ОУД.14 ИНФОРМАТИКА

Приложение 4.5
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14 ИНФОМАТИКА
49.02.01 Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14. «Информатика» разработана на
основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития
образования» (2015), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж».

государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Лежнина А.В., преподаватель 1 категории,
Перминова Е. В., преподаватель 1 категории.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» ...................................................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ..............23

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная
дисциплина
«Информатика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СОО и учебным планом по специальности 49.02.01 Физическая
культура.
Учебная дисциплина «Информатика» обеспечивает формирование универсальных
учебных действий по всем видам деятельности ФГОС по специальности 49.02.01
Физическая культура. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
следующих УУД:
Личностных:
Л1. чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям
отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
Л2. осознание своего места в информационном обществе;
Л3. готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,
используя для этого доступные источники информации;
Л5. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе
по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с
использованием современных электронных образовательных ресурсов;
Л7. умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной
деятельности, так и в быту;
Л8. готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций.
Метапредметных:
М1. умение определять цели, составлять планы деятельности и определять
средства, необходимые для их реализации;
М2. использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
М3. использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
М4. использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников, в том числе из сети Интернет;
М5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
М6. умение
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
4

М7. умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и коммуникационных технологий.
Предметных:
П1. сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
П2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов
формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
П3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
П4. владение способами представления, хранения и обработки данных на
компьютере;
П5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
П6. сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
П7. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
П8. необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
П9. владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка
программирования;
П10. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
П11. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ
П12. прав доступа к глобальным информационным сервисам;
П13. применение на практике средств защиты информации от вредоносных
программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и
средствами коммуникаций в Интернете.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Содержание рабочей программы учебной дисциплины ОУД.14 Информатика
направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете;

формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;

формирование у обучающихся умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при
этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств
ИКТ при изучении различных учебных предметов;

приобретение обучающимися опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной, деятельности;
5


приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание
ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение и использование информации;

владение информационной культурой, способностью анализировать и
оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных
технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
Код
Уметь
УУД
Личностные УУД
Л1.
 оценивать достоверность
информации, сопоставляя различные
источники;
Л2.
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
Л3.
 использовать готовые
информационные модели, оценивать
их соответствие реальному объекту и
целям моделирования;
 осуществлять выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной
задачей;
 создавать информационные
объекты сложной структуры, в том
числе гипертекстовые;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
Л4.
 оценивать достоверность
информации, сопоставляя различные
источники;
 осуществлять поиск информации
в базах данных, компьютерных сетях
и пр.;
 представлять числовую
информацию различными способами
(таблица, массив, график, диаграмма
и пр.);
Л5.
 иллюстрировать учебные работы
с использованием средств
информационных технологий;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические

Знать
 назначение и виды информационных
моделей, описывающих реальные
объекты или процессы;
 различные подходы к определению
понятия «информация»;
 методы измерения количества
информации: вероятностный и
алфавитный;
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);

 использование алгоритма как способа
автоматизации деятельности;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
6

рекомендации при использовании
средств ИКТ;
Л6.

 просматривать, создавать,
редактировать, сохранять записи в
базах данных;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;

Л7.

 распознавать информационные
процессы в различных системах;
 представлять числовую
информацию различными способами
(таблица, массив, график, диаграмма
и пр.);

Л8.

 осуществлять выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной
задачей;
 создавать информационные
объекты сложной структуры, в том
числе гипертекстовые;

Метапредметные УУД
М1.
 использовать готовые
информационные модели, оценивать
их соответствие реальному объекту и
целям моделирования;
 осуществлять выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной
задачей;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
М2.
 распознавать информационные
процессы в различных системах;
 просматривать, создавать,
редактировать, сохранять записи в
базах данных;

редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);
 назначение и функции операционных
систем;
 назначение и виды информационных
моделей, описывающих реальные
объекты или процессы;
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);
 назначение и функции операционных
систем;
 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);
 использование алгоритма как способа
автоматизации деятельности;
 различные подходы к определению
понятия «информация»;
 использование алгоритма как способа
автоматизации деятельности;

 методы измерения количества
информации: вероятностный и
алфавитный;
 знать единицы измерения
информации;
7

М3.

М4.

М5.

М6.

 представлять числовую
информацию различными способами
(таблица, массив, график, диаграмма
и пр.);
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
 осуществлять поиск информации
в базах данных, компьютерных сетях
и пр.;
 иллюстрировать учебные работы
с использованием средств
информационных технологий;
 создавать информационные
объекты сложной структуры, в том
числе гипертекстовые;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
 оценивать достоверность
информации, сопоставляя различные
источники;
 осуществлять выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной
задачей;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
 использовать готовые
информационные модели, оценивать
их соответствие реальному объекту и
целям моделирования;
 просматривать, создавать,
редактировать, сохранять записи в
базах данных;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
 иллюстрировать учебные работы
с использованием средств
информационных технологий;
 представлять числовую
информацию различными способами
(таблица, массив, график, диаграмма
и пр.);

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);

 назначение и функции операционных
систем;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);

 назначение и виды информационных
моделей, описывающих реальные
объекты или процессы;

8

М7.

 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
 соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании
средств ИКТ;
 иллюстрировать учебные работы
с использованием средств
информационных технологий;
 осуществлять поиск информации
в базах данных, компьютерных сетях
и пр.;

 назначение наиболее
распространенных средств
автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических
редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем

Объем образовательной программы

117

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

40
0
38
0
39
2

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Самостоятельная работа обучающихся обучающихся

1 семестр (34 часа – аудиторных, 17 -самработы)
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Введение
Содержание учебного материала
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической,
социальной, культурной, образовательной сферах.
Значение информатики при освоении специальностей СПО.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на компьютере в
кабинете информатики
Тема 1.1. Основные
Содержание учебного материала
этапы развития
Основные этапы развития информационного общества.
информационного
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
общества
Информационные ресурсы общества
Самостоятельная работа обучающихся
1.Заполнить таблицу «Информационные революции»
Тема 1.2. Виды
Содержание учебного материала
профессиональной
Стоимостные характеристики информационной деятельности
деятельности человека с Образовательные информационные ресурсы.
использованием
Работа с программным обеспечением.
технических средств и
Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
информационных
В том числе практические занятия.
ресурсов
1.Виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств и
информационных ресурсов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить сообщение «Информационные технологии в моей будущей профессии»
Содержание учебного материала

Объем
часов

9
1

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Л2, Л5, Л3, Л6,
М1-М7

1

2

Л1, Л4, М4

1
1
1
3

Л1, Л4, М4

2
2
1
1
3

Л1, Л4, М4
10

Тема 1.3. Правовые нормы, Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере,
меры их предупреждения. Лицензионные и свободно распространяемые программные
относящиеся к
продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернета.
информации,
правонарушения в
Самостоятельная работа обучающихся
информационной сфере,
1.Создать буклет «Меры обеспечения информационной безопасности дома и на работе»
меры их предупреждения
Раздел 2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1. Основные
Содержание учебного материала
подходы к понятию
Подходы к понятию информации и измерению информации.
информации и
Информационные объекты различных видов.
измерению количества
Самостоятельная работа обучающихся
информации
Решение задач на нахождение количества информации.
Тема 2.2. Кодирование
Содержание учебного материала
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой
информации и видеоинформации. Различные способы кодирования информации на
протяжении веков. Кодирование и декодирование. Кодирование информации на компьютере.
Электронная цифровая подпись.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Определить способ кодирования и раскодировать сообщение
Тема 2.3. Представление Содержание учебного материала
числовой информации с Представление числовой информации с помощью систем счисления. Системы счисления
помощью систем
позиционные и непозиционные. Системы счисления, используемые в компьютерах.
счисления
Перевод из одной системы счисления в другие. Представление информации в двоичной
системе счисления. Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Арифметические и
Арифметические и логические основы работы компьютера.
логические основы
Логические выражения и таблицы истинности.
работы компьютера.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление и решение логических задач.
Тема 2.5. Компьютер как Содержание учебного материала
исполнитель команд
Алгоритм: понятие, виды и способы описания.

2
1
1
30
3

М2, П7, Л3, М1

2
1
1
3

М2, П7, Л3, М1

2

1
1
3

М2, П7, Л3, М1

2
1
1
3
2
1
1
3
2

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7
11

Тема 2.6. Программный
принцип работы
компьютера

Тема 2.7. Компьютерное
моделирование

Тема 2.8. Проведение
исследования на основе
построенной
компьютерной модели

Тема 2.9. Основные
информационные
процессы и их
реализация с помощью
компьютеров: хранение,
поиск и передача
информации.

Тема 2.10.
Представление об
автоматических и

Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм.
Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и
тестирование. Переход от неформального описания к формальному.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить алгоритм: поиска среднего роста учащихся в классе, а также минимального и
максимального значения роста
Содержание учебного материала
Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели. Примеры компьютерных
моделей различных процессов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать компьютерную модель
Содержание учебного материала
Компьютерные модели
В том числе практические занятия
1.Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
Содержание учебного материала
Компьютерные модели
В том числе практические занятия
1.Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить отчет о проведенном исследовании
Содержание учебного материала
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Хранение информационных объектов различных видов на цифровых носителях.
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации
Файл как единица хранения информации. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов при их
хранении и передачи. Запись информации на компакт-диски различных видов.
В том числе практические занятия
1.Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать архив из нескольких файлов и определить его объем
Содержание учебного материала
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах
управления. АСУ различного назначения, примеры их использования

1
1
3
2
1
1
2
2
2
4

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

2
2
2
2
3

Л4, Л8, М1

2
2
1
1
3

Л4, Л8, М1

12

автоматизированных
системах управления

В том числе практические занятия
1.Пример АСУ образовательного учреждения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение «Возможности АСУ ОУ»
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1. Архитектура
Содержание учебного материала
компьютеров
Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК.
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщения по теме «Многообразие компьютеров»
Тема 3.2. Внешние
Содержание учебного материала
устройства
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
В том числе практические занятия
1.Примеры комплектации компьютера внешними устройствами в соответствии с целями его
использования
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщения по теме «Компьютер в моей будущей профессии»
Тема 3.3. Программное
Содержание учебного материала
обеспечение компьютера Виды программного обеспечения компьютеров. Графический интерфейс пользователя
В том числе практические занятия
1.Операционная система.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить кроссворд по теме «Операционная система».
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Специализированное
Компьютерное рабочее место. Специализированное программное обеспечение
программное
В том числе практические занятия
обеспечение.
1.Примеры комплектации компьютера специализированным программным обеспечением в
Контрольная работа за 1 соответствии с целями его использования
семестр
Практическая работа за 1 семестр
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение «Программное обеспечение, необходимое в моей будущей профессии»
2 семестр (44 часа аудиторных, 22 – самработы)
Тема 3.5. Локальная сеть Содержание учебного материала

2
2
1
1
24
3

Л1, Л6, М6

2
1
1
3

Л1, Л6, М6

2
2
1
1
3

Л1, Л6, М6

2
2
1
3

Л1, Л6, М6

2
2
1
1
3

Л1, Л6, М6
13

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в
локальных компьютерных сетях. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое
пространство в локальной сети
В том числе практические занятия
1.Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в общем дисковом
пространстве
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить правила работы в локальных компьютерных сетях
Тема 3.6. Компьютерное Содержание учебного материала
рабочее место
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Эксплуатационные требования к
компьютерному рабочему месту
Самостоятельная работа обучающихся
1.Набрать в текстовом редакторе тест по теме «Компьютерное рабочее место», состоящий из
пяти вопросов
Тема 3.7.
Содержание учебного материала
Профилактические
Компьютерное рабочее место
мероприятия для
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его
компьютерного рабочего комплектацией для профессиональной деятельности.
места
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить план техобслуживания компьютера
Тема 3.8. Защита
Содержание учебного материала
информации,
Защита информации, антивирусная защита. Безопасность автоматизированного рабочего
антивирусная защита
места. Антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его
комплектацией для профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написать инструкцию «Профилактика компьютера от вирусов»
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала

2
2
1
1
3

Л1, Л6, М6

2
1
1
3

Л1, Л6, М6

2
1
1
3

Л1, Л6, М6

2
1
1
33
3

14

Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, их основные
возможности. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов.
Форматирование текстовых документов. Создание компьютерных публикаций на основе
использования готовых шаблонов. Форматирование абзацев, форматирование символов.
Списки нумерованные, маркированные и многоуровневые. Таблицы.
Тема 4.1. Технология
Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат
создания и обработки
бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц). Печать текста.
текстовой информации
В том числе практические занятия
1.Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторные работы по Word №1, №2
Тема 4.2. Возможности
Содержание учебного материала
настольных
Системы оптического распознавания документов. Проверка правописания. Возможность
издательских систем
перевода текста в Word 2010, Word 2013, Word 2016. Форматирование абзацев,
форматирование символов. Вставка формул, рисунков. Создание рисунков.
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
В том числе практические занятия
1.Обработка текстовой информации. Использование систем проверки орфографии и
грамматики
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Word №3
Тема 4.3. Гипертекстовое Содержание учебного материала
представление
Гипертекстовое представление информации. Многоколоночная верстка. Оформление
информации
буквицы. Вставка объектов Word Art.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Word №4
Тема 4.4. Технология
Содержание учебного материала
создания и обработки
Назначение и основные функции электронных таблиц. Основные элементы: ячейка, строка,
числовой информации
столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные
ссылки. Автозаполнение. Встроенные математические функции. Встроенные статистические
функции. Встроенные логические функции. Списки. Сортировка и поиск данных. Системы
статистического учета
В том числе практические занятия

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

2
2
1
1
3

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

2
2
1
1
3
2
1
1
3

Л8, Л3, Л5, Л7,
Л6, М3, М5, М7

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7

2
15

Тема 4.5. Средства
графического
представления данных

Тема 4.6. Представление
об организации баз
данных и системах
управления ими

Тема 4.7. Формирование
запросов для работы в
сети Интернет с
электронными
каталогами

Тема 4.8. Электронные
образовательные
ресурсы

Тема 4.9. Технология
создания и обработки
видеоинформации.

1.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для
выполнения учебных заданий из разных предметных областей
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторные работы по Excel №1, 2, 3
Содержание учебного материала
Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование
диаграмм. Средства графического представления статистических данных. Представление
результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Excel №4
Содержание учебного материала
Понятие и типы информационных систем. База данных. Табличные базы данных. Система
управления базой данных (СУБД) Организация баз данных Заполнение полей баз данных
Возможности систем управления базами данных
В том числе практические занятия
1.Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных
Содержание учебного материала
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения:
юридических, библиотечных, социальных, кадровых и др.
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей.
В том числе практические занятия
1.Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами
библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных
областей.
Содержание учебного материала
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов.
Образовательные специализированные порталы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение по теме «Электронные образовательные ресурсы и образовательные
специализированные порталы по выбранной профессии»
Содержание учебного материала
Назначение и основные функции видеоредакторов.
Создание видеоролика из фотографий.

2
1
1
3
2

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7

1
1
2

Л6, М2, М5

2
2
2

Л1, Л3, Л4, Л5,
Л8, М2, М7

2
2
4
2

Л1, Л3, Л4, Л5,
Л8, М2, М7

2
2
4

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7
16

В том числе практические занятия
1.Видеомонтаж
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить электронную музыкальную открытку.
Тема 4.10.
Содержание учебного материала
Представление о
Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию.
программных средах
Использование анимации в презентациях. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при
компьютерной графики, помощи ссылок. Демонстрация презентации. Презентационное оборудование. Средства компьютерных
презентациях
презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование
и мультимедийных
презентационного оборудования.
средах
В том числе практические занятия
1.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов. Оформление
электронных публикаций.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу по Power Point №1
Тема 4.11. Знакомство с
Содержание учебного материала
электронными
Знакомство с электронными гипертекстовыми книгами, электронными учебниками и
гипертекстовыми
журналами
книгами, электронными
Самостоятельная работа обучающихся
учебниками и журналами
1.Выполнить лабораторную работу по Power Point №2
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1. Технические и
Содержание учебного материала
программные средства
Возможности и преимущества сетевых технологий. Глобальная сеть Интернет. Адресация в
телекоммуникационных Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. IP-адрес. Доменная система имен. Браузер
технологий
Работа с различными браузерами, настройка управления.
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. .
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации по теме «Возможности и преимущества сетевых технологий»
Тема 5.2. Поиск
Содержание учебного материала
информации с
Поиск информации с использованием компьютера Поисковые системы. Программные
использованием
поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации.
компьютера
Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных
образовательных порталах.
В том числе практические занятия

2
2
2
2
3

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7

2
2
1
1
3
2
1
1
21
3

Л8, Л3, Л4, Л5,
Л7, Л6, М3, М5,
М7

Л5, М3, М6, М7

2
1
1
3

Л5, М3, М6, М7

2
17

1.Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых
структурах, базах данных, сети Интернет.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации по теме «Этические нормы коммуникации в Интернете»
Тема 5.3. Поиск
Содержание учебного материала
рисунков и фотографий с Поиск рисунков и фотографий с использованием компьютера
использованием
Программные поисковые сервисы.
компьютера
В том числе практические занятия
1.Осуществление поиска информации по фотографии или рисунку в сети Интернет
Тема 5.4. Передача
Содержание учебного материала
информации между
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Электронная
компьютерами.
почта. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
В том числе практические занятия
1.Электронная почта и формирование адресной книги.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу «Электронная почта»
Тема 5.5. Методы и
Содержание учебного материала
средства создания и
Назначение и функции сайта. Основные понятия.
сопровождения сайта
Методы создания и средства сопровождения сайта.
В том числе практические занятия
1.Методы и средства создания и сопровождения новостной ленты, сайта электронного
журнала или интернет-газеты (на примере раздела сайта образовательной организации).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создать сайт «Мое портфолио»
Тема 5.6. Возможности
Содержание учебного материала
сетевого программного
Личные и коллективные сетевые сервисы в Интернете. Возможности сетевого программного
обеспечения
обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных
компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной
деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, система медицинского
страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнить лабораторную работу «Onlinetestpad»

2
1
1
2

Л5, М3, М6, М7

2
2
3

Л5, М3, М6, М7

2
2
1
1
4

Л5, М3, М6, М7

2
2
2
2
4

Л5, М3, М6, М7

2

2
2
18

Дифференцированный
зачет
Всего

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети
профессиональной образовательной организации СПО

2
117

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие
учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной
дисциплины «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD
ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть
кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте
педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, вебкамера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего
места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных
сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка
клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы:
«Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки
программ»,
«Системы
счисления»,
«Логические
операции»,
«Блок-схемы»,
«Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов»,
портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и
др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для
операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы
учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата,
диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в
компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных
устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по информатике,
словарями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и научно-

популярной литературой и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
3.2.2. Электронные издания
1. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для
среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/449286
2. Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/453928.
3.3.3. Дополнительные источники
1. Басова Л.Л Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / Л. Л. Босова, А.
Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-99633141-3. - Текст: непосредственный.
2. Босова Л. Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / Л. Л. Босова, А.
Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 256 с.: ил. ISBN 978-5-99633142-0 - Текст: непосредственный.
3. Гейн А. Г. Информатика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый уровень / А.Г. Гейн, А.А. Гейн. — М.: Просвещение, 2019. — 128 с.: ил. — (Сферы).
— ISBN 978-5-09-072318-3- Текст: непосредственный.
4. Гейн А. Г. Информатика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый и углубл. уровни / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. — 6-е изд. — М.: Просвещение,
2019. — 336 с.: ил. — ISBN 978-5-09-072326-8. - Текст: непосредственный.
5. Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика. 10 класс
учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [А. Г. Гейн, А. Б. Ливчак,
А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман]. — 6-е изд. — М: Просвещение, 2019. — 272 с: ил. — ISBN 978-509-072325-1- Текст: непосредственный.
6. Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.]; под редакцией Г. Е. Кедровой. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10244-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456496
7. Семакин И. Г. Информатика. 11 класс (базовый уровень): учебник / И. Г.
Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 224
с.: ил.ISBN 978-5-9963-4456-7- Текст: непосредственный.
8. Семакин И. Г. Информатика. 10 класс (базовый уровень): учебник / И. Г. Семакин,
Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 264 с: ил. ISBN
978-5-9963-4455-0- Текст: непосредственный.
9. Угринович Н. Д. Информатика. 11 класс (базовый уровень): учебник / Н. Д.
Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 272 с.: ил. ISBN 978-5-9963-44642- Текст: непосредственный.
10. Угринович Н.Д. Информатика 10 класс (базовый уровень): учебник/ Н. Д.
Угринович — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-9963-44635- Текст: непосредственный.
11. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ. Практикум для
профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.
21

пособие для нач. и сред. проф. образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. : учеб.
пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 5-е изд., стер., — М: Издательский центр
«Академия», 2019 — 240 с. ISBN 978-5-7695-7459-7- Текст: непосредственный.

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Умения:
оценивать
достоверность Выполнение заданий по Устный и письменный
информации, сопоставляя оцениванию достоверности опросы.
различные источники;
информации
Традиционная
оценка
знаний.
распознавать
Выполнение заданий на Внеаудиторная
информационные процессы распознавание
Самостоятельная работа
в различных системах;
информационных
обучающихся
процессов в различных
системах
использовать
готовые Выполнение заданий на Внеаудиторная
информационные модели, использование
готовых Самостоятельная работа
оценивать их соответствие моделей.
обучающихся
реальному объекту и целям
моделирования;
осуществлять
выбор Выполнение практических Практическое занятие,
способа
представления заданий по выбору способа внеаудиторная
информации в соответствии представления информации Самостоятельная работа
с поставленной задачей;
в
соответствии
с обучающихся
поставленной задачей.
иллюстрировать учебные Выполнение практических Практическое занятие,
работы с использованием заданий
на внеаудиторная
средств информационных иллюстрирование учебной Самостоятельная работа
технологий;
работы используя средства обучающихся
ИТ.
создавать информационные Выполнение заданий на Практическое занятие,
объекты
сложной создание гипертекстовых внеаудиторная
структуры, в том числе информационных объектов. Самостоятельная работа
гипертекстовые;
обучающихся
просматривать, создавать, Выполнение заданий на Практическое занятие,
редактировать, сохранять создание, редактирование и внеаудиторная
записи в базах данных;
сохранение записей в БД.
Самостоятельная работа
обучающихся
осуществлять
поиск Выполнение практических Практическое занятие,
информации
в
базах заданий
на
поиск внеаудиторная
данных,
компьютерных информации в БД и Самостоятельная работа
сетях и пр.;
Интернете.
обучающихся
представлять
числовую Выполнение заданий на Практические занятия,
информацию различными представление
числовой внеаудиторные
способами
(таблица, информации различными самостоятельные работы
массив, график, диаграмма способами.
и пр.);
соблюдать правила техники Демонстрация
правил Устный и письменный
безопасности
и техники безопасности и опросы.
гигиенические
гигиенических
23

рекомендации
при
использовании
средств
ИКТ.
Знания:
различные
подходы
к
определению
понятия
«Информация»;
методы
измерения
количества
информации:
вероятностный
и
алфавитный. Знать единицы
измерения информации;
назначение
наиболее
распространенных средств
автоматизации
информационной
деятельности
(текстовых
редакторов,
текстовых
процессоров, графических
редакторов,
электронных
таблиц,
баз
данных,
компьютерных сетей);
назначение
и
виды
информационных моделей,
описывающих
реальные
объекты или процессы;
использования алгоритма
как способа автоматизации
деятельности;

рекомендаций
использовании
ИКТ.

при Традиционная
оценка
средств знаний.
Практические занятия.

Изложение
различных Устный и письменный
подходов к определению опросы.
понятия «Информация».
Традиционная
оценка
знаний.
Выделение
методов Практическое занятие,
измерения
количества внеаудиторная
информации.
Самостоятельная работа
обучающихся
Выделение
назначения Внеаудиторная
наиболее распространенных Самостоятельная работа
средств
автоматизации обучающихся
деятельности

Выделение назначения и Практическое занятие,
видов
информационных внеаудиторная
моделей
Самостоятельная работа
обучающихся
Выполнение заданий на Практическое занятие,
использование алгоритмов. внеаудиторная
Самостоятельная работа
обучающихся
назначение и функции Выделение назначения и Внеаудиторная
операционных систем.
функции
операционных Самостоятельная работа
систем
обучающихся

24

Приложение
Примерные темы индивидуальных проектов
• Умный дом.
• Коллекция
ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте
образовательной организации по профильным направлениям подготовки. Создание
структуры базы данных библиотеки.
• Тест по предметам.
• Простейшая информационно-поисковая система.
• Мой рабочий стол на компьютере.
• Электронная библиотека.
• Оргтехника и специальность.
• Электронная тетрадь.
• Журнальная статья.
• Вернисаж работ на компьютере.
• Электронная доска объявлений.
• Дистанционный тест, экзамен.
• Урок в дистанционном обучении.
• Личное информационное пространство.
• Резюме: ищу работу.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».