МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» с вариативной подготовкой в области иностранного языка с методикой преподавания Екатеринбург 2020 Рассмотрена на заседании кафедры начального образования «20» мая 2020 г., протокол №10 Заведующий кафедрой ____________/Куткина О.А../ Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1353 Утверждена решением научно-методического совета ГАПОУ СО «СОПК» протокол №11 от «03» июня 2020 г. Рабочая программа учебной и производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Балина Ирина Германовна, преподаватель высшей квалификационной категории кафедры начального образования ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» Долгих Екатерина Игоревна, заведующая отделом социально-педагогической работы ГАПОУ СО Свердловского областного педагогического колледжа Тухтарова Наталья Васильевна, методист, преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО Свердловского областного педагогического колледжа Куткина Ольга Александровна, заведующая кафедрой начального образования ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» © Балина И.Г., Долгих Е.И., Тухтарова Н.В., Куткина О.А., 2020 © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ....................................................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ............................................7 3. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ...........................................18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ .....................................................24 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) Программа практики является частью ОПОП по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» 1.2. Цель практики: освоение обучающимися вида профессиональной деятельности по специальности - организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, формирование общих и соответствующих профессиональных компетенций, а также необходимых умений и опыта практической работы по данному виду профессиональной деятельности. Задачи практики определяются программами по каждому виду практики. С целью овладения данным видом профессиональной деятельности студент должен иметь практический опыт: - анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного (-ых) предмета (-ов)); - определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной работы в избранной области деятельности; - наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; - наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся; - ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности; уметь: - находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности; - определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; - составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами; - использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; 4 - планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении; - мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения; - планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими); - подбирать и использовать на занятии дидактические материалы; - использовать различные методы и приемы обучения; - осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий; - выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся; - составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми; - применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); - вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности; анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности. знать: - сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; - особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе; - теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; - педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы; - методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; - особенности общения младших школьников; - методы, приемы и формы организации общения младших школьников; - методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности; - способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников; - формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса; - логику анализа внеурочных мероприятий и занятий; - виды документации, требования к ее оформлению. 1.3. Результаты практики Результатом освоения практики является освоение общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 5 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. профессиональных компетенций (ПК) ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. 1.4. Количество недель (часов) на освоение программы практики Учебной практики (далее УП) - 2 недели (72 часа). Производственной (далее ПП) - 5 недель (180 часов) 1.5. Форма проведения – концентрированно 1.6. Место проведения практики: мастерские ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» по компетенции «Преподавание в младших классах», обеспечивающие выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ практики профессионального модуля с использованием оборудования и инструментов в соответствии с требованиями чемпионатов WorldSkills; базовые образовательные организации г. Екатеринбурга, образовательные организации Свердловской области (на основании договора о практической деятельности и договоров о целевом обучении), загородные оздоровительные лагеря, пришкольные оздоровительные площадки. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ Коды формируемых компетенций Наименование практик ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК5, ОК 6, ПК 2.1., ПК 2.4. УП 02.01. «Знакомство с организацией внеурочной деятельности и общения младших школьников» УП 02.02. «Инструктивнометодический лагерный сбор» ПП 02.01.«Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» ПП 02.02.« Организация деятельности и общения детей в условиях летнего оздоровительного лагеря» ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 2.1., ПК 2.5, ПК 2.4. ОК 1 - ОК 11, ПК 2.1.- ПК 2.5 ОК 3., ОК 4., ОК 6., ОК 10, ОК 11. ПК 2.1- ПК 2.5 Объём времени, отведённый на практику (в неделях, часах) 36 часов, 1 неделя Сроки проведения (семестр) 36 часов, 1 неделя 6 семестр 72 часа, 2 недели 5, 6 семестр 108 часов, 3 недели 6 семестр 4 семестр 7 Тематический план учебной практики УП 02.01 «Знакомство с организацией внеурочной деятельности и общения младших школьников» Цель: сформировать представление об особенностях проектирования, планирования и осуществления организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в процессе знакомства с моделью организации данного процесса в образовательном учреждении. Задачи: - Формирование умения работать с методической литературой и др. источниками информации, необходимыми для организации внеурочной деятельности младших школьников. - Формирование умения анализировать планы организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в избранной области деятельности или по учебному предмету. - Овладение умениями проводить наблюдение за детьми, педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся, особенностей общения. - Формирование умений наблюдения, анализа внеурочных занятий или мероприятий. - Совершенствование знаний об особенностях общения младших школьников, о теоретических основах и методиках планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Коды форми руемы х компе тенци й ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК5, ОК 6, ПК 2.1., ПК 2.4. Наименован ие профессиона льного модуля Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Колво часо в прак тики 36 Виды работ 1. Выполнение заданий дневнике практиканта. 2. Анализ плана внеурочной деятельности ОУ для 1-4 классов. 3. Подбор программ курсов внеурочной деятельности по 5 направлениям (УМК начальной школы, авторских). 4. Описание результатов Наименование учебных дисциплин, МДК, обеспечивающих выполнение видов работ Дисциплины: «Педагогика», «Психология» МДК 02.01 Основы внеурочной работы Наименования тем учебной практики Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в данном образовательном учреждении (ОУ) Тема 2. Программы организации внеурочной деятельности в начальной школе (УМК начальной школы, авторские). Тема 3. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в данном ОУ; наблюдение и анализ внеурочных занятий или мероприятий в ОУ. Тема 4. Проведение педагогической диагностики познавательных интересов, Колво часо в по тема м 6 6 6 6 8 наблюдения и анализа внеурочных занятий или мероприятий в ОУ (заполнить карты наблюдения двух занятий). 5. Проведение наблюдения за учащимся, педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающегося. Составление карты интересов младшего школьника по методике А.И. Савенкова. 6. Проведение анкетирования учащегося класса с целью выявления востребованности и удовлетворенности формами внеурочной деятельности в ОУ и анализ его результатов. 7. Составление картотеки статей, опубликованных в журналах «Начальная школа», «Народное образование», «Дополнительное образование», Интернет ресурсах в помощь интеллектуальных способностей учащегося. Составление карты интересов младшего школьника по методике А.И. Савенкова Анкетирование учащегося класса. Тема 5. Составление картотеки статей по внеурочной работе в избранной области деятельности или по учебному предмету; подбор игровых, тренинговых упражнений и физкультминуток, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Тема 6. Систематизация полученных представлений об особенностях проектирования, планирования и осуществления организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. Оформление и представление документации по результатам практики. 6 6 9 руководству внеурочной работой в избранной области деятельности или по учебному предмету с аннотациями. 8. Подбор игр, тренинговых упражнений, физкультминуток, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности. 10 Тематический план учебной практики УП 02.02. «Инструктивно-методический лагерный сбор» Цель: приобретение умений организации деятельности и общения детей в условиях летнего лагеря. Задачи: - овладение умениями создания условий, необходимых для развития и социализации каждого ребенка, самостоятельной работы с детским коллективом в условиях летних каникул; - овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы вожатого в условиях летнего лагеря; охраны жизни и здоровья детей; - овладение умением планировать и моделировать профессиональную деятельность на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей. Коды форми руемы х компете нций ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 2.1., ПК 2.5, ПК 2.4. Наименова ние профессион ального модуля Организац ия внеурочно й деятельнос ти и общения младших школьнико в Колво часов практ ики Виды работ 36 1. Знакомство с нормативными документами, регламентирующими работу в детском оздоровительном лагере 2. Планирование, моделирование профессиональной деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря в соответствии с требованиями нормативных документов. Составление и оформление отрядной сетки мероприятий, отрядного уголка. 2. Подбор методических материалов (различных форм оздоровительной и воспитательной работы с детьми, игр разной направленности: на Наименование учебных дисциплин, МДК, обеспечивающих выполнение видов работ Дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Безопасность жизнедеятельности», МДК 02.01 Основы внеурочной работы Наименования тем учебной практики Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности вожатого в условиях ДОЛ. Имидж современного вожатого. Тема 2. Современные формы работы вожатого. Организация досуга детей. КТД. Конкурсные программы. Мероприятия. Тема 3. Игровой практикум (подвижные игры, игры на знакомство, на формирование команды, на выявление лидера, игры в дождливые дни). Тема 4. Развитие самоуправления в отряде. Проведение рефлексии. Отрядные огоньки. Тема 5. Конфликтология в лагере. Разрешение конфликтов с различными Кол-во часов по темам 6 6 6 6 6 11 знакомство, выявление лидера, на сплочение, подвижных игр, тренингов,сценарии мероприятий и т.д.) для самостоятельной работы с детским коллективом в условиях летнего лагеря субъектами взаимодействия. Работа с родителями. Педагогическая этика вожатого. Тема 6. Инструктаж по оказанию первой доврачебной помощи в ДОЛ. 6 12 Тематический план производственной практики ПП 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» Цель: приобретение практического опыта организации внеурочной деятельности и общения младших школьников, развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, реализация студентом своего профессионального и личностного потенциала. Задачи: - Совершенствование умения работать с методической литературой и др. источниками информации, необходимыми для организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. - Формирование умения организации и проведения внеурочного занятия (или мероприятия, проекта, виртуальной экскурсии) в различных областях деятельности, в соответствии с критериями оценивания соревнований WorldSkills. Формирование умения определять цель и задачи внеурочной деятельности младших школьников, планировать ее с учетом особенностей вида деятельности, возраста, класса. - Формирование умения использовать различные методы и формы организации внеурочной деятельности с учетом особенностей вида деятельности, возраста и уровня подготовленности обучающихся. - Формирование умения планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе различных видов внеурочной деятельности; мотивировать родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности. - Формирование умения осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. - Формирование умения планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе различных видов внеурочной деятельности; мотивировать родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности. - Совершенствование умений использовать информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе. - Получение практического опыта наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных занятий и мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями. - Овладение умениями ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности. КолКоды Наименов Наименование учебных во Кол-во формир ание дисциплин, МДК, часов Наименования тем часов уемых профессио Виды работ обеспечивающих прак производственной практики по компетен нального выполнение видов тики темам ций модуля работ ОК 1 - ОК 11, ПК 2.1., ПК 2.2, Организац ия внеурочно й 72 1. Технологическая карта, планконспект внеурочного занятия или мероприятия. 2. Проведение внеурочного занятия Дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Психология общения» 1 часть (1 неделя) 36 Тема 1. Планирование деятельности по 6 организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в ОУ. Составление индивидуального 13 ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5., деятельнос ти и общения младших школьнико в или мероприятия в избранной МДК 02.01 Основы области деятельности в внеурочной работы соответствии с критериями соревнований WorldSkills. 3. Самоанализ проведенного внеурочного занятия. 3. Посещение и анализ внеурочного занятия или мероприятия, проведенного однокурсником. 4. Систематизация полученного практического опыта организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. Оформление и сдача отчетной документации. календарного плана практики студентами. прохождения Тема 2. Моделирование занятия: составление технологической карты, плана-конспекта внеурочного занятия или мероприятия в избранной области деятельности (на выбор). Тема 3. Проведение внеурочного занятия или мероприятия в избранной области деятельности в соответствии с критериями соревнований WorldSkills. Обсуждение и анализ результатов в диалоге с сокурсниками, руководителем практики. Тема 4. Оформление самоанализа проведенного внеурочного занятия. 6 6 6 Тема 5. Наблюдение и анализ занятия или 6 мероприятия у сокурсника. Тема 6. Оформление отчетной 6 ОК 1 - ОК 11, ПК 2.1., ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5., Организац ия внеурочно й деятельнос ти и общения младших школьнико в 2 часть. 1. Технологическая карта, планконспект внеурочного занятия или мероприятия. 2. Проведение внеурочного занятия или мероприятия в избранной области деятельности в соответствии с критериями соревнований WorldSkills. 3. Самоанализ проведенного внеурочного занятия. 4. Посещение и анализ внеурочного занятия или мероприятия, проведенного однокурсником. Дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Психология общения» МДК 02.01 Основы внеурочной работы документации. 2 часть (1 неделя) Тема 1. Планирование деятельности по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в ОУ. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики студентами. Тема 2. Моделирование занятия: составление технологической карты, плана-конспекта внеурочного занятия в избранной области деятельности (на выбор). Тема 3. Проведение внеурочного занятия или мероприятия в избранной 36 6 6 6 14 5. Оформление и сдача отчетной документации. Выступление на итоговой конференции, где могут быть представлены фото- и видеоматериалы, презентация. области деятельности в соответствии с критериями соревнований WorldSkills. Обсуждение и анализ результатов в диалоге с сокурсниками, руководителем практики. Тема 4. Оформление самоанализа проведенного внеурочного занятия. Тема 5. Наблюдение и анализ занятия или мероприятия у сокурсника. Тема 6. Оформление отчетной документации. Выступление на итоговой конференции. 6 6 6 15 Тематический план производственной практики ПП 02.02. «Организация деятельности и общения детей в условиях летнего оздоровительного лагеря» Цель: сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника. Задачи практики: - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения программы «Инструктивно-методический лагерный сбор»; - развитие умений самостоятельно анализировать и разрешать проблемные педагогические ситуации; - овладение умениями работать в команде, самостоятельной работы с детским коллективом; - развитие аналитико-рефлексивных, коммуникативных, организаторских, проектных, диагностических и прикладных умений. Код ы форм ируе мых компет енций Наименова ние профессион ального модуля Кол-во часов практи ки Виды работ 108 1. Составление списка детей отряда, режима работы лагеря, актива отряда, макета самоуправления, отрядного уголка, плана-сетки отрядной работы, представления отряда. 2. Проведение тренинга на сплочение «Мы-команда», квест-игры, мастеркласса. Составление методической копилки отрядных и общелагерных мероприятий. Разработка конспекта зачетного мероприятия. ОК 3. ОК 4. ОК 6. Организация внеурочной ОК 11. деятельност ПК 2.1 ПК 2.2 и и общения младших ПК.2.3. ПК 2.4. школьников ОК 10 ПК 2.5 Наименование учебных дисциплин, МДК, обеспечивающих выполнение видов работ Дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Безопасность жизнедеятельности», МДК 02.01 Основы внеурочной работы УП 02.02 Инструктивнометодический лагерный Наименования тем производственной практики Тема 1. План работы отряда в организационный период смены Тема 2. План работы отряда в основной период смены Тема 3. План работы отряда в завершающий период смены Тема 4. Оформление отчетной документации. Выступление на итоговой конференции. Кол-во часов по темам 6 72 6 6 16 Проведение мероприятия, составление самоанализа. 3. Составление портфолио «Я и мой отряд», «Я в профессии», «Мое профессиональное кредо» или самопрезентации «Я – вожатый!» 4. Оформление и сдача отчетной документации. Подготовка выступления на итоговой конференции, где могут быть представлены фото- и видеоматериалы, презентации. сбор 17 3. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ Условиями проведения практики профессионального модуля и реализации программы учебной и производственной практики являются: непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения по профессиональному модулю, преемственность всех этапов практики; наличие баз практики – образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, детских оздоровительных лагерей; - оснащение Мастерских ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» по компетенции Преподавание в младших классах оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ практики профессионального модуля, в том числе оборудованием и инструментами, используемыми при проведении чемпионатов WorldSkills; - широкий, постоянный доступ студентов и руководителей практики к любой информации, связанной с реализацией программы учебной и производственной практики, планируемыми результатами в Информационно-методическом центре колледжа. 3.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики - договоры с базами практики об организации и проведении практики, - приказы, регламентирующие сроки практики, распределение студентов по базам практики, руководство практикой. 3.2.Требования к учебно-методическому обеспечению практики Программа практики, дневники практиканта, дневник вожатого, учебные пособия, образцы планов, конспектов занятий, мероприятий, демонстрационные и раздаточные материалы к проведению внеурочных занятий, мероприятий, видео и фотоматериалы к занятиям, диагностические методики для самоанализа профессиональной деятельности; нормативные документы по организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных организациях, деятельности детских оздоровительных лагерей; примерные программы внеурочной деятельности младших школьников. 3.3. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Материально-техническая база мастерских ГАПОУ СО «СОПК» по компетенции «Преподавание в младших классах», образовательных учреждений, детских оздоровительных лагерей, в которых реализуется программа практики, должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Укомплектованность кабинета в базовых образовательных учреждениях, помещений в детских оздоровительных лагерях оборудованием, учебно-методическим комплексом, необходимым для организации внеурочной деятельности детей в ОУ, в летнем оздоровительном лагере. Технические средства: Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, возможность выхода в Интернет, оснащенный акустическими колонками, микрофоном и наушниками, с пакетом прикладных программ: текстовых, табличных, графических и презентационных. 18 - Мультимедиа проектор. Экран (на штативе или навесной); Музыкальный центр; Интерактивные доски «StarBoard», «SMARTBoard». Множительная и копировальная техника. Укомплектованность мастерской ГАПОУ СО «СОПК» по компетенции Преподавание в младших классах необходимым для проведения занятий оборудованием и техническими средства обучения: - Тележка для планшетов и доп. оборудования (Offisbox) - Планшеты - Тележка для ноутбуков (SchoollBox) - Интерактивный дисплей - Стойка Digis DSM-P106C мобильная для панелей 55"-100" 9 (DIGIS DSM-P106C) - Флипчарт магнитно-маркерный 70х100 см на роликах (Attache 70х100) - Документ камера - Электронный флипчарт (SMART kapp 42; - Автоматизированное рабочее место участника (Acer Extensa 15 EX215-51G-513M, мышь, флешка, наушники) с установленным программным обеспечением. 3.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы УП 02.01. «Знакомство с организацией внеурочной деятельности и общения младших школьников» ПП 02.01 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» Основная литература: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ред. от 03.08.2018). 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642) (ред. от 26.04.2018). 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 373, ред. от 31.12.2015). 6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Совета от 8 апреля 2015 г. Протокол №1/15). 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, ред. от 17.07.2015) 8. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 19 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015). 10. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 11. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта (для ссузов): учебник [Текст] / И.С.Барчуков. — М. : КноРус, 2017. – 368 с. 12. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие [Текст] / Науч. ред. И. В. Муштавинская и Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 256 с. 13. Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации на практике. Учебно-методическое пособие [Текст] / М.П. Нечаев, Р.Ш. Мошнина, С.Н. Усова.- М.: планета, 2019. – 192 с. 14. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельности школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / М.: Просвещение, 2014. 15. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование Реализация. Экспертиза./авт.- сост. Л.Б. Малыхина. и др. – Волгоград: Учитель, 2013.- 165 с. 16. Игры современных тенейджеров. Ролевые и социально-моделирующие игры./ сост. Г.И. Нетреба. – волгоград: Учитель, 2014. – 219 с. 17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. [Текст] / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2013. - 111с. 18. Программы образовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебнометодический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. [Текст] / М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012 19. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.С. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. М.:Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения). Дополнительная литература: 1. Развитие исследовательских умений младших школьников. [Текст] / пособие под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. 1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Авторы: Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др. - М.: Просвещение, 2017. 2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / Авторы: Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др. - М.: Просвещение, 2011. 3. Золотухина-Аболина, Е.В. Основы светской этики: книга для учителей [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, 2013. 4. Исследовательская деятельность младших школьников. [Текст] / Авторы- составители: Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель , 2014. – 138 с.. 20 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / /( А.Г. Асмолов, .В.Бурменская,И.А.Володарская и др.) под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2010. - 152с. 6. Кулдашова, Н.В. Навигатор по организациив неурочной деятельности [Текст] / Н.В. Кулдашова.- Волгоград: Учитель, 2017.- 141 с. 7. Коноваленко, М. Ю. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11060-9. — URL : https://urait.ru/bcode/450979 Источники библиотеки Юрайт: 1. Бочарова, Н. И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05479-8. — URL : https://urait.ru/bcode/454506 2. Бурмистрова, Е. В. Методика организации досуговых мероприятий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бурмистрова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 150 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06645-6. — URL : https://urait.ru/bcode/455095 3. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — URL : https://urait.ru/bcode/450805 4. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06828-3. — URL : https://urait.ru/bcode/455055 5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 422 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10260-4. — URL : https://urait.ru/bcode/456487 6. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410232-1. — URL : https://urait.ru/bcode/456503 7. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534102358. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07046-0. — URL : https://urait.ru/bcode/452363 21 9. Теория и методика игры: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07213-6. — URL : https://urait.ru/bcode/451578 Интернет-ресурсы: 1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru 2. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru 3. Российский портал открытого образования www.openet.ru 4. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru 5. Российский образовательный портал www.school.ru 6. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru 7. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru 8. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru 9. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru 10. Народная библиотека www.biglid.com.au 11. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru 12. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products 13. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ www.youthrf.nm.ru 14. Российская академия образования «Институт содержания и методов обучения»: http://ismo.ioso.ru/ 15. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы интернет-образования. 2012. № 7. Режим доступа http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm 16. Романцева, Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/513088/ УП 02.02. «Инструктивно-методический лагерный сбор» ПП 02.02. «Организация деятельности и общения детей в условиях летнего оздоровительного лагеря» Основная литература 1. Организация летнего отдыха детей и подростков / учеб. пособие для прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 166 с. 2. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере. Методические рекомендации / М.Д. Батаева, Н.Ю. Галой, Г.С Голышев и др.; Под общей редакцией Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 140 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8807. 3. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С.А. Володина, Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко и др.; Под общей ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 102 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8804. 22 4. Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации / Н.П. Болотова, Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко и др.; Под общей ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 66 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8805. Дополнительная литература: 1. Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Коршунов А.В., Менников В.Е. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность».- М., 2016. – 53с. 2. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности: Методические рекомендации // Авторы-составители: Т.Н. Владимирова, А.В. Фефелкина / Под общей редакцией Т.Н. Владимировой. – Москва: МПГУ, 2017. – 36 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8806. 3. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие [Электронный ресурс] / И. Ю. Исаева. - Москва: Флинта, 2010. - 200 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54554 4. История вожатского дела: Методические рекомендации / Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко, Л.А. Долинская и др.; Под общей ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 142 с. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8808. 5. Кузмин, М.А. Вожатый / М.А. Кузмин. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 40 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257956. 6. Леванова, Е.А. Игра в тренинге: Личный помощник тренера / Е.А. Леванова, А.Н. Соболева, В.А. Плешаков и др. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 367 с. 7. Лопатина И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. Методические рекомендации по направлению «Личностное развитие. Творческое развитие». - М., 2016. 47с. 8. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации / Н.Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхина, А.А. Сажина, С.З. Могилевская, С.Ю. Смирнова; Под ред. Н.Ю. Лесконог, Е.Н. Матюхиной. – Москва: МПГУ, 2017. – 98 c. Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=8809. Савельев, Д.А. 8. Мастер-класс для вожатых: Пособие для педагогов дополнительного образования / Д.А. Савельев. – Москва: Владос, 2015. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96390. 9. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Под ред. Б. В. Куприянова. — М., 2014. 10. Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников. - М., 2016.- 47с. Интернет-ресурсы: 1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации. – официальный текст: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148894/ 2. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – официальный текст: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148995/ Технология массового мероприятия. Источник -http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700613 23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ Отчетность по практике 1. Аттестационный лист по практике. 2. Дневник практиканта 3. Отчет по практике. Оценка освоения программы практики Аттестация по результатам каждого дифференцированного зачета. вида практики проводится в форме Критериями оценки работы студентов на учебной и производственной практике являются следующие: − степень теоретического осмысления профессионально-педагогической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов); − степень сформированности профессионально-педагогический умений; − уровень профессиональной направленности (интерес к педагогической профессии, любовь и уважение к детям, к школе, отношение к работе и т.д.). - выполнение всего объёма работы, качество и своевременность представления отчетной документации. Критерии выставления оценки за производственную практику Оценка Отлично Критерии оценки степени сформированности компетенций Выставляется студенту, который: - выполнил весь объём работы, требуемый программой практики; - показал высокое качество выполняемых отдельных видов деятельности (преимущественно высокий уровень владения компетенциями); - продемонстрировал умения правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу, умение в организации и проведении внеурочного занятия, мероприятия с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - показал глубокие теоретические знания и использовал их в практической деятельности при решении различных учебновоспитательных задач; - провел последовательный и разносторонний самоанализ практической деятельности; - проявил положительное отношение к учащимся и членам педагогического коллектива, устойчивый интерес к педагогической деятельности и добросовестное отношение к выполняемой работе; проявил в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру; - предоставил по результатам практики в определённые сроки 24 Хорошо Удовлетворитель но полную и качественно оформленную документацию в соответствии с необходимыми требованиями. Выставляется студенту, который: - выполнил весь объём работы, требуемый программой практики; - показал высокое качество выполняемых отдельных видов деятельности (преимущественно высокий уровень владения компетенциями); - продемонстрировал умения правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу, умение в организации и проведении внеурочного занятия, мероприятия с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - показал глубокие теоретические знания и использовал их в практической деятельности при решении различных учебновоспитательных задач; - провел последовательный и разносторонний самоанализ практической деятельности; - проявил положительное отношение к учащимся и членам педагогического коллектива, устойчивый интерес к педагогической деятельности и добросовестное отношение к выполняемой работе; проявил в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру; - предоставил по результатам практики в определённые сроки полную и качественно оформленную документацию в соответствии с необходимыми требованиями. Выставляется студенту, который: - выполнил весь объём работы, требуемый программой практики; - допускал значительные ошибки при выполнении отдельных видов деятельности (преимущественно низкий уровень владения компетенциями); - показал недостаточное качество проведения занятий, мероприятий; допускал ошибки в планировании учебновоспитательной работы и методике проведения внеурочного занятия или мероприятия, не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности детей; - не продемонстрировал глубокие знания теоретических основ внеурочной работы и недостаточное умение их использовать в практической деятельности; - проявил положительное отношение к обучающимся, но недостаточную самостоятельность, творческий подход, заинтересованность в профессиональной деятельности педагога; - не провел последовательный и разносторонний самоанализ практической деятельности; - предоставил по результатам практики в определённые сроки 25 неполную или некачественно оформленную документацию. Не Выставляется студенту, который: удовлетворительн - не выполнил программу практики; о - обнаружил слабые теоретические знания основ внеурочной деятельности в избранной области, неумение применять их для реализации воспитательных и образовательных задач; - неспособность организовывать педагогически целесообразную деятельность обучающихся и проводить внеурочные занятия и мероприятия; - обнаружил неспособность устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и членам педагогического коллектива; - недобросовестно относился к выполняемой работе (не посещал образовательное учреждение, не проводил занятия, уклонялся от поручений); - не предоставил отчётную документацию. Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне Максимальный балл выставляется при выполнении плана практики на 95- 100%. При невозможности провести внеурочное занятие или мероприятие по объективным причинам (отмена занятий в школе по метеоусловиям, болезнь студента и др. причины, возникшие в силу непредвиденных обстоятельств) студенту занятие засчитывается по конспекту, при этом отметка выставляется на балл ниже. Результаты практики УП 02.01 «Знакомство с организацией внеурочной деятельности и общения младших школьников» Освоенные компетенции ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Наименование результата практики Знает нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников в ОУ Знает программы курсов внеурочной деятельности для НОО Понимает ценность и значимость организации внеурочной деятельности для развития младшего школьника Владеет навыками самоорганизации Формулирует оценочные суждения Оценка 26 ОК 4. Способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Умеет работать с методической литературой и др. источниками информации, необходимыми для организации внеурочной деятельности младших школьников. Умеет подобрать игры, тренинговые упражнения, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Умеет подобрать программы внеурочной деятельности определенной направленности Владеет профессиональным аппаратом понятийным ОК 5. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Использует информационные ресурсы, в том числе Интернета в профессиональной деятельности Умеет составлять картотеку статей, опубликованных в журналах «Начальная школа», «Народное образование», «Дополнительное образование», Интернет ресурсах в помощь руководству внеурочной работой в избранной области деятельности или по учебному предмету. ОК 6. Способность работать в Умеет устанавливать педагогически коллективе и команде, целесообразные взаимоотношения с субъектами взаимодействовать с руководством, образовательного процесса коллегами Умеет вступать в диалогическое общение Умеет устанавливать контакт с детьми ПК 2.4. Анализировать процесс и Умеет анализировать особенности организации результаты внеурочной деятельности и внеурочной деятельности и общения младших отдельных занятий. школьников, план организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в избранной области деятельности или по учебному предмету в ОУ Умеет фиксировать результаты педагогического наблюдения и анализа внеурочных занятий или мероприятий в ОУ ПК 3.1. Проводить педагогическое Умеет проводить наблюдение за детьми, педагогическую диагностику познавательных наблюдение, интерпретировать интересов, интеллектуальных способностей полученные результаты. обучающихся, особенностей общения и интерпретировать полученные результаты. Умеет составить карты интересов младших школьников Владеет аналитическими умениями ПК 4.4. Способность оформлять Использует компьютерные программы при педагогические разработки в виде оформлении и предъявлении результатов отчетов, выступлений. деятельности Выполняет работу в соответствии с требованиями к ведению дневника практиканта САМООЦЕНКА 27 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне 28 Результаты практики ПП 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» Освоенные компетенции Наименование результата практики Оценка ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес Демонстрирует интерес к применению приобретенных профессиональных знаний и умений на практике ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК3.Способность оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Владеет навыками самоорганизации. Рациональность организации собственной деятельности. Своевременная сдача дневника практиканта Обосновывает выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач Выявляет (распознает) проблемы, определяет возможные причины проблем, инициирует действия по их решению Активность, инициативность, творческий подход в профессиональной деятельности. Наличие положительных отзывов по итогам практики Находит ситуации оптимальное решение нестандартной Проявляет осознанную готовность к работе в условиях неопределенности. ОК 4. Способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Отбирает и использует необходимую информацию для эффективного выполнения профессиональных задач Владеет профессиональным понятийным аппаратом Использует информационные ресурсы, в том числе Интернета для организации внеурочной деятельности младших школьников в избранной области деятельности или по учебному предмету Использует информационно-коммуникационные технологии в воспитательном процессе. ОК 6. Способность работать в Умеет устанавливать педагогически целесообразные коллективе и команде, взаимоотношения с субъектами образовательного взаимодействовать с руководством, процесса, грамотно использовать различные стили коллегами педагогического общения Использует деловой стиль общения ОК 7. Способность ставить цели, Обоснованно ставит цели, задачи деятельности мотивировать деятельность обучающихся на занятии. обучающихся, организовывать и Применяет эффективные способы, приемы мотивации, контролировать их работу с организации и контроля внеурочной деятельности принятием на себя ответственности за младших школьников качество образовательного процесса Проявляет ответственность за качество образовательного процесса ОК 8.Способность самостоятельно Самостоятельно планирует процесс профессионального определять задачи профессионального самообразования, повышения личностного и и личностного развития, заниматься профессионального уровня самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 29 ОК 9.Способность осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК10.Способность осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК11.Способность строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия Демонстрирует умение использовать ИКТ, элементы современных технологий организации внеурочной деятельности Соблюдает санитарные нормы и технику безопасности на занятии Использует здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с правовыми нормами. Определяет цели и задачи занятия с учетом особенностей возраста, класса, отдельных учащихся Осуществляет планирование занятия в избранной области деятельности или по учебному предмету ПК 2.2. Проводить внеурочные Знает дидактические основы планирования, проведения мероприятия. и анализа внеурочного занятия или мероприятия Демонстрирует умения организации и проведения внеурочного занятия или мероприятия в различных областях деятельности (по выбору), создания на занятии эмоционального комфорта Демонстрирует умение организовывать различные виды деятельности, самостоятельную деятельность детей Демонстрирует умение использовать методы и формы организации внеурочной деятельности с учетом особенностей вида деятельности, возраста и уровня подготовленности обучающихся Демонстрирует умение планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе различных видов внеурочной деятельности (по выбору); мотивировать родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности Демонстрирует знание и эффективное применение оборудования и материалов Демонстрирует умение работать с методической, учебной литературой, программами, различными источниками информации ПК 2.3. Осуществлять педагогический Демонстрирует умение осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и контроль, оценивать процесс и результаты результаты деятельности деятельности обучающихся (достижение поставленных обучающихся целей и планируемых результатов) Проводит оценку достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся ПК 2.4. Анализировать процесс и Умеет составить отзыв на занятие или мероприятие, результаты внеурочной деятельности проведенное однокурсником с анализом особенности и отдельных занятий организации внеурочной деятельности и общения младших школьников в избранной области деятельности или по учебному предмету Владеет умениями наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями. 30 Грамотность осуществленного самоанализа проведенного занятия (мероприятия), аргументированность изложения результатов самонаблюдения ПК 2.5. Вести документацию, Демонстрирует умение ведения документации, обеспечивающую организацию обеспечивающей организацию внеурочной работы в внеурочной деятельности и общения избранной области деятельности младших школьников Демонстрирует умение составлять технологическую карту, план-конспект внеурочного занятия (мероприятия), дидактический материал к занятиям по избранному виду деятельности в соответствии с требованиями. Форма и содержание проведенного занятия (мероприятия) соответствует предъявляемым к ним методическим требованиям. ПК 4.4. Способность оформлять Умеет оформить конспект (сценарий) занятия в педагогические разработки в виде соответствии с требованиями отчетов, выступлений. Выполняет работу в соответствии с требованиями к ведению дневника практиканта САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне Максимальный балл выставляется при выполнении плана практики на 95- 100%. При невозможности провести внеурочное занятие или мероприятие по объективным причинам (отмена занятий в школе по метеоусловиям, болезнь студента и др. причины, возникшие в силу непредвиденных обстоятельств) студенту занятие засчитывается по конспекту, при этом отметка выставляется на балл ниже. 31 Результаты практики УП 02.02. «Инструктивно-методический лагерный сбор» Освоенные компетенции Наименование результата практики ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес Знает нормативно-правовые документы, регламентирующие работу в детском оздоровительном лагере ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4. Способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владеет навыками самоорганизации Умеет обосновать выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач ОК 5. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Использует информационные ресурсы, в том числе Интернета для воспитательнооздоровительной работы с детьми в летний период Оценка Понимает значимость работы вожатого для развития и социализации детей в условиях летнего лагеря Умеет работать с методической литературой и др. источниками информации, необходимыми для организации деятельности и общения детей в условиях летнего лагеря ПК 2.1. Определять цели и задачи Умеет планировать, моделировать деятельность и внеурочной деятельности и общения, общение детей в условиях летнего оздоровительного планировать внеурочные занятия. лагеря в соответствии с требованиями нормативных документов. Умеет определять цели и задачи организации деятельности и общения детей, планировать результат мероприятия с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей детей в условиях летнего лагеря Умеет подбирать методические материалы (различные формы оздоровительной и воспитательной работы с детьми, КТД, игры разной направленности: на знакомство, выявление лидера, на сплочение, подвижных игр, тренингов и т.д.) для самостоятельной работы с детским коллективом в условиях летнего лагеря ПК 2.5. Вести документацию, Умеет составить и оформить план-сетку работы обеспечивающую организацию отряда на смену, отрядный уголок внеурочной деятельности и общения младших школьников. ПК 4.4. Способность оформлять Использует компьютерные программы при педагогические разработки в виде оформлении и предъявлении результатов деятельности отчетов, выступлений. Умеет разрабатывать сценарии мероприятий в соответствии с требованиями ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне 32 Результаты практики ПП 02.02. «Организация деятельности и общения детей в условиях летнего оздоровительного лагеря» ОТЗЫВ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ В оздоровительном лагере _____________________________ студент_________________гр.______ Свердловского областного педагогического колледжа в период с по__________20___года Компетенции Общие ОК 3. ОК 4. ОК 6. ОК 10 ОК 11. ОК 12. Критерии Оценка Студент умеет осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач Студент умеет строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. Студент умеет организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Студент умеет работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Студент владеет навыками наблюдения за детьми и педагогической диагностики их познавательных интересов, способностей Студент умеет планировать ситуации, стимулирующие общение детей и подростков в процессе деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении Студент умеет ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательного процесса Студент умеет осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей Профессиональные Студент умет определять цели и задачи оздоровительной и ПК 2.1 ПК-2.2 воспитательной работы с детьми и подростками в лагере ПК 3.5 Студент умеет планировать оздоровительную и воспитательную работу на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей Студент умеет использовать различные методы и формы организации деятельности и общения детей с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей и подростков Студент умеет анализировать процесс и результат деятельности и общения детей в условиях лагеря Итоговая оценка за практику в оздоровительном лагере, выводы, рекомендации, предложения, особое мнение. __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _________________________________________________________ Подпись________________/__________________________________________________________ расшифровка подписи, должность 33 М.П. 34 ОТЗЫВ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В оздоровительном лагере _____________________________ студент_______________гр._______ Свердловского областного педагогического колледжа Дата проведения: _________________________ Название мероприятия: Компетенции Общие Профессиональные Трудовые функции Критерии Оценка Студент умеет осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для подготовки и проведения мероприятия Студент умеет ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательного процесса Студент умеет работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами Студент умеет создавать условия для самоопределения личности детей и подростков при организации и проведении мероприятий Студент умеет оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Студент умеет устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и подростками Студент владеет навыками планирования, проведения мероприятия Студент умеет определять цели и задачи организации деятельности и общения детей, планировать результат мероприятия с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей детей и подростков Студент умеет обосновывать выбор формы, методов при организации и проведении мероприятия Студент умеет выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей и подростков Студент владеет навыками анализа и самоанализа мероприятия, результата деятельности и общения детей Психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива. Нормативно-правовое регулирование жизнедеятельности детей и деятельности в лагере Применение знаний об истории вожатства, истории детского движения вожатской Обеспечение основ безопасности жизнедеятельности в детском лагере. Информационно-медийное сопровождение в детском лагере Организация массовых мероприятий. Соблюдение и защита профессиональной этики и культуры вожатого в лагере _________________________________________________________________ Итоговая оценка за зачетное мероприятие, выводы, рекомендации, предложения, особое мнение._________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________ Подпись________________/__________________________________________________________ расшифровка подписи, должность М.П. 35 Форма аттестационного листа по практике АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ ФИО_____________________________________________________________________ обучающийся (аяся) на ____ курсе по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Успешно прошел (ла) учебную (производственную) практику по профессиональному модулю __________________________________________________________________________ В объеме ____ часов с «_» _____ 20__г. по «__ » ____ 20____г. В организации_______________________________________________________________ наименование организации, юридический адрес Виды работ, выполненных Оценка выполнения работ (положительная обучающимся во время практики – 1, отрицательная – 0) Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной / производственной практики __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Оценка выполнения программы практики: Дата___________20____ Подпись ответственного лица организации (базы практики) ____________________________________/ФИО, должность МП Подпись руководителя практики ____________________________________/ФИО, должность 36