ОГСЭ.В.07 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Приложение 4.7
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 46.02.01

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК",
street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU,
givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.27 15:58:05 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.В.07 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации 11.08.2014 г. № 975.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.В.07 «Мировая художественная культура»
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины
«Мировая художественная культура»
является частью
вариативной частью основной профессиональной образовательной
программы по специальности «Документационное обеспечение управления и
архивоведение».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих и общих
компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1 .2. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
Изучение мировой художественной культуры направлено на достижение следующих
целей:
- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия
произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России
и других стран мира;
- освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей,
направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах
на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
- овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать
собственную эстетическую оценку;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:

4

Код ПК,
ОК
ОК 1-9

Умения

Знания

• сравнивать художественные стили и
соотносить их с определенной
исторической эпохой, направлением,
национальной школой;
• называть их ведущих представителей;
• понимать искусствоведческие термины
и пользоваться ими;
• осуществлять поиск, отбор и обработку
информации в области искусства;
• уметь аргументировать собственную
точку зрения в дискуссии по проблемам
мировой художественной культуры;
•
уметь выполнять учебные и
творческие задания (эссе, доклады,
рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);
•
использовать
приобретенные
знания в практической деятельности и
повседневной жизни;
•
для определения путей своего
культурного
развития
и
профессионального самоопределения;
•
ориентации в классическом
наследии и современном культурном
процессе;
•
организации
личного
и
коллективного досуга;
•
самостоятельного
художественного творчества.

•
особенности
возникновения и основные
черты стилей и направлений
мировой
художественной
культуры;
•
шедевры
мировой
художественной культуры,
•
основные
выразительные
средства
художественного
языка
разных видов искусства,
•
роль знака, символа,
мифа
в
художественной
культуре.
образа жизни.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы

63

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

42

практические занятия

12

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

21

Промежуточная аттестация

Зачет

0

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Мировая художественная культура»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
Введение.
Происхождение
искусства.

2

Содержание учебного материала
Происхождение искусства. Мировая художественная культура – единство в многообразии.
Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в искусстве.
Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления.
Раздел I. Художественная культура первобытного мира
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Художественные Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы.
образы древнего Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира.
мира
Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической
традиции. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром.
Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная
живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как
символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе
Стоунхенджа.
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика конспектов: Обряд плодородия – воспроизведение первичного мифа.
«Великий выход» – ритуал воскрешения египетского бога растительности Осириса.
«Великий идол» («Тируппавей») – индуистский обряд воздействия на плодородие и
процветание природы. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная
неделя. Семик. Иван Купала. Зарождение искусства.
Раздел.2. Художественная культура Древнего мира
Тема2.1.
Содержание учебного материала
Культура
Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых
Месопотамии.
сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф –
основные средства внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений.

Коды
компетенций,
формированию
Объем
которых
в часах
способствует
элемент
программы
3
2
2
ОК1-9

3

ОК1-9

2

ОК1-9

1
1

ОК1-9

3

8
2
2

ОК1-9

6

Тронный зал Южного дворца царя Навуходоносора в Вавилоне, Зал приемов во дворце царя
Ашшурнасирпала II в Кальху, парадные ворота дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине,
Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы –
специфика месопотамского изобразительного искусства.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Культура
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Наземный
Древнего Египта поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей.
Гробница Тутанхамона в Долине царей.
Древняя америка. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и
рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев
Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Крито-микенская Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего
культура.
мира. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите.
Самостоятельная работа обучающихся
Посмотреть в сети интернет и сделать презентацию:
Пирамиды в Гизе. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Комплекс майя
в Паленке. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Раздел 3. Художественная культура стран Востока
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в
Культура
Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древней Индии, Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности
Древнего Китая и индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в
Японии.
Кхад. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной.
Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Культ природы – кредо японской
архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты».
Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных
воззрений буддизма.
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад « Садово-парковое искусство. Типы японских садов»
Раздел 4. Античная культура
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Художественная
1. Храмы Древней Греции

2
2

ОК1-9

2

ОК1-9

2
2

ОК1-9

4

4
4
2

ОК1-9

2
2
10

ОК1-9
ОК1-9

10
2
7

культура
Античности

Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный
образ союза людей и богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции.
Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической,
эстетической программы афинского Акрополя
2.Архитектура Древней Греции и Рима.
Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской
архитектуры. Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза
греческих и римских строительных идеалов.Греческий рельеф – пластический образ синтеза
архитектурных форм и декора храма.
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Метопы храма Афины в
Селинунте. Метопы храма Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона в
Афинах
В том числе практическое занятие.
1.Греческая и римская скульптура. Анализ произведений. Скульптура – художественное
воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до
поздней классики. Куросы и коры. Статуя Диадумена – образец геометрического стиля
Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней
классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм
архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в
Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Римский скульптурный
портрет.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Примерная тематика докладов: Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и рок в
древнегреческом театре. Миф об Атридах. Эсхил. «Орестея». Софокл. «Электра». Еврипид.
«Электра».
2.Примерная тематика докладов: Архитектура, декор, мебель римского дома. Дом Веттиев в
Помпеях. Вилла. Армерина на Сицилии. Скульптурный портрет.
Раздел 5. Художественная культура средних веков
Тема5.1.
Содержание учебного материала
Искусство
Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в
Византии.
Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестовоИконопись.
купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства
Церкви земной и небесной. Церковь Санта-Мария дель
Аммеральо (Марторана) в Палермо. Стилистическое многообразие древнерусских крестовокупольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы)

ОК1-9

2
ОК1-9

2
2

ОК1-9

4
2

ОК1-9

2

ОК1-9

8
4
2

ОК1-9

8

Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей
Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре
в Риме. Христианская символика.Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского
собора Московского Кремля. Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и святых в
творчестве Феофана Грека.
Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального
единения.
Орнаментальность русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях
прикладного искусства – синтез византийских и национальных традиций.
Самостоятельная работа обучающихся
выполнение домашнего задания по разделу «Художественная культура Средних веков.
Византия и Древняя Русь». Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных
элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском.
Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе.
Высокий русский иконостас – символ становления Церкви воинствующей и связи Ветхого и
Нового Заветов. Знаменный распев.
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Художественная
Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека
культура
Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских
европейского
базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Готический
средневековья.
храм – образ мира. Архитектура, скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового
Заветов. Собор Нотр-Дам в Шартре. Эволюция стилистических черт Средневековья в
интерьерезамков (мебель, шпалеры, изделия прикладного искусства) и одежде.
Конструирование, построение, изображение.
В том числе практических занятий
1.Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом
декоре романских монастырских базилик
Самостоятельная работа обучающихся
1.Примерная тематика сообщений: «Каролингское Возрождение». Архитектура и декор
дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель
де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Григорианский хорал. . Книжная
миниатюра.
Раздел 6. Проторенессанс.
Тема 6.1.
Содержание учебного материала

2
2

ОК1-9

4
ОК1-9

2
2
2
2

ОК1-9

6
9

Проторенессанс

Франициск Ассизский. Зарождение гуманистического мировоззрения в Италии. Античный
принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в верхней церкви СанФранческо в Ассизи. Музыкальное течение Арс нова.
В том числе практическое занятие
1.Биография Джотто .Сравнительная характеристика новаторства Джотто и
предшествующей живописной традиции.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Примерная тематика докладов: Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь
«Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
Раздел 7.Художественная культура эпохи Возрождения.
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Художественная
1.Раннее Возрождение.
культура эпохи
Сандро Боттичелли. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Раннее Возрождение во
Возрождения
Флоренции. Новое пространственно-временное восприятие мира. Беноццо Гоццоли.
Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи—Риккарди. Воплощение
ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески.
Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со
статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.
Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Рельеф «Пир Ирода»
в Сиене .Боттичелли во Флоренции.
2.Высокое Возрождение.
Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Леонардо да
Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы).
Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и
языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна».
3.Скульптура. Микеланджело Буонарроти.
Образ человека-борца. Статуя Давида.
4.Венецианская школа.
Джоржоне, Тициан.Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх и
Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа».
5.Северное Возрождение.
Специфика Северного Возрождения. П.Брейгель. И.Босх.
Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Светский характер французского
Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как

2

ОК1-9

2
2

ОК1-9

2
2

ОК1-9

16

ОК1-9

16
2
ОК1-9

2
ОК1-9

2
2

ОК1-9
ОК1-9
ОК1-9

2

ОК1-9
ОК1-9

10

отражение новой эстетики. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих
страстей.
В том числе практических занятий
2
1.Возрождение в Италии, Рафаэль Санти. Анализ духовно-практической концепции «Санцы
2
Ватикана»
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Примерная тематика докладов: Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии
2
светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу.
Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо
2. Примерная тематика докладов: Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала
и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер
2
Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре
всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола».
Раздел 10. Художественная культура XVII века.
8
Тема 10.1.
Содержание учебного материала
8
Художественная
Микеланджело Караваджо. Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое
2
культура XVII
мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Лоренцо Бернини.
века
Барокко.Архитектурные ансамбли Рима. Специфика русского барокко. Франческо
Бартоломео Растрелли. Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском
Селе. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера
Пауэла Рубенса. Микеланджело Караваджо. «Обращение апостола Павла». Рембрандт
Харменс Ван Рейн. «Пир Валтасара». Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы».
В том числе практических занятий
1.Классицизм. «Большой королевский стиль» Людовика XIV – сплав классицизма в
2
архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров
(мебель, гобелены, плафоны). Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола
Пуссен. «Триумф Флоры». Анализ произведений.
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.Примерная тематика докладов: Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди. Сoncerto
2
grosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах.
2.Примерная тематика докладов: Театр французского классицизма. Пьер Корнель.
2
«Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера.
Дифференцированный зачет.
2
ВСЕГО:
63

ОК1-9

ОК1-9

ОК1-9

ОК1-9

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета МХК
Оборудование учебного кабинета: рабочие места учащихся (столы, стулья),
рабочее место педагога.
Кабинет оборудован техническими средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении
играет создание технических условий для использования компьютерных и
информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки,
организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией,
использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания :
1.Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт ;
переводчик С. Бриллиант. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Антология
мысли). — ISBN 978-5-534-10959-7. — Текст : электронный
2. Тугендхольд, Я. А. Художественная культура Запада / Я. А. Тугендхольд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53413489-6. — Текст : электронный
3. Гартман, К. Стили / К. Гартман. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261
с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12184-1. — Текст : электронный
4.Богаевский, Б. Л. Крит и Микены. Эгейская культура / Б. Л. Богаевский. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53411213-9. — Текст : электронный
5.Тэн, И. Философия искусства : краткий курс лекций / И. Тэн ; переводчик Н.
Соболевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Антология мысли). —
ISBN 978-5-534-07455-0. — Текст : электронный
3.2.3 Дополнительная источники
2.
Арефьев М. А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д. Русская культурология.
СПб., 2003. – Текст: непосредственный.
3.
Багновская Н. М. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный.
4.
Березовая Л. Г., Берлякова Н. Н. История русской культуры. В 2-х ч. М.,
2002. – Текст: непосредственный.
5.
Бирюков А. В., Ефремов В. Я., Ипполитов Г. М. История культуры России.
Самара, 2004. – Текст: непосредственный.
6.
Бледный С. Н., Грехов В. Н., Дунаев К. С. История культуры России: с
древнейших времен до начала ХХ в. М., 2004. – Текст: непосредственный.
7.
Брейтман А. С. Культурология. Хабаровск, 2004. – Текст:
непосредственный.
8.
Викторов В. В. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный.
9.
Волков В. Н. Основы культурологии. Иваново, 2005. – Текст:
непосредственный.
10.
Воронкова Л. П. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный.
11.
Гнездилова И. Н. Культурология – история культуры. Авторский курс
лекций. В 2-х ч. Тюмень, 2005. – Текст: непосредственный.
12.
Горелова Ю. Р. Культурология. Омск, 2005. – Текст: непосредственный.
13.
Грожан Д. В. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 2005. – Текст:
непосредственный.
12

14.
Громов П. Т. История мировой и отечественной культуры. Избранные
лекции. В 4-х т. Балашов, 2002. – Текст: непосредственный.
15.
Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология: теория культуры. М.,
2004. – Текст: непосредственный.
16.
Гуревич П. С. Культурология. М., 2006. – Текст: непосредственный.
17.
Евсюкова А. В., Калмыкова В. А. Культурология: история зарубежной
культуры. Пенза, 2005. – Текст: непосредственный.
18.
Емохонова Н.В.
Мировая художественная культура. Учебник. М ,
Академия, 2016. – Текст: непосредственный.
19.
Ермишина Н. Д. Культурология. М., 2006. – Текст: непосредственный.
20.
Жукоцкая З. Р. Культурология. Курс лекций. М., 2006. – Текст:
непосредственный.
21.
Журавлев Н. В. Основы культурологии. Краткий конспект лекций. М., 2004.
– Текст: непосредственный.
22.
Замалеев А. Ф. История русской культуры. СПб., 2005. – Текст:
непосредственный.
23.
Иконникова С. Н. История культурологических теорий. М., 2005. – Текст:
непосредственный.
24.
История мировой культуры.// Под ред. А. В. Волошинова. Саратов, 2003. –
Текст: непосредственный.
25.
История мировой культуры.// Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2004. –
Текст: непосредственный.
26.
Каверин Б. И. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный.
27.
Кадыров А. М. Культурология: теория и история культуры. Уфа, 2004. –
Текст: непосредственный.
28.
Кармин А. С. Культурология. СПб., 2004. – Текст: непосредственный.
29.
Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. М., 2004. – Текст:
непосредственный.
30.
Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. Курс лекций. М.,
2003. – Текст: непосредственный.
31.
Костина А. В. Культурология. М., 2006. – Текст: непосредственный.
32.
Кравченко А. И. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный.
33.
Культурология. История мировой культуры.// Под ред. Т. Ф. Кузнецовой.
М., 2003. – Текст: непосредственный.
34.
Культурология. История мировой культуры.// Сост. И. И. Алпацкий. Тамбов,
2005. – Текст: непосредственный.
35.
Культурология. Курс лекций.// Под ред. И. Г. Палий. Ростов-на-Дону, 2005.
– Текст: непосредственный.
36.
Культурология. Учебно-методический комплекс.// Под ред. О. Л. Лейбович.
Пермь, 2005. – Текст: непосредственный.
37.
Культурология.//В. Э. Вечканов, Н. Г. Коршевер, Д. Г. Мирошникова, Ю. Б.
Пушкова, Н. И. Шельнова. М., 2005. – Текст: непосредственный.
38.
Культурология.// Под ред. А. А. Радугина. М., 2003. – Текст:
непосредственный.
39.
Культурология.// Под ред. А. В. Павлова. Тюмень, 2004. – Текст:
непосредственный.
40.
Культурология.// Под ред. А. И. Шаповалова. М., 2003. – Текст:
непосредственный.
41.
Культурология.// Под ред. В. А. Фортунатовой, Л. Е. Шапошникова. М.,
2003. – Текст: непосредственный.
42.
Культурология.// Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2005. – Текст:
непосредственный.
13

43.
Культурология.// Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Солонина. М., 2005. – Текст:
непосредственный.
44.
Культурология.// Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2006. – Текст:
непосредственный.
45.
Культурология: История мировой культуры.// Под ред. Н. О. Воскресенской.
М., 2003. – Текст: непосредственный.
46.
Курочкина Л. Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные
проблемы отечественной культуры. Воронеж, 2004. – Текст: непосредственный.
47.
Лалетин Д. А. Культурология. Воронеж, 2005. – Текст: непосредственный.
48.
Левяш И. Я. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный.
49.
Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры. М., 2004. –
Текст: непосредственный.
50.
Малышкин С. А., Ягодынская Н. В. Культурно-исторические центры
России. М., 2005. – Текст: непосредственный.
51.
Мамонтов А. С., Мамонтов С. П. Культурология. М., 2005. – Текст:
непосредственный.
52.
Мезин С. А. История русской культуры X-XVIII веков. М., 2003. – Текст:
непосредственный.
53.
Мельникова Е. В. Мировая художественная культура. Омск, 2004. – Текст:
непосредственный.
54.
Мировая культура и искусство.// Сост. А. М. Белюков. Кемерово, 2004. –
Текст: непосредственный.
55.
Мировая художественная культура. В 2-х т.// Под ред. Б. А. Эренгросс. М.,
2005. – Текст: непосредственный.
56.
Могилевская Г. И. Мировая культура и искусство. Шахты, 2003. – Текст:
непосредственный.
57.
Никитич Л. А. Культурология: теория, философия, история культуры. М.,
2005. – Текст: непосредственный.
58.
Петрашкевич-Тихомирова О. М. Культурология как теория культуры. М.,
2005. – Текст: непосредственный.
59.
Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2004. – Текст: непосредственный.
60.
Платонова Э. Г. Культурология. М., 2003. – Текст: непосредственный.
61.
Розин В. М. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный.
62.
Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры. М., 2005. –
Текст: непосредственный.
63.
Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2006. – Текст:
непосредственный.
64.
Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2006. – Текст:
непосредственный.
65.
Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004. –
Текст: непосредственный.
66.
Самыгин С. И., Столяренко В. Е., Столяренко Л. Д. Культурология. М. Ростов-на-Дону, 2004. – Текст: непосредственный.
67.
Сидорова И. М. Мировая культура и искусство (в таблицах и схемах).
Рыбинск, 2004. – Текст: непосредственный.
68.
Симкина Н. Н. Культурология. Брянск, 2004. – Текст: непосредственный.
69.
Сковородкин В. М. Культурология. М., 2003. – Текст: непосредственный.
70.
Соколов В. А. Культурология. Ростов-на-Дону, 2004. – Текст:
непосредственный.
71.
Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2006. – Текст:
непосредственный.
14

72.
Теоретическая культурология.// Под ред. А. В. Ахутина. М., 2005. – Текст:
непосредственный.
73.
Толпыкин В. Е., Толпыкина Т. В. Культурология. М., 2005. – Текст:
непосредственный.
74.
Трофимова Р. П. История русской культурологии. М., 2003. – Текст:
непосредственный.
75.
Федотова Т. Л. Культурология. Традиционная культура и народное
искусство. СПб., 2005. – Текст: непосредственный.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
В результате освоения
Разбирается в основных Анализ
выполнения
дисциплины обучающийся
видах и жанрах
контрольной работы.
должен знать:
искусства.
Анализ
выполнения
•
особенности
Знает направления,
практического задания.
возникновения и основные
стили, шедевры мировой Анализ работы студента на
черты стилей и направлений
художественной
семинарском занятии
мировой художественной
культуры.
Зачет.
культуры;
Понимает особенности
•
шедевры мировой
языка различных видов
художественной культуры,
искусства.
•
основные выразительные
средства художественного языка
разных видов искусства,
•
роль знака, символа, мифа
в художественной культуре.
образа жизни.
В
результате
освоения Определяет
Анализ
выполнения
дисциплины
обучающийся произведения искусства контрольной работы.
должен уметь:
и соотносит их с
Анализ
выполнения
определенной эпохой.
практического задания.
• сравнивать художественные
Умеет устанавливать
Анализ работы студента на
стили и соотносить их с
связи между
семинарском занятии.
определенной исторической
произведениями разных
эпохой, направлением,
видов искусства.
национальной школой;
Пользуется различными
• называть их ведущих
источниками
представителей;
• понимать искусствоведческие информации о мировой
художественной
термины и пользоваться ими;
культуры.
• осуществлять поиск, отбор и
обработку информации в области Использует
приобретенные знания и
искусства;
умения в практической
• уметь аргументировать
деятельности.
собственную точку зрения в
дискуссии по проблемам
мировой художественной
культуры;
•
уметь
выполнять
учебные и творческие задания
(эссе,
доклады,
рефераты,
отзывы, сочинения, рецензии);
•
использовать
приобретенные
знания
в
практической деятельности и
повседневной жизни;
•
для определения путей
своего культурного развития и
профессионального
самоопределения;
16

•
ориентации
в
классическом
наследии
и
современном
культурном
процессе;
•
организации личного и
коллективного досуга;
самостоятельного
художественного творчества.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».