Защита укрепления».
3. Разновидности ходьбы. Ходьба с преодолением препятствий. Бег с
ускорением (30м). Игра «Пустое место». Челночный бег. Развивать
физические качества
4. Бег (4 мин.) Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег-70
м, ходьба -100 м). Игра «Салки» на марше». Развитие выносливости.

2

16
2
ОК1., ОК 2., ОК
4., ОК 7., ПК
1.5.,ПК2.6.,
ПК 3.1.
2

ОК1.,
5. Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Прыжок с высоты 60
см. Игра «Лиса и куры». Развитие скоростно – силовых качеств.
6. Бросок теннисного мяча на дальность, на точность и заданное расстояние.
Бросок в цель с расстояния 4-5 метров. Игра «Невод». Развитие скоростно –
силовых способностей.
7. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места. Игра
«Волк во рву». Развитие скоростно – силовых способностей.
8. Прыжок в высоту с 5-7 беговых шагов способом «перешагивание» (подбор
разбега и отталкивание). Метание теннисного мяча на заданное расстояние.
Спец. беговые упражнения. ОРУ в движении. Развитие скоростно-силовых
качеств.
9. Высокий старт (10 – 15 м), бег с ускорением (30 – 40 м). Встречная
эстафета. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств.
Игра «Бег с флажками».
10. Высокий старт (15-30 м). Финиширование. Спец. беговые упражнения.
ОРУ. Эстафеты линейные, передача палочки. Развитие скоростных качеств.
Старты из различных положений.

2
ОК2.,
ОК4.
2
ОК6.
ОК7.
2
ОК9.
ОК11.

16

11. Высокий старт (20-40 м) Бег по дистанции (50-60 м). Линейная эстафета.
Спец. беговые упражнения. ОРУ. Челночный бег (3*10). Развитие
скоростных качеств.
12. Низкий старт (30-40 м). Бег по дистанции (70-80 м). Специальные
беговые упражнения. Развитие скоростных качеств
13. Кроссовая подготовка: бег в равномерном темпе (15 мин.). Бег по
пересеченной местности. Специальные беговые упражнения. Преодоление
горизонтальных препятствий. Спортивная игра «Лапта». Развитие
выносливости.
14. низкий старт (до 30 м) Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. Спец.
беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Основы обучения
двигательным действиям.
15. Кроссовая подготовка: бег 23 мин. Преодоление горизонтальных
препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег по пересечённой
местности. Спортивная игра «Футбол, баскетбол и т.д.» Развитие
выносливости.
16. Метание мяча на дальность с 5-6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег.
Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы метаний.
Легкоатлетические рекорды.
Самостоятельная работа
1.Составить поурочный график изучения учебного материала и принцип его
составления.
2. Записать в таблицу формы организации и проведения занятий по легкой
атлетике в школе
3. Составить сравнительный анализ методики обучения легкоатлетическим
упражнениям
4.Составление конструкта урока с учётом возрастных особенностей
5.Контроль за выполнением двигательного действия Рассмотреть
особенности оценки техники - конспект
6. Оценка двигательного действия Составить основные требования по видам
Всего часов:

2
ОК12.
ПК1.1.
2
ПК1.2.
ПК1.3.
2

ПК1.4.
ПК3.1
ПК3.2.

13
3

ПК3.3.
ПК3.4

2
2
2
2
2
255

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
- легкоатлетический манеж;
- открытый стадион широкого профиля.
Дисциплина реализуется также на базе Мастерской по компетенции Физическая культура,
спорт и фитнес с применением оборудования:
- амортизатор с ручками уровень сопротивления слабый;
- амортизатор с ручками уровень сопротивления средний;
- плиометрическая тумба;
-координационная лестница;
-маты гимнастические;
-скакалка;
-теннисные мячи;
-конусы;
-эстафетная палочка;
-барьер легкоатлетический взрослый;
- микшер + колонка.
Для организации смешанного обучения и самостоятельной работы студентов с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
используется платформа Moodle и GoogleClass.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Алхасов, Д.С. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой
преподавания. Легкая атлетика : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 300 с. –
(Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblioonline.ru/bcode/457599 (дата обращения: 26.03.2020).
2. Германов, Г. Н. Методика обучения предмету «физическая культура». Легкая
атлетика : учебное пособие для среднего проф. : Издательство Юрайт, 2020. – 461 с. –
(Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblioonline.ru/bcode/453962 (дата обращения: 26.03.2020).
3. Грецов, Г.В., Войнова, С.Е., Германова, А.А. Теория и методика обучения базовым
видам спорта: Легкая атлетика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования -2-е изд., стер - М.: Академия, 2017. – 288 с.
4. Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр
«Академия», 2018. – 464 с.
Дополнительная литература
1.Зеличенок В. Б., Спичков В. Н., Штейнбах В. Л. Легкая атлетика. Энциклопедия. В 2
томах (комплект); Человек - Москва, 2012. - 201 c.
2. Кабанович Н. Легкая атлетика 10 класс. Метод. газ. «Спорт в школе», № 8, 2008.
с.12.
3.Кабанович Н. Легкая атлетика 11 класс. Метод. газ. «Спорт в школе», № 9, с.8.
4.Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность
учащихся. Легкая атлетика; Просвещение - Москва, 2011. - 886 c.
5.Легкая атлетика. Правила соревнований ВФЛА. – М.: Советский спорт, 2010. - 224 c.

6. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура
и спорт, 2009. - 272 c.
7.Легкая атлетика. Учебник; Физическая культура – М., 2014. - 446 c.
5. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 205 с. – (Профессиональное образование). // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/456869 (дата обращения: 26.03.2020).
8.Олимпийская энциклопедия. В 5 томах. Том 1. Легкая атлетика; Свиньин и сыновья
- Москва, 2014. - 352 c.
9.Олимпийская энциклопедия. Легкая атлетика. Афины 2004, Пекин 2008; Свиньин и
сыновья - Москва, 2011. - 396 c.
3.2.2. Электронные издания
1. Портал легкой атлетики http://www.trackandfield.ru/
2. Легкая атлетика России http://www.rusathletics.com/
3. Легкая атлетика: новости, результаты, фото http://www.runners.ru/
4. Легкая атлетика: Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1%8F
_%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B5%D1%
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
истории и этапов развития
воспроизводит историю письменный/устный опрос
базовых видов спорта и новых и перечисляет этапы
видов физкультурноразвития базовых видов
спортивной деятельности;
спорта и новых видов
физкультурноспортивной
деятельности на основе
информационного
поиска
терминологии базовых и
воспроизводит
тестирование
новых видов физкультурноосновные понятия и
терминологический
спортивной деятельности;
термины базовых и
диктант
новых видов
физкультурноспортивной
деятельности
техники профессионально
описывает технику
письменный опрос
значимых двигательных
двигательного действия
действий базовых и новых
базовых и новых видов
видов физкультурнофизкультурноспортивной деятельности;
спортивной
деятельности в
соответствии с
критериями оценки
Олимпиады
профессионального
мастерства
содержания, форм
устанавливает связь
письменный/устный опрос
организации и методики
между содержанием и

проведения занятий по
базовым и новым видам
физкультурно-спортивной
деятельности в школе;

формами организации и
методикой проведения
занятий по базовым и
новым видам
физкультурноспортивной
деятельности в
соответствии с
возрастными
особенностями
обучающихся
методики обучения
описывает методику
двигательным действиям
обучения двигательным
базовых и новых видов
действиям в
физкультурно-спортивной
соответствии с этапом
деятельности;
обучения
особенностей и методики
выбирает методику
развития физических качеств развития физических
в базовых и новых видах
качеств с учетом
физкультурно-спортивной
закономерностей их
деятельности;
развития и возрастных
особенностей учащихся
особенностей организации и
объясняет особенности
проведения соревнований по
организации и
базовым видам физкультурно- проведения
спортивной деятельности;
соревнований по
базовым видам
физкультурноспортивной
деятельности с учетом
правил соревнований
основ судейства по базовым
объясняет правила
видам спорта
соревнований в
зависимости от игровой
ситуации и применяет
их в практической
деятельности
разновидностей спортивнокатегоризирует
оздоровительных
разновидности
сооружений, оборудования и
спортивноинвентаря для занятий
оздоровительных
различными видами
сооружений и
физкультурно-спортивной
распознает
деятельности, особенности их оборудование и
эксплуатации;
инвентарь для занятий
различными видами
физкультурноспортивной
деятельности
техники безопасности и
учитывает факторы
требований к физкультурнориска и основные
методы профилактики

устный опрос

тестирование

устный опрос
анализ конкретных
соревновательных
ситуаций
составление положения о
соревнованиях

ролевая игра (судья,
легкоатлеты, тренер)

письменный/устный опрос

письменный/устный опрос

спортивным сооружениям,
оборудованию и инвентарю;

Умения:
планировать, проводить и
анализировать занятия по
базовым видам физкультурноспортивной деятельности
(легкой атлетике) и новым
видам физкультурноспортивной деятельности;

выполнять профессионально
значимые двигательные
действия по базовым и новым
видам физкультурноспортивной деятельности;

использовать терминологию
базовых и новых видов
физкультурно-спортивной
деятельности;

применять приемы страховки
и самостраховки при
выполнении физических
упражнений;

травматизма в процессе
занятий в соответствии
с физической
подготовленностью
обучающихся и
СанПиНами
разрабатывает и
демонстрирует занятия
по базовым видам
физкультурноспортивной
деятельности (,легкой
атлетике) и новым
видам физкультурноспортивной
деятельности в
соответствии с
требованиями ФГОС,
критериями WSR и с
учетом возрастных
особенностей
обучающихся
демонстрирует и
интерпретирует
профессионально
значимые двигательные
действия по базовым и
новым видам
физкультурноспортивной
деятельности в
соответствии с
техникой их
выполнения
интерпретирует
терминологию базовых
и новых видов
физкультурноспортивной
деятельности в
процессе практической
деятельности
рационально применяет
приемы страховки и
самостраховки при
выполнении
физических
упражнений в
соответствии с
требованиями техники
безопасности

технологическая карта
(конспект) урока, схема
анализа урока

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий

технологическая карта
(конспект) урока

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий

обучать двигательным
действиям базовых и новых
видов физкультурноспортивной деятельности;

демонстрирует
обучение двигательным
действиям базовых и
новых видов
физкультурноспортивной
деятельности с учетом
этапа обучения
использовать оборудование и эксплуатирует
инвентарь для занятий
оборудование и
различными видами
инвентарь для занятий
физкультурно-спортивной
различными видами
деятельности в соответствии с физкультурноего назначением и
спортивной
особенностями эксплуатации; деятельности в
соответствии с его
назначением и
особенностями в
процессе практической
деятельности
подбирать, хранить,
выбирает способы
осуществлять мелкий ремонт действий и
оборудования и инвентаря
инструменты для
определения
технического состояния
оборудования и
инвентаря, его хранения
и ремонта с учетом
требований СанПиН

технологическая карта
(конспект) урока

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий

оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».