ОУД.08 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приложение 4.8
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 49.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
49.02.01 Физическая культура
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020
1

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Основы безопасности
жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных
образовательных организаций, рекомендованных Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (2015), в
соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 №06-259).
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Поланская Т.П., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ

И

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

7
15
УЧЕБНОЙ
17

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО и с учебным планом по
специальности Физическая культура.
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
1. Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз.
2. Готовность к служению Отечеству, его защите.
3.Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
4.Исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.).
5.Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности.
6.Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
• метапредметных:
1. Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и
сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности
человека.
2. Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности.
3. Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий.
5. Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
6. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
7. Формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников.
8. Развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
4

9. Формирование умения анализировать явления и события природного,
техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
10. Развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать
в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях.
11. Освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни.
12. Приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с
нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации.
13. Формирование установки на здоровый образ жизни.
14. Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки.
• предметных:
1. Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности,
в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально
нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая
отрицательное влияние человеческого фактора.
2. Получение знания основ государственной системы, российского
законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз.
3. Сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального
поведения.
4. Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.
5. Освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
6. Освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека.
7. Развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
8. Формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные
информационные источники.
9. Развитие умения применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
10. Получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:
законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и
обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских
ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки.
11. Освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с
военной службы и пребывания в запасе.
12. Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах
поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их
профилактике.

5

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на
достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы —
совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает
существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и
государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к
приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
УУД

Умения

Знания

УУД
Л1-Л6
М1-М14


умения применять
полученные знания в области
безопасности на практике,
проектировать модели личного
безопасного поведения в
повседневной жизни и в
различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;

умения предвидеть
возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по
характерным для них признакам,
а также использовать различные
информационные источники;

применение знания основ
обороны государства и воинской
службы: законодательства об
обороне государства и воинской
обязанности граждан; прав и
обязанностей гражданина до
призыва, во время призыва и
прохождения военной службы,
уставных отношений, быта
военнослужащих, порядка
несения службы и воинских
ритуалов, строевой, огневой и
тактической подготовки;

владение основами
медицинских знаний и оказания
первой помощи пострадавшим
при неотложных состояниях
(травмах, отравлениях и
различных видах поражений),
включая знания об основных


представления о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том
числе о культуре экологической
безопасности как жизненно важной
социально нравственной позиции
личности, а также средстве,
повышающем защищенность личности,
общества и государства от внешних и
внутренних угроз, включая
отрицательное влияние человеческого
фактора;

знания основ государственной
системы, российского
законодательства, направленного на
защиту населения от внешних и
внутренних угроз;

представления о необходимости
отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного
характера, а также асоциального
поведения;

представления о здоровом образе
жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального
благополучия личности;

знания распространенных
опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и
социального характера;

знания факторов, пагубно
влияющих на здоровье человека;

знания основных мер защиты (в
том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в
6

инфекционных заболеваниях и
их профилактике.

условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;

знания основных видов военнопрофессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной
службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и
пребывания в запасе.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
Вид учебной работы учебной дисциплины
часов
105
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение

70

практические занятия

35

индивидуальный проект
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

35

Промежуточная аттестация в форме дифзачета

2

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
УУД,
формированию
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем в которых
разделов и тем
обучающихся
часах
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
24
Тема 1.1
Содержание учебного материала
4
Л1, Л5,М4
Введение
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Цели
2
и задачи дисциплины. Основные теоретические положения и понятия.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Сообщение «Эволюция среды обитания, переход к техносфере»
2
Л3,Л5,М3
Тема 1.2
Содержание учебного материала
3
Здоровье и здоровый Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие
2
образ жизни
сохранения и укрепления здоровья.
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Эссе «Роль безопасности жизнедеятельности в медицине»
1
Содержание учебного материала
3
Двигательная активность и закаливание организма. Занятие физической культурой,
Тема 1.3
физическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха.
Факторы,
Л3,Л5,М3
В том числе практических занятий
2
способствующие
1.Изучение основных положений организации рационального питания и освоение
2
укрепления
методов его гигиенической оценки
здоровья
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.Эссе «Роль физических нагрузок на здоровье человека»
1
Содержание учебного материала
6
Тема 1.4
1. Основные источники загрязнения окружающей среды.
2
Влияние
Техносфера как источник негативных факторов.
Л3,Л5,М3
неблагоприятной
окружающей среды
В том числе практических занятий
2
на здоровье
1.Заполнение таблицы предельно допустимых значений факторов внешней среды и
2
человека. Вредные
существующих показателей. Выполнение сопоставимого анализа.
8

привычки и их
профилактика

Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание презентаций: «Наркомания – социальное зло 21 века»
«Никотин и никотиновая зависимость».
Содержание учебного материала
Моделирование поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей
транспортных средств при организации дорожного движения
Тема 1.5
В том числе практических занятий
Правила и
1.Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей
безопасность
транспортных средств при организации дорожного движения
дорожного движения
Самостоятельная работа обучающихся
1.Сообщение «Система ответственности участников дорожного движения за
нарушение ПДД».
Содержание учебного материала
Тема 1.6
Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье
Репродуктивное
женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое
здоровье как
составляющая часть условие сохранности репродуктивного здоровья.
здоровья человека и Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы
семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция
общества
ООН «О правах ребенка».
Правовые основы
взаимоотношений
Самостоятельная работа обучающихся
полов
1.Презентация «Классификация ЧС природного и техногенного характера»
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Общие понятия и
Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера
классификация ЧС
Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану
природного и
образовательных учреждений.
техногенного
В том числе практических занятий
характера
1.Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной
автономии
Самостоятельная работа обучающихся
1.Доклад «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при
захвате в качестве заложник».
Тема 2.2
Содержание учебного материала

2
2
4

2
2

Л1,М1,М3,М8

2
2
4
2
Л3,Л5,М3,Л3,М6

2
2
30
4

Л6,М1,М3,М6,М7,
М12

2
2
2
2
4

Л6,М1,М3,М6,М7,
9

Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
последствий ЧС
Гражданская
оборона – составная
часть
обороноспособности
страны

Тема 2.3
Современные
средства поражения
и их поражающие
факторы

Тема 2.4
Организация
инженерной защиты
населения от
поражающих
факторов
чрезвычайных
ситуаций мирного и
военного времени
Тема 2.5
Аварийноспасательные и
другие неотложные

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые
для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы
управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных
ситуаций.
В том числе практических занятий обучающихся
1.Моделирование ЧС на предприятии, создание звеньев и разработка плана действия
звеньев ГО на предприятии

2

Содержание учебного материала
1.Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по
защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях,
возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация
населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
В том числе практических занятий обучающихся
1.Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих
факторов в ЧС мирного и военного времени
Самостоятельная работа обучающихся
1.Презентация: Виды защитных сооружений
Содержание учебного материала
Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных
сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
В том числе практических занятий обучающихся
1.Правила поведения в защитных сооружениях
Самостоятельная работа обучающихся

6
2

1.Презентация на тему «Виды противогазов»
Содержание учебного материала
Понятие «аварийно-спасательные работы». Виды аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
В том числе практических занятий

М12

2
2

2

Л6,М1,М3,М6,М7
М12

2
6
2
2
2
2
2

Л1,Л6,М1,М3,М6,
М7,
М12

6

4

Л1,Л6,М1,М3,М6,
10

1.Изучение аварийно-спасательных и других неотложных работ
2.Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте
Самостоятельная работа обучающихся
1.Сообщение «Пожар, классификация пожаров»
Содержание учебного материала
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств
Тема 2.6
Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
Обучение населения
прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы,
защите от
обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном
чрезвычайных
учреждении, ее предназначение
ситуаций
В том числе практических занятий
1.Изучение первичных средств пожаротушения
Содержание учебного материала
Тема 2.7 Правила
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
безопасного
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве
поведения при
заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных
угрозе
действий.
террористического
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от
акта, захвате в
чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных
качестве заложника органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и
Государственные
собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой
службы по охране
медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
здоровья и
потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие
безопасности
государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации
граждан
защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного
времени.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Содержание учебного материала
Тема 3.1
История создания вооруженных сил России. Военные реформы России.
История создания
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской
Вооруженных Сил
Федерации, рода войск.
России.
Организационная
структура
Самостоятельная работа обучающихся
Вооруженных сил
1. Презентации «Полководцы России», «Российские награды»
работы, проводимые
в зонах
чрезвычайных
ситуаций

2
2
2
2
2
2

М7,М12

Л1,Л6,М1,М3,М6,
М7,М12
2
2
2
2

Л6,М1,М3,М6,
М7,М12

18
4
2
Л2,Л6
2
2
11

Российской
федерации
Содержание учебного материала
Тема 3.2
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского
Воинская
учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
обязанность
Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского
Обязательная
освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
подготовка граждан Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
к военной службе
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления
добровольной подготовки граждан к военной службе.
Содержание учебного материала
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение
Тема 3.3
военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской
Призыв на военную
части
службу
В том числе практических занятий
1.Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции
Содержание учебного материала
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования,
предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки
военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим,
Тема 3.4
проходящим военную службу по контракту.
Прохождение
В том числе практических занятий
военной службы по
контракту
1.Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой
подготовки
Самостоятельная работа обучающихся
1.Презентация «Дни воинской славы России»
Содержание учебного материала
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной
Тема 3.5
гражданской службы. Требования предъявляемые к гражданам, для прохождения
Альтернативная
альтернативной гражданской службы.
гражданская служба
Самостоятельная работа обучающихся
1.Эссе «Качества личности военнослужащего как защитника Отечества»
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 4.1 Понятие
Содержание учебного материала

2
2
Л2,Л6,П7,П8,П9
Л1,М1,М2,М14

2
Л2, Л1,М1,М2,
М14, М8
2
2
6
2

2
2
2
2
4
2

Л2, Л1,М1,М2,
М14

Л2, Л1,М1,М2,
М14

Л1,Л2
2
2
28
11

Л1,Л5,М4, М13
12

первой помощи
Понятие травм и их
виды

Тема 4.2
Первая помощь при
синдроме
длительного
сдавления
Тема 4.3
Понятие и виды
кровотечений

Тема 4.4
Первая помощь при
ожогах.
Первая помощь при
воздействии низких
температур.

Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая
помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный
закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Правила первой помощи при ранениях. Первая помощь при травмах различных
областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной
полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая
помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
В том числе практических занятий
1.Изучение травм и их видов
2.Изучение техники наложения повязок на кисть
3.Изучение техники наложения повязок на голову
4.Изучение техники наложения повязок на брюшную полость
Самостоятельная работа обучающихся
1.Сообщение «Оказание первой помощи при бытовых травмах»,
Содержание учебного материала
Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического
токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.
Самостоятельная работа обучающегося
Сообщение «Синдром длительного сдавливания»
Содержание учебного материала
Первая помощь при наружных кровотечения. Первая помощь при капиллярном
кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Основные признаки
внутреннего кровотечения.
В том числе практических занятий
1.Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях
Содержание учебного материала
Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах.
Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких
температур. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития
перегревов.
В том числе практических занятий
1.Изучение первой помощи при ожогах. Первая помощь при воздействии низких
температур
Самостоятельная работа обучающихся

2

7
1
2
2
2
2
2
2
Л5,М4,М6,М9
2
2
2
Л5,М4,М6,М9
2
2
4
Л5,М4,М6,М9

2
2

Л5,М4,М6,М9

2
13

Тема 4.5
Первая помощь при
попадании
инородных тел в
верхние
дыхательные пути
Первая помощь при
отравлениях
Тема 4.6
Первая помощь при
отсутствии сознания
Тема 4.7
Основные
инфекционные
болезни, их
классификация и
профилактика

1.Составление памяток «Первая помощь при термических ожогах»
Содержание учебного материала
Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей Первая
помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
Самостоятельная работа обучающихся

2
4
2

Л5,М4,М6,М9

2
2

Сообщения «Виды отравлений»
Содержание учебного материала
Алгоритм первой помощи при отсутствии сознания
В том числе практических занятий
1.Изучение и освоение первой помощи при отсутствии сознания
Содержание учебного материала
Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и
общественная практика инфекционных заболеваний.
В том числе практических занятий
1.Изучение Основных инфекционных болезни, их классификация и профилактика

Содержание учебного материала
Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
Тема 4.8.
Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие
Здоровье родителей патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной
и здоровье будущего женщины.
ребенка
Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные
мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни.
Духовность и здоровье семьи.
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
ВСЕГО

2
2
2
2

2
2

Л5,М4,М6,М9

Л1,Л5,М4,М6,М9

1
1

2
105 ч.

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
 УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации,
пособия).
 технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор.
 тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и
пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;
• тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
• имитаторы ранений и поражений;
• образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств
индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1,
общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компасазимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
• учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;
• образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный
пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект
противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка
санитарная; носилки плащевые;
• образцы средств пожаротушения (СП).
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности : понятийнотерминологический словарь / В.В. Гафнер. —М. : ФЛИНТА : Наука, 2016 — 280 с. —
(Серия «Педагогика безопасности».) ISBN 978-5-9765-2470-5 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02038927-4 (Наука). – Текст непосредственный.
2. Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник для
учащихся 11 класса/ В.В. Марков, В.Н.Латчук,С.К. Миронов и др. – М. : ДРОФА; ДИК,
2015. - 228 с. – Текст непосредственный.
3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник
для учащихся 10 класса/ А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А.Васнев. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,
2015. – 161 с. – Текст непосредственный.
4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник
для учащихся 11 класса/ А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов – М. : ООО ФИРМА
«ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ» , 2015. – 320 с. – Текст непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена
сил ГО [электронный ресурс], – http://go-oborona.narod.ru .
8. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию
культуры безопасности среди населения РФ [электронный ресурс],– http://www.kbzhd.ru
9.
Официальный
сайт
МЧС
России
[электронный
ресурс],
–
http://www.mchs.gov.ru.
10. Портал Академии Гражданской защиты [электронный ресурс], –
http://www.mchs.gov.ru
11. Портал Правительства России [электронный ресурс],– http://government.ru.

12. Портал Президента России [электронный ресурс], – http://kremlin.ru.
13. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита» [электронный
ресурс], – http://www.rhbz.ru/main.html.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Бериев О.Г., Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности:
Учебное пособие. – М.: Академцентр Дашков и Кº, 2010. – Текст непосредственный.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – Текст
непосредственный.

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
Знания:

представления о культуре
безопасности жизнедеятельности,
в том числе о культуре
экологической безопасности как
жизненно важной социально
нравственной позиции личности, а
также средстве, повышающем
защищенность личности, общества
и государства от внешних и
внутренних угроз, включая
отрицательное влияние
человеческого фактора;

знания основ
государственной системы,
российского законодательства,
направленного на защиту
населения от внешних и
внутренних угроз;

представления о
необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других
действий противоправного
характера, а также асоциального
поведения;

представления о здоровом
образе жизни как о средстве
обеспечения духовного,
физического и социального
благополучия личности;

знания распространенных
опасных и чрезвычайных
ситуаций природного,
техногенного и социального
характера;

знания факторов, пагубно
влияющих на здоровье человека;

знания основных мер
защиты (в том числе в области
гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
знания основных видов военно-

Критерии оценки
Различает основные
понятия и
теоретические
положения основ
безопасности
жизнедеятельности,
применение знаний
дисциплины для
обеспечения своей
безопасности;
анализирует влияние
современного человека
на окружающую среду,
оценка примеров
зависимости
благополучия жизни
людей от состояния
окружающей среды;
моделирование
ситуаций по
сохранению биосферы
и ее защите

Методы оценки

письменный/устный
опрос;

тестирование;

оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, теоретической
части проектов, учебных
исследований и т.д.)

17

профессиональной деятельности,
особенностей прохождения
военной службы по призыву и
контракту, увольнения с военной
службы и пребывания в запасе.
Умения:

умения применять
полученные знания в области
безопасности на практике,
проектировать модели личного
безопасного поведения в
повседневной жизни и в
различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;

умения предвидеть
возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по
характерным для них признакам, а
также использовать различные
информационные источники;

применение знания основ
обороны государства и воинской
службы: законодательства об
обороне государства и воинской
обязанности граждан; прав и
обязанностей гражданина до
призыва, во время призыва и
прохождения военной службы,
уставных отношений, быта
военнослужащих, порядка несения
службы и воинских ритуалов,
строевой, огневой и тактической
подготовки;
владение основами медицинских
знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных
состояниях (травмах, отравлениях
и различных видах поражений),
включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их
профилактике.

-осваивает модели
поведения в разных
ситуациях;
- выполняет
правильный алгоритм
оказания первой
помощи
пострадавшему;
характеризует
предназначение и
основные функции
полиции, службы
скорой помощи,
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав
потребителей и
благополучия человека
и других
государственных служб
в области безопасности


защита отчетов по
практическим занятиям;

оценка заданий для
самостоятельной работы,

письменные
работы.

18

Приложение
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
• Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
• Взаимодействие человека и среды обитания.
• Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
• Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в
современном обществе.
• Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
• Факторы, способствующие укреплению здоровья.
• Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
• Роль физической культуры в сохранении здоровья.
• Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
• Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
• Табакокурение и его влияние на здоровье.
• Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
• Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
• Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
• Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности
и района проживания.
• Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности
и района проживания.
• Терроризм как основная социальная, опасность современности.
• Космические опасности: мифы и реальность.
• Современные средства поражения и их поражающие факторы.
• Оповещение и информирование населения об опасности.
• Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
в Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
• МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
• Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
• Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
• Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
• Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
• Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
• Символы воинской чести.
• Патриотизм и верность воинскому долгу.
• Дни воинской славы России.
• Города-герои Российской Федерации.
• Города воинской славы Российской Федерации.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
• Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
• СПИД — чума XXI века.
• Оказание первой помощи при бытовых травмах.
• Духовность и здоровье семьи.
• Здоровье родителей — здоровье ребенка.
• Формирование здорового образа жизни с пеленок.
• Как стать долгожителем?
• Рождение ребенка — высшее чудо на Земле.
• Политика государства по поддержке семь

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».